Коктебель Кара-Даг

“Дорожную карту” разработала администрация городского округа Феодосия и представила на обсуждение Рабочей группе по развитию Коктебеля, созданной при Министерстве курортов и туризма Республики Крым.

Заседание группы, в составе которой министр курортов и туризма Сергей Стрельбицкий, глава администрации Феодосии Станислав Крысин, руководитель межрегиональной общественной организации “Русское Единство” Елена Аксёнова, автор проекта реконструкции набережной Коктебеля Александр Некрасов, представители феодосийской администрации, проходило в феодосийской администрации.

фото: Лина Кандакжи

“Дорожная карта” в ближайшее время будет представлена широкой общественности и бизнесу и станет базой для подписания общественного договора о развитии городского округа Феодосия. Скорее всего, она будет опубликована в финальном виде после доработки в результате общественных слушаний. Но уже сейчас в проекте документа видны основные направления мысли феодосийской администрации. Стоит отметить, что документ был разработан сразу после того, как Станислав Крысин 24 июня официально был утверждён главой Феодосии.

фото: Лина Кандакжи

В “Дорожной карте” несколько разделов:

– Диагностика

– Пилотный проект реформы управления туристской сферой на примере Феодосии и Коктебеля

– Центр развития туризма Феодосии и Коктебеля

– Приоритетные направления развития туризма

– Бренд Феодосии: “Отдохни душой!”

– Историко-архитектурное зонирование исторического центра Феодосии

– Набор первоочередных мер

Очевидно, что в плане реформы уделяется равноценное внимание модернизации системы управления туризмом, маркетингу и архитектурно-территориальному развитию.

Процитируем самые интересные моменты “Дорожной карты”, которые могут помочь жителям Феодосии и Коктебеля и всем неравнодушным к этим прекрасным местам туристам понять, что же собираются делать в ближайшее время власти городского округа.

“Диагностика”

“Феодосия — город с великой историей, который должен сохранить и развить свою идентичность как особое направление внутреннего российского туризма, опираясь на свои сильные и уникальные стороны. Феодосия — место, где пересекались десятки культур и народов, не может пребывать в забвении. Вместе с Коктебелем город должен стать центром развития всего Восточного Крыма”.

Феодосия — самый недооценённый город в Крыму, как инвесторами, так и туристами. В 2016 году Восточный Крым, центр которого Феодосия, принимает всего 17% от всего турпотока Крыма. Между тем у Феодосии нереализованный культурный и экономический потенциал при значительном количестве естественных ресурсов — культурных, природных, рекреационных — Генуэзская крепость (Кафа), исторический центр города, связанный с различными мировыми культурами, это город Айвазовского, не только мариниста, но и мецената, воплотившего в жизнь собственную модель развития Феодосии.

фото: Лина Кандакжи

Феодосия — живой центр православной культуры: здесь есть фрески Феофана Грека (потенциально — объект культурного наследия ЮНЕСКО). События мировой истории должны быть отражены в новых мемориальных объектах. К примеру, в память о нахождении здесь в течение нескольких столетий рабовладельческого рынка имеет смысл рассмотреть идею памятника христианским невольникам, жертвам работорговли.

Вместе с Коктебелем, который последние десять лет стал настоящей территорией джаза, Феодосия должна стать крупным фестивальным центром.

Уникальные природные и ландшафтные объекты — Тихую, Лисью и Двуякорную бухты, гору Клементьева необходимо бережно развивать как точки притяжения экологического туризма. Но надо понимать, что экотуризм не всегда означает отсутствие застройки — Двуякорная бухта обладает высоким потенциалом для реализации курортной застройки. Основной инструмент развития Феодосии и Коктебеля — переформатирование территории под новые туристические маршруты, их инфраструктурное и маркетинговое обеспечение.

Общественный договор

Вектор развития Феодосии должен быть выработан в тесном контакте с общественностью. Ни одно из существенных стратегических решений, которое влияет на развитие Феодосии, не может быть принято без экспертной оценки и мнения общественности. Все квалифицированные кадры должны быть привлечены к проектам развития, особенно с учётом общего дефицита местных кадров. После утверждения на общественных слушаниях данный документ должен служить основой для общественного контракта и быть обязательным для исполнения всеми участниками процесса развития — администрацией, бизнесом, обществом. Любые инвестиционные, градостроительные, иные преобразования не могут противоречить общественному контракту, заключённому в рамках стратегии развития.

