То, что выходило об И.К. Айвазовском ранее

“200 лет триумфа” − это настоящее событие в культурной жизни Крыма. Книга замечательна во всех отношениях: во-первых, она невероятно красива − большой формат, высочайшее качество печати, суперобложка, а во-вторых, ничего подобного в Крыму ещё не издавалось. Да, как ни парадоксально, все книги и альбомы, посвящённые жизни и творчеству художника, чья судьба была неразрывно связана с Крымом, выходили за пределами полуострова.

Главный вдохновитель и, если можно так выразиться, отец книги − это учредитель Издательского дома “ЧерноморПРЕСС” Владимир Костюкевич, а автором издания является Денис Бугаев − именно он занимался сбором материалов и написанием текстов. Вместе с ними над книгой работал и один из лучших крымских дизайнеров Владимир Сычёв.

Владимир Костюкевич так рассказал о проделанной работе:

− Мы представляем вам не просто очередную книгу издательства, нет. Мы представляем вам наши споры и соглашения, ссоры и примирения, радости находок и досаду неудач. Это четыре года нашей жизни, и, поверьте, интересные четыре года.

Когда Денис Бугаев впервые принёс мне текст, я засомневался: не будет ли скучным такое большое количество писем? Я начал читать и понял, что нет! Текст захватил, трудно было оторваться. Материал был подан настолько увлекательно, что я совершенно по-другому стал смотреть на весь противоречивый и такой интересный XIX век.

Работа, без сомнения, была проделана колоссальная. Материалы о жизни Ивана Айвазовского собирались по крупицам из самых разных источников, причём, некоторые из документов публикуются впервые, также был исправлен целый ряд хронологических и фактологических несоответствий в биографии художника, которые ранее тиражировались в литературе. Таким образом “200 лет триумфа” можно назвать самым подробным и точным жизнеописанием художника. Среди источников материалов можно назвать Российский государственный архив литературы и искусства, государственную публичную библиотеку им. М.Е. Салтыкова-Щедрина и другие.

Иван Константиновыч Айвазовский был щедро одарён не только как художник: он прекрасно играл на скрипке, был увлечённым археологом, отдельно стоит отметить, что он вёл весьма активную общественную жизнь. До сих пор Феодосия обязана ему очень многим − трудно назвать другого человека, который бы в такой степени повлиял на благополучие целого города.

Айвазовский прожил долгую, счастливую и очень насыщенную жизнь. Он написал более 6000 полотен − художник работал вплоть до своего последнего дня. Живопись была смыслом его жизни.

В течение жизни художник был знаком и дружен с невероятным количеством знаменитых людей своего времени. И среди них не только люди творчества − писатели, художники, музыканты, актёры, но и монархи, промышленники, общественные, научные и религиозные деятели. Это объясняется в том числе и тем, что Айвазовский очень много путешествовал,  будучи членом Русского географического общества, принимал участие во многих военных и научных экспедициях. Однако после всех странствий он всегда возвращался в Крым, который страстно любил.

В книге приводятся письма многих известных людей, с которыми Айвазовского свела судьба, причём, цитируются эти письма дословно. Это сделано для того, чтобы лучше передать колорит того времени, помочь читателю стать сопричастным эпохе и личности великого мариниста. Также каждому значимому человеку в книге принадлежит отдельная биографическая справка.  Всего таких персоналий в издании 136.

Конечно, в работе над книгой были и сложности. В частности с поиском картин для иллюстрирования творчества Айвазовского − получение юридических разрешений на их публикацию оказалось самым сложным этапом. Первоначально планировалось разместить в книге порядка 300 работ из собраний 70 музеев, но не со всеми удалось достигнуть какого-то соглашения. Так из семи украинских музеев положительно решился вопрос только с николаевским, донецким и луганским. В результате получилось весьма символично: в книге, посвящённой 200-летию художника, размещено ровно 200 его картин из собраний 44 музеев. Это и известнейшие полотна из Русского музея, музея-заповедника “Петергоф”, Третьяковской и Феодосийской галерей, и картины, предоставленные провинциальными музеями, причём многие из полотен публикуются впервые.

Отдельные главы книги посвящены особенностям творчества Айвазовского, а также Феодосийской картинной галерее и небезызвестным потомкам художника.

Книга вышла небольшим тиражом − всего 1000 экземпляров, и это было сделано намеренно. По словам Владимира Костюкевича, такие книги должны быть редкими, за ними должны гоняться, их должны искать и находить.

− Наша задача состояла в том, чтобы создать произведение книжного искусства, на страницах которого всесторонне, увлекательно, красиво, достоверно, объективно и достойно отдаётся дань памяти одному из наших величайших земляков. Насколько у нас это получилось, судить вам, уважаемые читатели, − сказал в своём выступлении автор книги Денис Бугаев.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Wake Home Crimea

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.