В воскресенье в Керченском проливе начат первый этап морской операции по транспортировке и монтажу арок Крымского моста. Работают более 100 специалистов — моряки, профильные инженеры, сотрудники научно-исследовательских институтов и мостостроители. На фарватерные опоры Крымского моста будет доставлен и поднят железнодорожный арочный пролёт весом более 6 тыс. тонн. Как отмечают специалисты, процесс невероятно сложный, трудоёмкий и может занять до трёх суток.

 —  Морская операция в проекте Крымского моста без преувеличения уникальна для мостостроения: это транспортировка, а потом подъём и монтаж в условиях морской акватории с нестабильным гидрометеорологическим фоном арочной конструкции, вес которой превышает 6 тыс. тонн, — отметил RT заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам ООО «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин.

В транспортировке огромной конструкции задействованы десять буксиров, катеров и других судов. Как отмечают специалисты, при подготовке сложнейшей операции учитывались метеоусловия. В ближайшие 72 часа сила ветра, по прогнозам синоптиков, не должна превысить 10 м/сек.

—  Накануне выхода в море строители подготовили арку к погрузке на плавучие опоры. Под неё были заведены две плавопоры, и, получив подтверждение благоприятного метеопрогноза на следующие трое суток, строители погрузили на них арочный пролёт. Ранним утром плавсистема начала свой пятикилометровый путь от керченского берега к створу моста, — сообщили «Зеркалу Крыма» в инфоцентре «Крымский мост».

Строители готовятся к очередному важному этапу операции: подъёму на проектную высоту в 35 метров.

На данный момент ведётся закрепление подъёмных тросов к подхватным балкам арочного пролёта —такие балки установлены под нижней частью арки — по краям — специально для её подъёма на проектную высоту. После этого на домкраты будет поэтапно передаваться нагрузка: сначала в 5 % от веса пролётного строения, затем в 50 %, далее – в 100 %. Арка поднимется от плавучих опор на 1 метр.

Строители пошагово проверят надёжность конструкций агрегатов и строповочных элементов. В течение часа арка будет выдерживаться на весу и только после этого начнётся дальнейший подъём арочного пролёта. Предполагаемая средняя скорость подъёма арочного пролёта – 5 метров в час.

На фарватерных опорах заранее подготовлено и освидетельствовано всё грузоподъёмное оборудование: фермоподъёмники (агрегаты для подъёма арки), рабочие площадки, оборудование и приспособления (тросовые домкраты, насосные станции и так далее).

В операции по подъёму и монтажу арки задействовано до 30 человек в одну смену (инженеры, стропальщики, сварщики, геодезисты, специалисты контроля качества).

В общей сложности установка железнодорожной арки на фарватере не превысит 72 часов.

Кроме того, приостановлено движение кораблей на фарватере в проливе. Его восстановят сразу же после того, как строители подтвердят: арочный пролёт надёжно закреплён на проектной высоте. Как отметили накануне в Росморречфлоте, введённые ограничения на судоходство в Керченском проливе не окажут существенного влияния на транзит судов.

Окончательный монтаж железнодорожной арки на фарватерные опоры потребует ещё около месяца. Строительно-монтажные работы будут вестись с рабочих площадок, установленных на фарватерных опорах, и не повлияют на судоходство в Керчь-Еникальском канале, — сообщили в инфоцентре «Крымский мост».

Второй этап морской операции – установка автодорожной арки Крымского моста – запланирован на сентябрь.

Инженеры и учёные ведут непрерывный мониторинг операции по установке арки Крымского моста

Технологическая операция по транспортировке и монтажу арочных пролётов Крымского моста сопровождается комплексным мониторингом инженерных конструкций и систем. Он не только позволяет оперативно отслеживать и в случае необходимости реагировать на возникающие изменения, но и создаст уникальную базу для проектирования в будущем объектов, аналогичных проекту Крымского моста.

Прежде всего, ведётся мониторинг состояния арочного пролёта на протяжении всех этапов морской операции. Любая инженерная конструкция находится в напряжённо-деформированном состоянии: на неё влияет целый комплекс внешних факторов (земное притяжение, температура воздуха, атмосферное давление, ветер, влажность и так далее). На арочном пролёте установлены 20 датчиков – тензометров, которые отслеживают изменения деформации напряжения конструкции, начиная от подготовки арки к перевозке и заканчивая её установкой на опорные части. Информация с датчиков дистанционно передаётся в автоматизированную систему сбора, обработки и хранения информации, — сообщили в инфоцентре «Крымский мост».

По одному тензометру установлено на каждой подхватной балке (такие металлические балки смонтированы под нижней частью арки – по краям – специально для ее подъёма на проектную высоту). А ещё 24 тензометра установлены на всех основных конструкциях фермоподъёмников (агрегаты для подъёма арки). Все эти датчики фиксируют изменение деформации напряжения конструкции подхватных балок и фермоподъёмников непрерывно в процессе подъёма арки.

Ещё одно направление – мониторинг положения плавучих опор в процессе перевозки арки. Датчики (6 акселерометров и 4 инклинометра) установлены на плавопорах и передают информацию на мобильную станцию мониторинга.

Параллельно специалисты Крыловского государственного научного центра с помощью волномеров ведут сбор данных за волнением акватории во время движения плавсистемы от керченского берега к фарватерным опорам. Исследователи из этого научного центра ранее провели в интересах мостостроителей математическое и экспериментальное моделирование морской операции по транспортировке арок Крымского моста.

Мониторинг метеоусловий ведётся с помощью мобильной метеостанции, которая установлена на плавсистеме. Она в непрерывном режиме фиксирует гидрометеорологические условия в зоне производства работ, включая скорость и направление ветра, барометрическое давление, видимость, влажность. Дополнительно на строительных кранах, расположенных на технологических площадках у фарватерных опор, каждые 10 минут считываются показатели скорости ветра.

19:40

Домкраты приняли четверть нагрузки арки Крымского моста! До начала её подъёма остаётся совсем не много времени. Всё проходит штатно. Следующий этап — подача 50%, а затем полной нагрузки арки, после чего она будет плавно подниматься вверх со скоростью 5 метров в час