Прошлый раз на стройке моста через Керченский пролив мы побывали в июне и постарались детально рассказать об увиденном. Тогда ещё обе фарватерные арки монтировались на стапелях технологической площадки «Керчь», причём конструкция автомобильной части только обретала свои формы.

После ответственной и сложной двухэтапной операции по доставке арочных пролётов к судоходному каналу и подъёму их на высоту 35 метров, они заняли проектное положение на вершинах наиболее массивных опор будущего моста. Хотя последние уже приняли на себя нагрузку, всё ещё продолжается их бетонирование и армирование вокруг мощного металлического сердечника. В результате их объём визуально удвоится.

Сегодня остаются буквально десятки метров для соединения пролётов автомобильной части в единое металлическое полотно длиной 17 км, на которое ляжет комплексное покрытие из асфальта, бетона и других слоёв, к качеству нанесения каждого из которых предъявляются самые высокие требования. Покрытие полностью готово на протяжении почти 9 км.

Мостостроители обещают, что до конца года успеют соединить все автомобильные участки. В настоящее время в трёх местах стыковки мостовых отрезков сооружаются временные промежуточные опоры, которые помогут выполнить последние этапы надвижки без помощи навесных аванбеков.

Между тем, пешком уже можно пройти с керченской стороны на таманскую и обратно. Но для этого придётся подняться с технологического моста на вершину фарватерных опор по металлическим лесам с лестницей или на лифте, установленном для удобства рабочих. Под белоснежными арками проходит оживлённое движение торговых судов и флота мостостроителей.

Посетителям от СМИ разрешается подниматься только на железнодорожное арочное пролётное строение, так как на автомобильной части идут более активные работы и ещё не сняты все леса. Кстати, обе арки сейчас соединены между собой узкими переходами.

У одной из опор уже формируется мощное круговое свайное поле, призванное впоследствии стать защитным строением на случай возможных столкновений при неосмотрительном судоходстве — таких конструкций на фарватере будет четыре.

Из-за огромной протяжённости моста понять грандиозность каждой из опор можно, только находясь у её основания. Ближайшие к каналу опоры возвышаются над техническим мостом на высоту 10-этажного дома. Некоторые из них ещё щетинятся металлической опалубкой, лесами и завёрнуты местами в брезент.

Готовы уже все 288 опор автомобильного моста, а параллельно с ними продолжается активное погружение свай и возведение оснований для будущего железнодорожного перехода чрез пролив. Здесь сейчас преимущественно и сконцентрирован строительный флот с баржами, буксирами и плавучими кранами. Кстати, более половины железнодорожных опор уже готовы.

С керченской стороны монтаж металлических пролётных строений производится двумя отдельными технологическими процессами. Вокруг Белого мыса используется метод криволинейной надвижки по друге, но на постоянной высоте. Более сложным, как ни покажется странным, строители называют дальнейший прямой участок с уклоном вверх, что затрудняет процесс надвижки тысяч тонн металла. Тем более, что стапель для сборки пролётов находится на морском участке — его хорошо видно благодаря башенному крану.

На технологической площадке «Керчь» произошли значительные изменения. Там уже нет арок, ставших привычной частью ландшафта, — о них напоминают разве что выкаточные пирсы. Более того, демонтированы и сами стапели — на их месте разместилась складская зона и продолжается обустройство причалов.

По всей видимости, проведённая прокладка судоходного канала к ним путём дноуглубительных работ позволит подходить к пристани плавучим средствам с более серьёзной осадкой.

Сам насыпной мол длиной порядка 1,25 км полностью окончен и не имеет внутри наблюдавшихся прежде лагун. Почти по всей его длине уже готовится основание для прокладки трассы, ведь автомобильный мост будет начинаться не от побережья Керчи, а с конца искусственного мола.

Сравнительно медленными, хотя и запланированными, темпами здесь продолжается сооружение очередных опор железнодорожного моста и монтаж соответствующих пролётов. Так как в конце 2018 года планируется открыть автомобильное движение по мосту, важной задачей для мостостроителей сегодня является адаптация инфраструктуры под продолжение работ в новых условиях.

В частности, на ТП «Керчь» почти завершено возведение путепровода, который позволит технике проезжать под действующим автомобильным полотном. Скорость сооружения автоподходов не вызывает сомнений в их завершении к сроку.

После переселения жителей Верхней Цементной слободки в расположенные неподалёку новые многоквартирные дома, их старое жильё было отключено от всех коммуникаций. Сейчас начался процесс сноса этого ветхого жилья, к которому привлекаются и военнослужащие ближайшей части.

Судя по темпам строительства, весной или летом уже можно будет пересечь пролив на автомобиле по готовому асфальту. Но для окончания автомобильной части ещё предстоит проложить инженерные сети, обустроить водоотводы и локальные очистные сооружения, поставить столбы освещения, оформить барьерные ограждения, установить звукоизоляционные экраны, соорудить контрольно-пропускные пункты и так далее. Впрочем, многое из этого уже выполняется в соответствии с утверждённым графиком работ.

Константин Ходаковский, Керчь