Предприятие сейчас напоминает пресловутый чемодан без ручки: властям тяжело держать его наплаву, а закрывать жалко.

На прошлой неделе глава республики Сергей Аксёнов отстранил от должности (с перспективой увольнения) руководителя “Крымтроллейбуса” Александра Швейкуса. Причина – множественные жалобы коллектива предприятия, а также претензии со стороны прокуратуры РК и других правоохранительных органов. Сейчас ведётся внутреннее служебное расследование.

Не сомневаюсь, результаты данной проверки будут ожидаемыми, – заметил крымский премьер – Если человек не может организовать работу, пусть идёт проверять свои профессиональные навыки в другом месте“.

Незадолго до свержения Швейкуса, свой пост покинул министр транспорта РК Андрей Безсалов. Видимо, в том числе и потому, что своевременно не отреагировал на жалобы работников “Крымтроллейбуса” и пассажиров, которые ведомство получало пачками. Что же оставили после себя на предприятии эти экс-руководители?

ПОРА ПРОСТОЯ

До блэкаута симферопольский троллейбусный парк регулярно выпускал на маршруты 110 машин. Сейчас по городу курсируют только 65. Остальные простаивают, поскольку на них нет запчастей. Почему? С этим вопросом коллектив неоднократно обращался к бывшему гендиректору, но в ответ слышал лишь рассказы о том, что договора есть, закупки проводятся. Толку, по итогу, никакого, а работать-то надо. Дошло до того, что водители вынуждены покупать запчасти за собственный счёт.

Зарплату нам платят регулярно, но поймите, она зависит от выработки, – рассказывает Светлана, водитель на “Крымтроллейбусе”. – А если мы вынуждены просиживать в парке, то, естественно, сильно теряем в деньгах. Кроме того, план сейчас просто нереальный! Раньше он давался на основании изучения пассажиропотока, количества льготников на маршруте и пробега. А сейчас нам его просто подняли на 80%, и выполняй как хочешь.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНСТЬ

При этом в Министерстве транспорта РК по-прежнему убеждены: с “Крымтроллейбусом” всё в порядке.

В настоящее время ситуация стабильна, социально урегулирована и находится в рабочем режиме, – комментирует Игорь Титов, первый замминистра транспорт РК. – Вместе с тем значительная часть подвижного состава предприятия устарела и находится в изношенном состоянии, требует проведения обязательных ремонтов. На сегодняшний день конкурсные процедуры по поступившим от “Крымтроллейбуса” заявкам на поставку запчастей реализованы, соответствующие договоры подписаны и находятся в стадии выполнения. Ежедневно в эксплуатацию вводится новый подвижной состав, покупаемый по договору лизинга, тем самым увеличивается количество задействованных водителей. Плановое задание по выручке устанавливается, исходя из накопленной статистики предыдущих периодов с учётом роста тарифов на проезд на 42,8% на городских и пригородных маршрутах, и на 31,4% в междугородном сообщении. При этом постоянно изучается и анализируется пассажиропоток.

Такое ощущение, что само предприятие и ответственное за его работу ведомство существуют в разных реальностях: у бюрократов всё хорошо, у людей – плохо.

Почему не заканчивается кризис на “Крымтроллейбусе”? Я думаю, причин много: халатность руководства, безразличие местных властей, чьё-то желание разрушить предприятие. Что поставить во главу угла – я ответить не готова, – констатирует Лариса Лисовская, бывшая заместитель гендиректора предприятия. – Но если его всё-таки развалят, полторы тысячи человек останутся без работы, а город лишится электротранспорта.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Итак, судя по всему, “Крымтроллейбус” скоро обзаведётся новым руководителем. Но будет ли от этого толк? Есть ощущение, что в бедах предприятия виноваты даже не бездарные директора, а те, кто их на эту должность назначает. Может быть, прав коллектив, и действительно кто-то “сверху” пытается обанкротить троллейбусный парк в угоду личным интересам? Там, как-никак, один участок чего стоит: 5 га земли в центре столицы – идеальное место для застройки.

Тем не менее, крымские власти обещают не допустить развала предприятия с почти шестидесятилетней историей, несмотря на очевидную убыточность. Чиновники понимают: троллейбус – это бесшумность, экологичность, доступность для малоимущих и маломобильных пассажиров. Государство даже готово продолжать субсидировать “Крымтроллейбус”, чтобы компенсировать разницу между существующими тарифами и экономически обоснованными.

Нужна проверенная команда для того, чтобы вытащить предприятие из этого болота, – убеждена Лариса Лисовская. – Если сейчас опять придёт какой-нибудь новатор, ничего не получится. Нужно сформировать конкретный план действий. Какие машины реально есть на ходу? Что на них надо, какие запчасти? Скорректировать график, наконец! Нормальная выручка предприятия возможна только при регулярном движении машин.

А рабочие люди, водители и слесари, на вещи смотрят ещё проще:

Те 45 машин, которые сейчас простаивают под заборами из-за нехватки запчастей – это ведь не старая рухлядь, которой 30-40 лет, – уверяет Светлана. – Это довольно новые машины из последних партий. Если хотя бы 30 из них вышли на маршруты, мы бы и людям работу дали, и трассу с городом обеспечили подвижным составом.

В общем, есть вполне конкретные предложения по реанимации “Крымтроллейбуса”. И главная интрига в том, внемлет им новый гендиректор или двинется по пути своих предшественников – против сотрудников и интересов предприятия.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Центр Крыма сместился

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.