Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы: Стройка Крымского моста в пятую годовщину Русской весны

lina
Опубликовано Март 18, 2019, 5:43 пп
7 secs 574 просмотров

С момента открытия автомобильной части Крымского моста 16 мая 2018 года пресс-туров не проводилось, и вот Инфоцентр снова собрал журналистов федеральных, региональных и иностранных СМИ. Желающих посмотреть, как живёт стройка века и что изменилось за столь продолжительный срок, оказалось гораздо больше обычного, так что визит был разделён на два дня: 13 и 14 марта, резко контрастирующих по погодным условиям — нашей группе повезло меньше.

За 10 месяцев по мосту пролив пересекли 4,5 млн транспортных средств, включая 260 тысяч грузовиков и 50 тысяч автобусов, то есть на сутки приходится в среднем 15 тысяч проездов. Сейчас, в марте, дорога совсем не загружена: автомобили проносятся довольно редко и, как правило, нет повода занимать вторую полосу. При этом пик пришёлся на 12 августа, когда Крым массово покидали отдыхающие и по трассе за день проехало более 30 тысяч автомобилей.

За прошедшую зиму метеостанции зафиксировали в Керченском проливе более 900 штормовых часов, то есть почти 38 суток — порывы ветра в январе достигали 24 м/с, а высота волн — 2,5 м. При таких условиях работа паромной переправы невозможна. Но теперь благодаря мосту сообщение с Крымом не прерывается ни на минуту, а за один только декабрь новую дорогу пересекло 226 тысяч автомобилей.

Установленные на мосту 7 метеостанций следят за состоянием трассы и предупреждают службу эксплуатации в случае изморози, обледенения, снега, дождя, тумана, сильного ветра. При необходимости дорога заблаговременно обрабатывается водно-соляным раствором. Электронные табло сообщают водителям о безопасном скоростном режиме.

В конструктив моста заложен повышенный запас прочности. С момента открытия движения постоянно отслеживается состояние опор и пролётных строений. Только на автодорожной арке установлено более 45 мониторинговых устройств. Превышения расчётных параметров напряжений и деформаций до сих пор зафиксировано не было. Строители обещают, что мост простоит не менее 100 гарантированных лет. К слову, временные лёгкие технические мосты, по которым постоянно движется тяжёлая техника, благополучно служат уже три года и легко пережили ледоход зимы 2017 года.

Погода нынче непостоянная, а потому четверг, начавшись с солнечного утра, встречал нас у вахтового города «Тамань» потемневшим небом, заволоченным облаками. Через них порой пробивался свет, принося в серо-синий мир яркие жёлтые краски, да рисуя на земле сменяющуюся текстуру быстро движущихся над нами туч. Поднялся пронзительно холодный ветер, и по мере продвижения к фарватеру стихия всё более настойчиво заявляла о себе, остужая энтузиазм журналистов и напоминая, в каких непростых, даже в весеннюю пору, условиях трудятся рабочие. Сейчас на стройке задействовано 5 тысяч человек, в прежнее время их количество достигало 10 тысяч.

Для осмотра железнодорожной части колонна машин отправилась под мост по строительному маршруту на косу и остров Тузла, пройдя строгий досмотр на пункте пропуска. Год назад почти весь этот путь был заставлен многочисленными кранами — сегодня их уже почти не встретишь. И это не удивительно, ведь все опоры моста были окончены постройкой ещё в ноябре 2018 года. В несущей части остался лишь один разрыв в месте, откуда прежде производилась надвижка от окончания острова Тузла к фарватеру, а ныне собирается последний пролёт.

В целом 307 железнодорожных опор высотой от 5 до 35 метров будут нести на себе 160 тысяч тонн пролётных строений — осталось смонтировать всего 5 тысяч тонн. Эти пролёты, хотя и у́же автодорожных, но в 1,5 раза тяжелее. Все металлические конструкции моста перед покраской защитным слоем проходят пескоструйную очистку от ржавчины — работа очень трудоёмкая.

Пресс-тур, конечно, был приурочен к 5-летию Русской весны и воссоединения Тавриды с Россией. Благодаря строящемуся мосту Крым перестал ощущать себя островом, а с пуском двухпутной железной дороги уровень экономической и транспортной интеграции существенно возрастёт. Произойдёт это, согласно плану, в декабре текущего года. На сегодняшний день уложена ровно половина из 19 км двухпутного рельсового пути через пролив. Впрочем, ходят слухи, что пустить первые поезда могут уже в мае: для этого с керченской стороны сделан съезд на старую железную дорогу в обход ещё неоконченного пути на Багерово через тоннель.

Всего на мосту будет уложено около 5 тысяч тонн термоупрочнённых рельсов и 76 тысяч железобетонных шпал. По проекту, железная дорога сможет функционировать в температурных условиях от −27 до +57 °C и пропускать до 94 составов в сутки с максимальным весом каждого 7100 тонн. Допустимая скорость движения пассажирских поездов достигает 120 км/ч, а грузовых — до 80 км/ч.

Во время штормов остров и косу местами заливает, так что кое-где под мостом стоит вода. Но если даже представить, что всю Тузлу покроет море, это не сильно отразится на функционировании готового транспортного перехода: ведь в основании каждой опоры — свайное поле, погружённое в грунт на глубину до 105 м. В целом железнодорожная часть опирается почти на 3 тысячи свай.

