Общий вид городской улицы

За свою многовековую, а возможно, и многотысячелетнюю историю Бахчисарай успел побывать и столицей большого государства, и малоизвестной провинцией. Тут зарождалась и угасала людская слава, приходили и растворялись во времени народы.

Город изобилует историческими памятниками, да и сами его улицы — это уже погружение в прошлое, ведь они мало изменились за последние несколько веков. Витые и узкие, они зажаты между приземистыми домами с односкатными крышами и нависшими над дорогими скалами, а звон колоколов православных церквей перемежается тут с азанами — мусульманскими призывами на молитву.

ЧУФУТ-КАЛЕ, ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Не удивительно, что люди жили здесь во все исторические эпохи, ведь Бахчисарай раскинулся в защищённом со всех сторон горном ущелье, природной крепости, где есть и пресная вода, и плодородная земля (не даром название “Бахчисарай” переводится как “дворец-сад”).

Пещерный город Чуфут-Кале, раскинувшийся на плато с южной стороны Бахчисарая, похоже, был обитаем с незапамятных времён. Собственно говоря, сказать, когда тут поселились первые люди и кто первым начал расширять и благоустраивать естественные гроты в известковой скале, невозможно. До нас дошли сведения об аланах, предках современных осетин, которые селились тут ещё в V веке. После этого город много раз переходил из рук в руки, пока там не обосновались караимы.

Этот малочисленный сегодня крымский народ во всех отношениях необычен и загадочен. Никто до сих пор не может с уверенностью объяснить его происхождение: караимы говорят на языке, имеющем тюркские корни, но при этом исповедуют караимское направление иудаизма, этнически не являясь евреями. Собственно говоря, традиции и верования караимов заслуживают отдельной статьи, и мы об этом обязательно поговорим в одной из следующих публикаций. Сегодня же расскажем о Чуфут-Кале, на протяжении веков являющемся фактически столицей крымских караимов.

Город неплохо сохранился — ещё в XVIII веке тут вовсю кипела жизнь. Поднявшись по древней дороге на плато, мы оказываемся среди лабиринта искусственных пещер и остатков строений и улиц. Здесь и жилые дома, и фундамент стиранной мечети, и две отлично сохранившиеся кенасы (караимских молельных дома), недавно снова переданные верующим. Чтобы обойти весь город, придётся запастись терпением — он протянулся на несколько километров вдоль всего плато. А главной жемчужиной Чуфут-Кале с уверенностью можно назвать мавзолей Джаныке-ханым. Это сохранённая навеки гробница-памятник самоотверженной четырнадцатилетней девочке, которая не пожалела жизни, чтобы в дни осады снабдить город пресной водой.

А прямо за мавзолеем, где плато обрывается отвесной стеной, открывается невообразимо прекрасный вид. С высоты 80 метров можно окинуть взглядом половину Крыма, жалея только об одном: что Бог не дал человеку крылья.

Чуфут-Кале издавна облюбовали киношники. Тут снимали такие известные кинокартины, как “Всадник без головы”, “Трудно быть богом”, “Волкодав”, и даже “Worner Browsers” вели тут работу над одной из серии о Конане-варваре.

ЗАГАДОЧНЫЙ КОЛОДЕЦ ТИК-КУЮ

А не так давно Чуфут-Кале преподнёс сюрприз. На подступах к городу был обнаружен странный рукотворный колодец: 120 метров прорубленного в монолитной скале идеально ровного туннеля оканчиваются тупиком. Тик-Кую, так называется этот колодец, сегодня принято называть осадным, однако на самом деле учёные теряются в догадках: во-первых, колодец находится за городской стеной (а кому нужны такие укрытия?), во-вторых, он был построен гораздо раньше, чем, как принято считать, на Чуфут-Кале появились первые поселения (судя по образовавшимся на потолке сталактитам, колодцу никак не меньше двух с половиной тысяч лет). На стенах были обнаружены всевозможные рисунки, сделанные в разное время: это и выбитые в камне петроглифы первых строителей, и сделанные копотью свечки надписи (на потолке расписались некие караимы, а также две византийские девушки: Майя и Зофья), и карандашный автограф, датированный XIII веком.

А ещё перед входом в колодец был обнаружен уникальный клад — целый горшок различных монет, некоторые из которых раньше не были известны в мире.

Кстати, как уверяют археологи, Так-Кую — не единственное подобное сооружение. У подножия Мариамполя (византийского пещерного города, что расположен напротив Свято-Успенского монастыря по пути к Чуфут-Кале) были обнаружены провалы, за которыми угадываются явно рукотворные подземелья. Но пока они еще ждут изучения и хранят свои тайны.

