Генуэзская крепость

«Money, money…»

«Всесоюзная здравница», «орден на груди Земли», «мир в миниатюре» – как только не называли Крым в разные времена. И вполне заслуженно, ведь, пожалуй, нет больше на свете  места, где бы на маленьком клочке земли были представлены почти все природные зоны и памятники большинства исторических эпох. Море и степи, полупустыни и горные леса, субтропическая экзотика и долины гейзеров, сталактитовые пещеры и водопады — всё это можно увидеть здесь. Не менее разнообразна и рукотворная красота: мегалиты каменного века, античные руины, пещерные города, средневековые крепости и пышные дворцы разбросаны по всему полуострову. И всё это помноженное на мягкий южный климат. Без сомнения тот, кто однажды приехал сюда, захочет вернуться ещё и ещё.

Захочет ли? Ведь, увы, столь богатый потенциал Крыма рассматривается местными бизнесменами исключительно как средство наживы. Нет, безусловно, посещение культурных достопримечательностей является платным в любой стране, а цены на курортах повсеместно несколько выше среднего, но тут жадность просто зашкаливает. Цены на входные билеты в музеи, дворцы или древние городища непомерно высоки, причём, платить заставляют даже там, где вход отродясь не был платным. Так называемые бесплатные пляжи являются таковыми только на словах, на деле же всё их пространство заставлено лежаками, аренда которых обойдётся вам в кругленькую сумму, а бесплатно вы сможете только постоять, поскольку лечь просто негде. Знаменитые крымские фрукты и вина у себя на родине стоят дороже, чем на Севере.

В евпаторийской кенасе, молитвенном доме караимов, являющейся историческим памятником, с вас возьмут деньги не только за проход на её территорию, но даже за то, чтобы сфотографировать интерьер, стоя на пороге.

Деньги могут потребовать с вас везде, даже на лесной дороге: за проход на плато Демерджи, к водопадам, а на подходе к пещерному городу Эски-Кермен придётся заплатить несколько раз — сначала за посещение горно-лесного заповедника, потом — археологического памятника.

Прокуратура Крыма заявляет, что «сбор за возможность посещения объектов особо охраняемых природных территорий республики законом не предусмотрен. Взимание средств может осуществляться только за предоставление различного рода услуг». О каких услугах речь? Например, это может быть оборудованные места под палатки, где должна быть питьевая вода, туалет, кострище, баки для мусора и заготовленные дрова. Либо за стоянки для машин, прокат верховых лошадей, предоставление услуг гида, точки общепита или какой-то аналогичный сервис.

Таким образом взимание платы за посещение таких природных объектов, как заказники «Новый Свет», «Хапхальский», «Аю-Даг», а также урочищ Казантип, Опук и Демерджи, природного парка Тарханкут, Ялтинского горно-лесного природного заповедника является незаконной. Однако к кому обращаться, от кого ждать помощи, если находишься за много километров от ближайшего насёленного пункта, а вымогатели суют под нос сомнительную бумажку с печатью местного колхоза и угрожают чуть ли не оружием? А большинство приезжих и не знает о незаконности поборов.

 Куда уходят деньги?

А куда и кому идут деньги, которые собирают с туристов за проход на территорию Чуфут-Кале или в Долину Привидений? Вопрос, конечно, риторический. Приведём только один пример.

В ночь с 7 на 8 января 2016 Крым потерял одну из своих значимых достопримечательностей – водопад Серебряные Струи, что находился в урочище Большой Каньон. Казалось бы, действие сил природы, роковая неизбежность. Но, оказывается, потери можно было избежать. Ещё в 60-х годах водопад уже укрепляли, то есть, об опасности обрушения было известно давно. Плату за проход к водопаду, как и в целом к Большому Каньону Крыма, брали исправно на протяжении нескольких лет. При этом не было сделано ничего для предотвращения гибели водопада! Даже дорога к нему, оборудованная ещё в советские времена, находилась в плачевном состоянии и во время дождей становилась совершенно непроходимой. К началу пешего маршрута никогда не ходил и не ходит никакой транспорт, а трасса изобилует ничем не укреплёнными оползнями и опасна для жизни автомобилистов.

 

Другой пример. Слава о реконструкторском фестивале «Генуэзский шлем», проходящем каждый август на территории крепости в Судаке, гремит по всей стране уже много лет. Это и рыцарские турниры, и ярмарка мастеров, и театрализованные представления, разыгрывающиеся, так сказать, на натуре. Однако теперь поговаривают о закрытии фестиваля из-за того, что участники, которые разбивают палатки на территории крепости, замусоривают памятник старины. А ведь, учитывая цену билетов в 450 рублей и количество посетителей, давно можно было бы построить не то, что нормальный хостел для гостей и участников, но даже комфортабельную гостиницу. Однако все хотят только получать деньги, но вкладывать — ни-ни.

Ситуация с «Генуэзским шлемом» ярко иллюстрирует психологию крымских бизнесменов: хапнуть сейчас и побольше, а после нас — хоть потоп. Именно поэтому их совершенно не заботит тот факт, что отдыхающие, посетив Крым один раз и столкнувшись с заоблачными ценами и сомнительным сервисом, на следующий год поедут в Сочи, где отдых обходится значительно дешевле. И пусть следующий курортный сезон будет сорван, главное — получить сегодня и побольше.

Крым не для крымчан!

Крым — это не только туристическая Мекка, это ещё и место, где проживает без малого два миллиона местных жителей. В этой статье мы не будем касаться ни всё более сильного классового расслоения в крымском обществе на бедных и богатых, ни «московских» цен и совсем не «московских» зарплат, речь о другом. О том, что Крым стал недоступен для собственных жителей. Посудите сами, может ли учитель, получающий 13-15 тысяч в месяц, заплатить эти же самые 450 рублей за «Генуэзский шлем» или 1000 — за получасовое представление в дельфинарии? Разумеется, нет. Каких-либо скидок же для крымчан нигде не предусмотрено. А там, где всё-таки были некие льготы для жителей Крыма (например, на Генуэзской крепости), их отменили — очевидно бизнесмены сильно разорились, беря с земляков половинную цену.

Почему — скажите, почему?! – мы, крымчане, не имеем возможности посещать исторические, природные и культурные памятники собственной земли? Впрочем, всё это — крик вопиющего в пустыне, ведь там, где речь идёт о наживе, взывать к совести бесполезно. И не стоит потом удивляться тому, что юное поколение крымчан растёт иванами, не помнящими родства…

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.