Инвесторы и местный бизнес.

Все инвестпроекты Феодосии должны быть подчинены не формальной стороне процесса привлечения инвестиций, а должны вписываться в рамки стратегии развития региона.

Проблема незаконной застройки.

Все градостроительные, экологические, инфраструктурные, правовые нарушения, нажитые городом в прошлом — должны быть исправлены ради будущего Феодосии. Основной вектор развития — новый Генплан Феодосии, который учитывает все направления развития территории, указанные в данной “Дорожной карте”.

Фактор моста через Керченский пролив.

К моменту открытия Крымского моста Феодосия должна восприниматься в глазах российского туриста как цельный, готовый к приёму гостей транспортный хаб, с позитивным образом, подкреплённым состоянием инфраструктуры и сервисными возможностями (новые автомобильные парковки, территории под кемпинги, сопутствующие сервисы — такие как вело-, мото- и автопрокат).

“Пилотный проект реформы управления туристской сферой на примере Феодосии и Коктебеля”

В связи с необходимостью создания в Крыму конкурентоспособных территорий и для повышения эффективности управления на уровне муниципалитетов нужно создать региональный Центр развития туризма (проектный офис) Феодосии и Коктебеля, учреждённый Администрацией города. Главной целью офиса должна стать реализация “Дорожной карты”. Также нужно ввести в структуру Администрации города новое (“стратегическое”) подразделение (с ответственным заместителем главы администрации), отвечающее за реализацию “Дорожной карты” развитие региона, определив её штатную и оргструктуру и полномочия в системе исполнительной власти муниципального округа Большая Феодосия.

“Центр развития туризма Феодосии и Коктебеля”

Центры по развитию туризма в крымских городах должны быть ориентированы на решение задач организации туристической сферы и вопросов продвижения как в отношении Крыма в целом, так и локальной территории в зависимости от местонахождения офиса. Сегодня в ряде городов такую роль так или иначе играют “Туристско-информационные центры” (ТИЦы), но их роль и полномочия должны быть пересмотрены — от справочного бюро к агентству развития.

В этом суть идеи создания Центра по развитию туризма Феодосии и Коктебеля. При создании офиса необходимо сразу продумать и организовать его брендирование. Все отделения должны выглядеть стилистически и архитектурно идентично.

Помимо координации интересов бизнеса, власти, жителей, общественных организаций и т.п. эта структура призвана создавать дополнительную ценность территории для туриста через информационные и иные сервисы, через стимулирование потока инвестиций в “дырявые” зоны, через формирование имиджа города и жителей.

фото: Лина Кандакжи

Развитие туристического кластера “Коктебель” имеет смысл также подчинить Центру по развитию туризма Феодосии и Коктебеля. Как и другой обособленный крымский кластер — Саки и Евпатория, два соседних населенных пункта способны быть единым направлением отдыха, работать на одни и те же сегменты туристов.

Центр по развитию туризма поможет определить, куда нужны инвестиции, как рекреационная территория должна выглядеть в будущем, помочь сформировать имидж инвестиционно-привлекательного города.

“Бренд Феодосии. “Отдохни душой!”

Брендирование подразумевает не только разработку словесно-визуальной символики (слоган, логотип), но и последующее отражение выбранного позиционирования и маркетинговый план продвижения.

Если говорить о самом турпродукте, то речь идёт о разработке программ, туров и маршрутов с прицелом на различные сегменты аудитории, разработка названий программ с привязкой к бренду города, создание брендированных маршрутов по Феодосии и окрестностям.

Городская среда: использование идеи и визуальных элементов бренда в процессе благоустройства города, начиная от пандусов для детских колясок и заканчивая тематикой городских скульптур, оформлением общественных туалетов, тротуаров, остановок общественного транспорта и самих транспортных средств, вокзала и порта, стрижки зелёных насаждений и т.д.

Проектирование общественных пространств с учётом бренда города и ключевых целевых аудиторий. Примеры: покраска деревьев яркими полосками в Перми вместо обычного беления стволов (в случае с Феодосией использование цветов исторических зон центра города), автобусные остановки с крышами в форме буддийских пагод в Улан-Удэ, “Калина красная” в Алтайском крае и т.д.