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — ВСЕЛЕНСКИЙ ПОКОЙ

Крым — это земля, где всегда мирно уживались бок о бок самые разные культуры и религии. Православие, лютеранство, мусульманство, иудаизм, тенгрианство — все веры сосуществовали тут, и зачастую мечеть возводилась рядом с церковью, а костёл — поблизости от караимской кенасы.

Свято-Успенский пещерный монастырь был основан византийцами-иконопочитателями примерно в VII веке (точную дату основания установить сегодня не представляется возможным). Находится он в одном из живописнейших каньонов Крыма — Мариам-Дере (по-русски “Ущелье Марии”) и представляет собой несколько ярусов пещер, в незапамятные времена сооружённых в отвесной скале.

Как гласит легенда, в древние времена некий пастух нашёл в ущелье икону — лик Богородицы, однако, сколько он не пытался перенести её в местную церковь, она всякий раз возвращалась в скалы, на то место, где была найдена. В конечном итоге именно в этом месте и был основан первый храм, который положил начало сооружению монастыря. Днём обретения иконы (которая стала чудотворной) считается 15 августа. Эту икону, мастерски украшенную жемчугом, до сих пор можно увидеть в одном из пределов монастырской церкви, а также приобрести её копии в церковной лавке.

Свято-Успенский монастырь уникален во всех отношениях. Кельи монахов представляют собой выдолбленные в скале пещеры с одной только кирпичной стеной. Необычен и храм монастыря. Это тоже пещера, которая к тому же находится на немалой высоте над дорогой. Когда попадаешь под её своды, полностью теряется ощущение времени — какие-то житейские заботы и тревоги остаются за порогом, тут же навечно застыло время первых христиан. И кажется, что ты попал в римские катакомбы, когда ещё были живы те, кто видел своими глазами апостолов и Самого Христа.

В послевоенные годы монастырь представлял собой лишь набор дыр в скале, куда водили туристов, и только в 1993 он снова начал оживать. Сегодня Свято-Успенская мужская обитель живет полноценной жизнью, растёт, строится и уже является самым крупным по количеству насельников монастырём в Крыму.

ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ — ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА

Помните чудесные советские экранизации сказок “Тысяча и одной ночи”? Томные красавицы, властные правители и доблестные воины на фоне изысканной восточной архитектуры и буйной южной природы. А помните дворец халифа Гаруна аль Рашида с его тонким росписями, мраморными фонтанами в уютных садиках и роскошью отделки? Вся эта красота снималась в бахчисарайском Ханском дворце.

Ханский дворец — во всех отношениях не только выдающееся, но ещё и уникальное сооружение, ведь это единственный в мире крымскотатарский дворцовый комплекс.

Резиденцию крымских ханов начал строить первый из Гераев — Сахиб в XVI веке. После этого дворец много раз достраивали и переделывали, пока он не превратился в настоящую архитектурную жемчужину. Из самых старых сооружений дворцового комплекса стоит отметить большую Ханскую мечеть.

В конечном итоге Ханский дворец стал занимать площадь аж в 18 гектар (сегодня сохранилось лишь около четырёх). Здесь была и площадь для военных парадов, и несколько мечетей, и собственно дворец с бесконечной анфиладой покоев и залов, и роскошный гарем, и даже собственное кладбище.

Сегодня крыши дворцовых построек крыты обычной глиняной черепицей, однако в период правления ханов было иначе: черепицу отливали из зелёного стекла, отчего крыши сверкали на солнце, точно усыпанные драгоценными камнями. Не даром за дворцом закрепилось названием Изумрудный.

А кто не знает знаменитый “Фонтан Слёз”, воспетый А.С. Пушкиным и другими поэтами и писателями! Его можно назвать не только скульптурным, но и философским шедевром, заключающим в себе глубочайший смысл. Капли-слёзы переполняют чашу тоски хана Герая по умершей возлюбленной жене Диляре и, стекая в две маленькие чашечки, приносят облегчение. Но потом горе снова копится в душе, опять проливаясь слезами — и так до бесконечности, символ которой, спираль, можно увидеть на дне фонтана.

В память о Пушкине, который воспел фонтан в своей поэме, в верхней его чаше всегда стоят две свежие розы.

ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ

Конечно, это далеко не полный перечень того, что можно увидеть в Бахчисарае. Стоит упомянуть и кладбище дервишей, и Зынджырлы-медресе, основанное ещё первым из Гераев, и пещерный город Мариамполь, и парк миниатюр, где посетители могут увидеть уменьшенные во много раз копии самых выдающихся архитектурных памятников Крыма, и просто невероятную красоту горной долины, которой можно любоваться вечно. Но всё-таки лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать.

Добраться из Симферополя очень просто — эти города разделяет всего 25 км. На автомобиле можно доехать за 20 мин по Севастопольской трассе, на автобусе от автостанции “Западная” примерно за полчаса. От автовокзала в Бахчисарае ходит маршрутное такси до Старого города, где и сосредоточено большинство достопримечательностей.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.