ЧЕШСКИЕ ТРАДИЦИИ

Немногим крымским предприятиям удалось пережить все этапы насыщенной истории полуострова. АО “Пивобезалкогольный комбинат “Крым” как раз одно из таких “ветеранов”. Пивзавод был построен ещё в 1982 году. Это чешский проект, который был задуман как завод-десятимиллионник, способный производить 10 млн. декалитров пива в год (то есть 100 млн. литров!). И это не считая 30 млн. литров разнообразных безалкогольных напитков.

Естественно, для таких объёмов производства нужны соответствующие мощности. Предприятие занимает площадь больше 14 га. Помимо самого завода, здесь есть холодильно-компрессорная и углекислотная станции, элеватор, железная дорога (по ней на производство возят солод), множество складов.

Посмотрим, как делают крымское пиво. Основные компоненты для его производства: вода, солод (пророщенный ячмень), хмель и дрожжи.

Процесс стартует в первом цеху: здесь варится основа пива – сусло. Для каждого сорта пива существует свой технологический процесс варки, но основные этапы одинаковы. Сначала солод измельчают, высушивают, смешивают с водой в специальном котле и нагревают. Затем смесь перекачивают в следующий котёл. Так она проходит поочерёдно все процессы нагрева и попадает на фильтрацию, во время которой жидкость отделяется от молотых зёрен. Отфильтрованное сусло перетекает в варочный котёл. Здесь его кипятят и добавляют хмель. После варки смесь выкачивают из котлов и охлаждают. Лаборатория проверяет качество промежуточного продукта.

В этом цеху, кстати, почти ничего не менялось с 82-го года. И, по мнению специалистов, добротное чешское оборудование прослужит ещё ни один год без всякой модернизации.

Итак, охлаждённая смесь поступает во второй цех, где в специальных ёмкостях в сусло добавляют дрожжи (их, кстати, выращивают прямо здесь, на заводе), запускающие процесс брожения. Именно на этом этапе в напитке появляется непосредственно алкоголь. Молодое пиво бродит от шести до десяти суток (в зависимости от сорта).

Выбродивший напиток отправляется в следующий цех на вызревание. Это самый продолжительный процесс. В огромных стотонных цистернах при температуре 0 градусов пиво дозревает в течение 20-60 суток, приобретая конечный вкус и аромат. Здесь оно ещё живое – непастеризованное и нефильтрованное.

После того, как пиво дозрело, его перекачивают на фильтрацию: напиток очищают от дрожжей, благодаря чему срок его жизни продлевается до полугода. Затем, чтобы быть уверенными, что дрожжей в пиве не осталось, уже на линии розлива его пастеризуют, нагревая до 60 градусов.

Ну и конечная стадия – розлив. На линии наливают по 24 тысячи бутылок в час. Завод использует и стеклянную тару, и ПЭТ. Причём пластиковые бутылки выдувают здесь же.

Как видите, процесс производства пива не скорый. На приготовление некоторых сортов уходит до двух месяцев.

– Сырьё используем, в основном, российское, – рассказывает сопровождающий нас в экскурсии по заводу Владимир Турваков, специалист отдела маркетинга и рекламы. – А вот хмель европейский, немецкий. У нас, увы, действительно хороший хмель выращивать пока не наловчились.

ПО ВСЕЙ РОССИИ

Чтобы оценить значимость завода в экономической жизни республики, достаточно сказать, что в прошлом году он занял первое место по количеству налогов, внесённых в крымскую казну (в общей сложности заплатили около 1,5 млрд. руб.). Не удивительно, что во время блэкаута местные власти помогали заводу как могли: дали генераторы и обеспечили внеочередной подачей электричества.

И всё равно проблем у комбината хватает. Прежде всего – кадры. На предприятии трудится около 500 человек, но этого недостаточно для таких объёмов производства.

– Дело не в зарплате – у нас вполне достойные предложения в этом плане, – уверяет Алексей Ковалёв, начальник отдела маркетинга и рекламы. – Просто крымчане, почему-то, не хотят идти на заводы. Ну и плюс новых сотрудников нужно научить работать – производство у нас специфическое. Большинство пивоваров – специалисты советской подготовки, которых ещё чехи в 80-е годы учили делать пиво.

Завод особенно ощутил потребность в рабочих руках в связи с расширением рынков сбыта: помимо полуострова, предприятие продаёт свою продукцию ещё в 14 российских регионах.

– Мы сейчас запускаем пилотный проект: в каждом крупном городе будем открывать свой фирменный магазин, – говорит Алексей Ковалёв. – Пока по Крыму, а там посмотрим: возможно, на материке скоро появятся не только наши напитки, но и торговые павильоны. Кстати, в прошлом году мы в первый раз за всё время существования предприятия вышли на использование полной его мощности и разлили 10 млн. бутылок одного только пива. До этого возможности работать в полную мощь не было – мы бы просто не продали такого количества продукции. Сейчас, после выхода на российский рынок, спрос достаточный.

ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ

Кстати, сегодня пивзавод “Крым” посетил глава республики Сергей Аксёнов. Он осмотрел цеха, оценил процедуру приготовления пива, поучаствовал в запуске нового разливочного цеха и открытии фирменного магазина.

– И до этого предприятие работало достаточно успешно. Коллектив и руководство сделали всё, чтобы сохранить бренд, развить его, – заметил крымский премьер. – Благодаря таким усилиям завод получил новую технику, новое оборудование, открыты новый цех розлива и магазин. Предприятие развивается: рынок есть, спрос есть. В курортный сезон вообще спрос на продукцию в три-четыре раза увеличивается.

По словам Алексея Хмельницкого, генерального директора завода, за последнюю неделю с установлением жаркой погоды спрос на продукцию комбината действительно сильно вырос: почти в 2,5 раза.

Автор фото: Александр Кадников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Потерянный курорт

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

#СелфиКрым Выпуск 13

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.