Несколько дней назад Турция перестала принимать суда, вышедшие из крымских портов. Паромы просто разворачивают, не позволяя даже пришвартоваться. Решение о закрытии паромного сообщения турецкая сторона приняла в одностороннем порядке и без объяснения причин. При этом из других российских регионов Турция принимает корабли без проблем.

 РАДИКАЛЬНАЯ МЕРА

Особенно странно ситуация выглядит на фоне недавнего визита в Москву президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, официальная цель которого – ускорить процесс налаживания российско-турецких отношений. Очевидно, что запрет крымским судам заходить в Турцию этому никак не способствует.

– Справедливости ради, нужно вспомнить, что и с российской стороны существуют серьёзные ограничения для турецкого бизнеса, – комментирует ситуацию экономист Аркадий Смолянов. – Например, у нас разрешены к ввозу только те продукты и товары, которые существенно не влияют на рынок РФ. А запрет на ввоз в страну популярных овощей и фруктов вроде огурцов, помидоров, мандаринов, по-прежнему остаётся в силе: эту нишу, по мнению правительства, должны занять отечественные производители. Быть может, остановив паромное движение с Крымом, Турция как раз добивается снятия всех ограничений, которые оказывают определённое влияние на экономику страны.

 НА ДВУХ СТУЛЬЯХ

Есть также мнение, что блокаду затеяла турецкая оппозиция, и это, в свою очередь, может свидетельствовать о неком расколе власти по ту сторону Чёрного моря. Однако большинство аналитиков придерживается мнения, что Турция просто пытается “усидеть сразу на двух стульях”, поддерживая международное партнёрство и с Россией, и с Украиной. В частности, член Совета Федерации от РК по международным делам Сергей Цеков заявил: “Возможно, турецкая позиция согласована с нашей стороной. На фоне процесса улучшения отношений, действия Турции не носят выраженный демонстрационный характер. Не исключаю, что там лишь желают сохранить определённые хорошие отношения и с Украиной, поэтому Анкара делает какие-то шаги для этого”.

То, что на сегодняшний момент Турция перестала принимать суда, вышедшие из крымских портов, свидетельствует о том, что Крым для Анкары остаётся темой для маневрирования в российско-турецких отношениях, – считает политолог Иван Мезюхо. – Несмотря на то, что последняя встреча лидеров Турции и России проходила в дружественном ключе, и глава турецкого государства рассыпался в комплиментах Владимиру Путину, Анкара не хотела бы выпускать из рук козыря в виде Крыма. После того, как Турция сбила российский самолёт и не уберегла от террористов нашего посла, а также обострила отношения с США и ЕС, лидерство Москвы в российско-турецких отношениях стало абсолютно очевидным. А Турция, в свою очередь, хотела бы в полной мере вернуться на экономический рынок России, поэтому и может пытаться шантажировать нашу страну тем, что окончательно перестанет пускать к себе суда, вышедшие из крымских портов.

 БИЗНЕС НЕ ЖДЁТ

Как бы там ни было, в связи с приостановкой паромного сообщения, поставки продуктов и товаров в обоих направлениях были прекращены. С точки зрения экономики, это решение не привело к каким-то глобальным последствиям: в группе пострадавших оказались лишь несколько российских и турецких бизнесменов.

– Возникшая ситуация никак не повлияет на насыщение продовольственного рынка и удовлетворение потребительского спроса Крыма, – убеждён Ян Латышев, заместитель министра промышленной политики РК. – Большая часть продуктов необходимых для удовлетворения потребительского спроса, завозится в Крым с материковой России, часть выращивается и производится непосредственно на полуострове. Кстати, в минувшем году у нас был хороший урожай овощей и фруктов. Поэтому считаю, что ситуация, связанная с отказом в приёме крымских паромов в Турции, никак не скажется на продовольственном рынке и обеспеченности продуктами крымчан.

Другое дело, что Турция является для Крыма одним из основных торговых партнёров. Только за прошлый год, по данным таможни, за море было экспортировано товаров на два миллиона долларов. Куда теперь везти то, что производит республика? Переговоры, которые, по словам Станислава Гвоздилова, директора компании-оператора паромной линии “Крымское морское агентство”, ведутся с турецкой стороной, пока не увенчались успехом. Более того, никто не берётся даже делать какие-то прогнозы по поводу их исхода. Бизнес, тем не менее, ждать не может. Так что перед крымскими экспортёрами и производителями стоит экстренная задача: в кратчайшие сроки определиться с новыми рынками сбыта для крымской продукции.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.