Общий вид на стройку Крымского моста в Керчи

Мостостроители уже перешли экватор в деле сборки фарватерных арок: на стапелях в Керчи смонтировано более 5,5 из 10 тысяч тонн металлоконструкций для этих двух «мегапролётов». Автомобильный, на 4 полосы двустороннего движения, после завершения сборки будет весить порядка 4500 тонн, а железнодорожный — 5500 тонн. Одновременно продолжается возведение самых мощных и грандиозных мостовых опор 252 с востока и 253 с запада от Керчь-Еникальского канала.

Пролёты вокруг фарватерных опор

К середине лета опоры на фарватере будут готовы, а в конце августа или середине сентября (в зависимости от погоды) будет проведена самая ответственная и сложная технологическая морская операция за всё время строительства моста. Смонтированные на стапелях в Керчи судоходные арки (самый выдающийся элемент огромной стройки и по сути символ Крымского моста) будут по выкаточным пирсам помещены на особые плавучие системы, строительство которых проходит в настоящее время в Севастополе на Севастопольском морском заводе (филиал АО «ЦС „Звёздочка“»), доставлены к фарватеру, подняты на внушительную высоту в 35 метров и установлены в проектное положение на готовые опоры.

Техническая и инженерная проработка «спецоперации» в целом завершена, но механизм подъёма тяжелейших конструкций пока не обнародован. Прозвучала информация, что средства поднятия будут установлены на самой понтонной системе. Впрочем, в появившейся недавно визуализации вопрос установки арок на опоры обойдён стороной, да и на плавсредствах не обозначены какие-то особые приспособления.

Визуализация процесса погрузки арок на плавучие опоры и доставки к фарватеру

Операция потребует не менее 72 часов хорошей погоды: таким образом, планируется, что проход через Керчь-Еникальский канал придётся перекрыть на 5–7 дней (в зависимости от погодных условий). На данный момент из 190 фарватерных трубосвай, намеченных к погружению на участке оснований фарватерных опор (глубина самая большая — до 72 метров), строители забили уже свыше 150. В апреле планируется перейти к бетонированию ростверка 252-й фарватерной опоры.

Пролёты вокруг судоходных арок, собираемых на стапелях технологической площадки «Керчь»

Фарватерные опоры — свободное расстояние между которыми для прохода судов составляет внушительные 227 метров — строятся с особых технологических платформ шириной в 100 метров, каждая из которых завершает рабочие мосты соответственно РМ-2 и РМ-3 и весит свыше 4000 тонн. На них размещены по два внушительных гусеничных крана грузоподъёмностью 350 тонн, а также более мелкая техника и строительные материалы. Вокруг пришвартованы плавкраны, баржи, движутся мелкие рабочие суда. После завершения монтажа арок, эти платформы будут постепенно демонтированы, как и собственно технические мосты между автомобильной и железнодорожной частями Крымского моста.

Хотя почти все 19 километров мостового перехода через Керченский пролив и подняты над землёй, в основном высота над уровнем моря составляет около 5 метров. Лишь от острова Туза и до 252-й фарватерной опоры, а также от Белого мыса на керченском берегу и до опоры 253-й происходит плавное повышение уровня наклона высоты до упомянутых 35 метров. Железнодорожный мост будет более пологим, для соблюдения требований к уклонам движения составов; а автомобильный — более крутым.

Заказ на производство плавучей системы для доставки арочных пролётов к фарватерным опорам судоходного канала получил Севастопольский морской завод, а проектирование выполнило севастопольское ЦКБ «Коралл». Благодаря этому контракту возрождающаяся верфь смогла увеличить штат своих сотрудников ещё на 200 человек.

Причём приглашались преимущественно старые специалисты: в период расцвета на заводе трудилось 16 тысяч человек, а к моменту воссоединения Крыма с Россией предприятие уже фактически перестало действовать — в его штате оставалось лишь 200 человек. Сегодня же количество работников доведено уже до 600 и продолжает расширяться: открыто более 150 вакансий. После четверти века постепенного упадка легендарного завода, основанного вместе с Севастополем, сегодня корабелы полны энтузиазма и с надеждой смотрят в будущее.

Сооружение понтонной системы на Севастопольском морском заводе

Для Крымского моста предприятие строит четыре стальных понтона длиной 60,2 метров, шириной 16,5 метров, с высотой борта 5 метров и весом более 660 тонн каждый. Понтоны будут объединены парами в катамараны, каждый из которых станет плавучей опорой. Первым будет установлен более тяжёлый железнодорожный пролёт, который сейчас расположен ближе к выкаточным пирсам технологической площадки «Керчь». Погруженная на плавучую опору судоходная арка будет доставлена к фарватеру с помощью мощных буксиров, а затем посредством особых механизмов и систем, которыми оснащены плавучие платформы, состоится подъём и установка в проектное положение на высоте 35 метров над уровнем моря. Затем такая же операция будет проделана и для автомобильного пролёта.

Сейчас первый этап строительства понтонных систем фактически завершён — вскоре предприятие приступит к формированию из них катамаранов, их обстройкой и насыщением необходимыми механизмами и оборудованием, в том числе балластно-осушительной системой.

Севастопольский морской завод основан в год присоединения Крыма к Российской Империи — в 1783 году и последовательно развивался на протяжении более чем двух веков, играя важную роль в строительстве и обслуживании кораблей Черноморского Флота России. После украинского лихолетья начался новый этап возрождения предприятия: с конца 2015 года его основные производственные мощности в Севастополе приняты в долгосрочную аренду филиалом АО «Центр судоремонта „Звёздочка“», взят путь на интеграцию в Объединённую судостроительную корпорацию. За прошлый год завод отремонтировал более 10 кораблей и судов. До 2020 года на комплексную реконструкцию верфи планируется затратить свыше 7 млрд рублей.

 

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.