Брендинговые блюда и напитки в кафе, ресторанах и на лотках с уличной едой.

Разработка перечня рекламно-сувенирной продукции с опорой на бренд города.

Внедрение особых ритуалов и городских традиций (в т.ч. поговорок, легенд, анекдотов и пр.) с опорой на бренд города.

Проведение тематических праздников и фестивалей в привязке к бренду города.

Историко-архитектурное зонирование исторического центра Феодосии

Исторические эпохи развития Феодосии позволяют создать в городе сегментированные и брендированные визуально (с помощью уличной дизайн-навигации) туристические зоны в соответствии с тем или иным периодом жизни города.

Изучение градостроительного развития, натурное обследование города, анализ сохранности его исторической планировки и застройки позволили выявить участок городской территории, на котором сосредоточено большинство историко-архитектурных и культурных ценностей.

Комплексно оценивая и дифференцируя исторический район, можно выделить следующие наиболее ценные с историко-архитектурной точки зрения участки:

1. Территория архитектурно-археологического заповедника “Генуэзская крепость” с комплексом сохранившихся оборонительных и культовых сооружений (зона Старого города / Карантина).

2. Гора Митридат у подножья караимской слободки.

3. Участок бывших особняков на набережной (дачи и пансионаты).

Самая важная панорама города, безусловно, морская. Обращённый к бухте фронт застройки хорошо воспринимается с набережной и плавно изгибающейся полосой пляжей. Южная часть исторического района обозревается оттуда через расположенные на переднем плане малохудожественные сооружения порта и высокие зелёные насаждения, над которыми господствует Карантинный холм с Генуэзскими укреплениями.

фото: Лина Кандакжи

Считаем необходимым предусмотреть комплексные архитектурно-археологические зоны, предполагающие как сохранение, так и выявления новых ценных объектов.

При установлении границ заповедных зон определяющим условием является требование сохранить сложившиеся архитектурно-градостроительные образования, включённые в них памятники, ценную и рядовую застройку. В основном эти образования дошли до нас в преобразованном виде, с утратой многих ценных объектов. Однако в случае их реконструкции и нецеленаправленной застройки навсегда сотрётся память о старой Феодосии.

Следует особо выделить недопустимость строительства в заповедных зонах зданий на основе типовых проектов, которые по масштабу, ритму и архитектуре выпадают из сложившейся исторической среды. Примером тому служат жилые дома советского периода, строительство которых во многом испортило панорамы исторического района и масштабно уничтожило мечеть Муфтий-Джами.

фото: Лина Кандакжи

В южной части необходимо сохранить уличную сеть начала XIX века, планировать проведения археологических наблюдений. Для выявления территорий средневековой Кафы в структуре современного города желательно раскрывать визуально утраченный внешний пояс оборонительных укреплений и выделить его планировано (например, путём создания бульвара).

Точно так же рекомендуется выделить Скифский ров, сделав из него туристическую зону, вплоть до прогулочной.

“Набор первоочередных мер”

1. Обсуждение “Дорожной карты” на различных уровнях и принятие общественного договора по её реализации с участием общественных организаций и бизнеса

2. Реформа структуры управления туризма в администрации

3. Аудит инвестпроектов в туристской сфере

4. Аудит бюджетных расходов и других ресурсов

5. Создание Центра развития туризма Феодосии и Коктебеля

6. Сопряжение и консолидация различных проектов развития

7. Создание городских СМИ, нацеленных на продвижение Феодосии

8. Создание бренда Феодосии

9. Аудит и формирование туристических маршрутов

10. Брендирование туристических маршрутов

11. Реализация проекта исторического зонирования центра города

12. Аудит прав собственности в туристических зонах

13. Подготовка проектов для мер государственной поддержки (восстановление исторического центра, поддержка Ростуризма и проч).

14. Создание стратегии развития туризма Феодосии и Коктебеля.

фото: Лина Кандакжи

Будем с интересом следить за развитием этой программы, а главное, за ходом её общественного обсуждения. Идея общественного договора, предложенная новой администрацией Феодосии, выглядит очень многообещающей, учитывая глубину инфраструктурных проблем в регионе и уровень критических настроений общественности, особенно в Коктебеле.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.