С окончанием зимы активность работ по строительству Крымского моста заметно возросла. На керченской стороне с каждой неделей происходит значительный прогресс — меняется и сам ландшафт местности: от берега протянулась огромная насыпь в сторону технического моста, остановившегося в заливе близ оконечности мыса Ак-Бурун. Десятки единиц тяжёлой техники привозят и ссыпают в море тонны каменных глыб; возводится городок для мостостроителей, вбиваются сваи, укрепляется берег, закладываются бетонные сооружения.

Строительный материал большей частью берётся с территории полуострова и не всегда он природного происхождения. Например, месяц назад стало известно, что на эти цели будут использованы руины Щёлкинской АЭС, выступавшие доселе разве что в роли атрибута постапокалиптического пейзажа у живописного мыса Казантип. На месте развалин атомной станции появится индустриальный технопарк.

Ещё одним поставщиком бетонных плит, каменного лома и песка является Багеровский аэродром, окончательно уничтоженный в украинский период истории Крыма под разговоры о возможном использовании для гражданских нужд и о перспективах его развития. Ещё в мае 2012 года бывший аэродром был продан с молотка по сильно заниженной цене местной частной компании, тут же приступившей к его разборке на строительные материалы.

Этот стратегический военный объект, способный принимать тяжёлые бомбардировщики, начал возводиться почти сразу после войны в рамках ядерной программы. Авиационная база занимала огромную площадь, одна только основная взлётная полоса имела протяжённость 3,5 км при ширине 80 м и толщине плит более 40 см. На этом полигоне были испытаны и отработаны многие новейшие разработки отечественных ВВС.

В 1973 году здесь открылось военное авиационное училище, а в конце 1980-х — произведён капитальный ремонт взлётно-посадочной полосы, позволивший принимать многоразовый орбитальный корабль «Буран». С распадом СССР аэродром оказался не нужен новому независимому украинскому государству, и уже в 1996 году прекратил своё существование. Закрытие военной базы подкосило и связанный с ней посёлок Багерово, который потерял импульс развития и начал быстро приходить в состояние глубокого упадка.

Последнее десятилетие аэропорт создаёт гнетущее впечатление: разбитые подъездные дороги, заросшие травой и деревьями взлётные полосы, множество забытых и разбираемых на камень больших и малых строений, разгромленные подземные склады и авиационные капониры. Некоторое оживление происходило на этой территории раз в год, когда съезжались владельцы тюнингованных автомобилей для участия в любительских гонках на ускорение. Не меньшее уныние вызывает и посёлок, где не было средств даже на косметический ремонт здания администрации, которое кажется нежилым, встречая прохожих облупленными стенами, оголённой кладкой и рассыпающимися в труху рамами.

Большая часть взлётно-посадочной полосы была разобрана ещё до 2014 года, а сегодня, ввиду строительства Крымского моста, темпы достигли впечатляющих масштабов. Надёжная иностранная техника превращает бетонную толщу в груду обломков. Экскаваторы загружают её в огромные причудливые машины для дробления и сортировки, а самосвалы один за другим отвозят материалы к морскому берегу, где обломки усилий прошлых поколений лягут в основу моста, который свяжет два русских берега Керченского пролива.

Хотелось бы надеяться, что после окончательного демонтажа аэродрома на его месте в будущем появится хоть что-то полезное, а не просто первозданная пустыня. И, возможно, какие-то строения ещё можно восстановить, чтобы открыть там музей Багеровского аэродрома для сохранения хотя бы исторической памяти о грандиозных свершениях прошлого.

14 марта 2016 г.













Фото от 12 марта — Г. Б. Григорьев.

309

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.