Но территория острова и косы, конечно, активно задействована для обслуживания моста. Кроме того, на ней размещены комплексы многоуровневой очистки и обеззараживания стоков. За экологически безопасную эксплуатацию железнодорожной части отвечают 18 локальных очистных сооружений.

Первую остановку мы сделали на участке, где ведётся укладка железнодорожного пути. Специальный кран доставляет грузовые платформы с 25-метровыми рельсошпальными звеньями по уже сооружённым железнодорожным подходам с таманской стороны и постепенно движется вперёд, прокладывая себе дорогу по мосту. Звенья кладутся на листы пенополистирола толщиной 4 см, препятствующие трению. Последние в свою очередь покрыты полотном белого геотекстиля, отвечающего за гидроизоляцию металлического основания и отвод влаги к водостокам на очистные сооружения. После укладки рельс производится засыпка щебёночного балласта. С этой целью по мосту уже ходит тепловоз с саморазгружающимися вагонами.

Стальные рельсы расширяются или сужаются в зависимости от температуры воздуха и сейсмических нагрузок. Поэтому через каждые 440 метров устанавливаются уравнительные стыки для компенсации возникающих напряжений — всего их будет 84 комплекта. Железная дорога будет освещена: здесь появится 2,5 тысячи стоек с энергоэффективными светильниками автоматического включения.

Шумоизоляция окружающей среды от железной дороги обеспечивается рядами 3-метровых непрозрачных панелей с наполнением из минеральной ваты. Такие акустические экраны протяжённостью 410 и 480 метров уже установлены на подходах соответственно со стороны Керчи и Тамани. Кроме того, они монтируются на мосту между 1 и 14 и между 286 и 307 опорами.

На фарватере бушевал ураганный ветер. После демонтажа платформ, на которых велось строительство самых крупных опор, удерживающих 11 тысяч тонн арочных пролётов, был убран и лифт — так что подняться теперь на 35-метровую высоту можно только пешком по открытой и слегка раскачивающейся лестнице.

Арка железнодорожного моста с обеих сторон соединена с пролётными строениями. Также в конце прошлого года завершилось сооружение палов, позволяющих уберечь опоры от навала потерявшего управление судна. Прошлый раз мы видели эти конструкции в виде сплошного ряда свай по периметру круга, погружённых на глубину до 29 м. Теперь они заполнены тяжёлым гидротехническим бетоном, опоясаны металлическим кольцом, на котором висят амортизирующие резиновые отбойники, а центр цилиндра доверху заполнен природным камнем.

У каждой из фарватерных опор построено по 5 палов — два диаметром 18 м и три диаметром 13 м. На двух самых крупных установлены сигнальные огни, обозначающие ширину судоходного канала. В основании самих опор тоже закреплены защитные амортизирующие системы, призванные компенсировать силу столкновения. При отсутствии отказов в управлении судном минимальный клиренс между бортом и опорами моста должен составлять 30 м, и эта оценка подтверждается на практике.

Примечательно, что появление Крымского моста не только не ограничило возможности судоходства в Керчь-Еникальском канале, но напротив дополнительное оснащение служб позволило даже ослабить ограничения: для плавания по каналу теперь допускаются суда длиной до 252 м вместо прежних 215 м.

Сейчас на арках выполняется монтаж архитектурной подсветки цветов русского триколора. Предстоит проложить более 19 км кабельных линий и закрепить свыше 2 тысяч энергоэффективных светодиодных светильников. В 2018 году азовскую сторону подсветили синим цветом, сейчас монтируется красная подсветка на черноморской стороне. Белые фонари разместятся на опорах.

По окончанию осмотра фарватера продрогших журналистов повезли знакомиться с котом Мостиком, и отогреваться горячим кофе. Знакомый всем по глянцевым фотографиям лежебока, оказывается, ведёт активный образ жизни: по нескольку недель он пребывает в разных мостостроительных отрядах (в этот раз это был № 41), и время от времени бывает в Инфоцентре, где о нём заботятся особенно прилежно. Причём порой PR-отделу приходится подстраиваться под распорядок Мостика. И хотя он привык находиться в окружении людей, насыщенная фотосессия во время пресс-тура и передача пушистого из рук в руки явно напугала «главного начальника» — это звание он гордо носит на жетоне ошейника.

Производственная программа, которая выполняется без задержек, предусматривает завершение к лету мостового полотна — тогда же начнутся ходовые испытания. До сентября должно быть полностью окончено верхнее строение пути. А к 1 декабря, дню сдачи транспортного перехода, будут смонтированы все системы готовой к эксплуатации железнодорожной части моста, и она будет передана на баланс ФГУП «Крымская железная дорога».

40-километровый подход, соединяющий мост с транспортной системой материковой России через станцию Вышестеблиевская, уже готов. Со стороны Крыма ведётся строительство двухпутного подхода длиной 18 км, включая километровый тоннель. С 2014 года к моменту запуска железнодорожного сообщения будет отремонтировано более 400 км пути.

Константин Ходаковский, Керчь
Фото автора

 

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