Безлюден  пышный дом, где грозный жил Гирей

Трон славы, храм любви – дворы, ступени, входы,

Что подметали лбом паши в былые годы, –

Теперь гнездилище лишь саранчи да змей… 

Таким в начале 19 века увидел бахчисарайский дворец Адам Мицкевич. Сегодня эта резиденция крымских ханов, правивших полуостровом более 350 лет – памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры, одно из самых посещаемых мест полуострова. Приехав в Крым, нужно обязательно побывать в этом уголке восточной культуры. Я расскажу вам о трёх главных объектах города, которые можно легко осмотреть за один день. 

ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ 

Бахчисарай, в переводе с тюркского означает “дворец-сад”. Ханский дворец был построен в правление хана Сахиба I Герая в первой половине 16 века и за свою историю пережил пожары, перестройки и реконструкции. Каждый последующий хан обязательно вносил что-то новое в облик дворца. В строительстве и отделке в разное время участвовали местные мастеровые, и зодчие, приглашённые из Армении, Италии и Турции. Одновременно со строительством дворца расстраивался и сам город.

С главной улицы во дворец ведёт каменный мост. За входными воротами – большой мощёный двор, где собиралось ханское войско, происходили встречи послов и разглядывали захваченных в набегах пленников.

Большая Ханская мечетьБиюк Хан-Джами – построена в 1532 году. Сегодня это одно из красивейших и старейших сооружений на территории дворца, сохранившихся до наших дней. Мечеть сильно пострадала во время пожара 1736 года и в 1740-ом была восстановлена. На протяжении сотен лет с высоких и стройных, устремленных ввысь минаретов мечети, пять раз в сутки, муэдзин призывал мусульман на молитву. Азан звучит и сегодня, придавая особый колорит Бахчисараю.
  «В жизни я была красивейшим цветком, который так рано завял. О, Всевышний, помести меня в цветнике рая!» – такие поэтические надписи, выбитые в камне, можно прочитать на укрытых тенью деревьев женских могилах дворцового кладбища. Здесь похоронено 16 ханов, их родные и ближайшие сановники. Самая ранняя могила датируется 1592-ым годом. Самая поздняя – 1789-ым.

Эпитафии на ханских могилах не менее поэтичны: «О, Бог, всегда жив и вечен! Война была ремеслом знаменитого Крым Герай хана, глаза голубого неба не видали ему равного».
 За дворцовым кладбищем находится баня Сары-Гюзель, что можно перевести как “жёлтая красавица”. Построена она в том же году, что и мечеть. В ханское время баню обслуживала специальная команда банщиков. Горячая вода подавалась по свинцовым трубам, а каменный пол и стены бани нагревал раскалённый воздух, поступающий по каналам. Интересен факт, что ещё в 1924 году баня обслуживала жителей Бахчисарая.

 В Посольском дворике можно полюбоваться одним из лучших украшений дворца – порталом Демир-капы, что значит “Железная дверь”, больше известным как портал Алевиза. Этот уникальный образец каменной резьбы создали в 1503-1504 годах итальянские мастеровые во главе с выдающимся зодчим Аллоизио да Монтаньяна, прозванным в России Алевизом Новым. Портал был сооружён ещё до строительства дворца и перенесён сюда позже. Сегодня, спустя пятьсот лет, продолжают радовать и восхищать эти нежные кружева, застывшие в камне!
 В Летней беседке всё располагает к умиротворению и отдыху в жаркий день: журчит вода в мраморном фонтане, играют солнечными бликами разноцветные витражи, радуют глаз витиеватые орнаменты на стенах и коврах. Здесь хан принимал почётных гостей, проводил важные беседы, отдавал приказы и отдыхал.

 А вот и знаменитый Фонтан слёз, созданный иранским мастером Омером два с половиной столетия назад. Пожалуй, нет более известной легенды в Крыму, чем история этого фонтана. После одного из набегов воины хана привезли ему в подарок юную красавицу, прозванную в гареме Дилярой. Попав в плен, девушка не смирилась с участью наложницы, отвергая наряды, сладости и дворцовую роскошь. Крым-Гирей, всем сердцем полюбив прекрасную полонянку, сходил с ума от её слез и безответности.Вскоре Мария погибла от рук ослепленной ревностью Заремы – одной из жён хана. Убитый горем, позвал Гирей резчика и велел ему сделать так, чтобы камень заплакал…Пушкин, всего на один день приехав в Бахчисарай, подарил миру замечательные строки: 

Фонтан любви, фонтан живой! 

Принёс я в дар тебе две розы. 

                    Люблю немолчный говор твой                     

И поэтические слёзы…

 Гарем в переводе с арабского «запретное». До наших дней сохранились лишь четыре комнаты некогда большого гаремного комплекса. Никто кроме хана и евнухов не мог входить в эту женскую часть дворца. Современным туристам, однако, всё можно – смело заходите, полюбуйтесь остатками былой роскоши. Экспозиция представлена мебелью, посудой, одеждой и музыкальными инструментами того времени, а также предметами религиозного культа и свадебного обряда.

 Если что-то понравилось, недалеко от дворца к вашим услугам восточный мини-базар. Не Турция, конечно, но наша местное крымское качество намного выше! Национальную обувь и головные уборы, пёстрые халаты и украшения, глиняную посуду и даже медовую пахлаву.

О ханском дворце можно и нужно рассказать отдельно, много интересных историй и тайн хранит эта жемчужина Крыма. В ближайшем будущем я обязательно сделаю это, но сегодня у нас другая задача, так что, друзья, переходим к следующему не менее интересному объекту. 

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

По древнему преданию, в живописном ущелье окрестностей Бахчисарая, на отвесной скале явилась чудотворная икона Девы Марии. Чтобы добраться до неё, потребовалось вырубить в камне ступени. За ступенями появились первые пещерные кельи и каменные пристройки. Так возник здесь, предположительно в 8 веке, Свято-Успенский мужской монастырь, выживавший даже во времена господства в Крыму мусульман.

В эпоху иконоборческого движения в Византии, православные монахи и миряне, преследуемые за почитание святых икон, вынуждены были бежать на окраины Империи, выбрав в качестве убежища берега Тавриды. Осваивая новые земли, греки-христиане создают здесь города и монастыри, строят дома и храмы, сохраняют свою культуру и веру. Именно такие переселенцы образовали на окраине Бахчисарая христианскую обитель и поселение, дав ему, в честь явленной иконы, имя Мариамполь.

В 17-18 веках монастырь стал духовным центром всех христиан Крыма. В трудные времена обитель поддерживали русские цари, о чём свидетельствуют грамоты, сохранившиеся с тех времён. Во второй половине 19 века в монастыре проживало более 60 монахов и послушников. В это же время было построено 5 храмов и часовня.

Во время Крымской войны в помещениях обители располагался госпиталь, а умерших от ран воинов хоронили на монастырском кладбище. Во время Великой Отечественной войны здесь также размещался военный госпиталь. С тех времён на территории монастыря находится братское кладбище советских воинов.

В 1993 году обитель возвращена Православной церкви, а с 2015 года комплекс Свято-Успенского мужского пещерного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения. С площадки и ступеней пещерного храма открывается великолепная панорама ущелья Мариам-дере и отвесных стен плато Чуфут-кале.

ЧУФУТ-КАЛЕ

Чуфут-Кале, он же Кырк-Ер, он же Гевхер-Керман, он же Джуфт-Кале – много названий было у этого древнего города-крепости. В своё время здесь жили аланы, крымские караимы и татары. Город на отвесном плато возник предположительно в 5-6 веках, как один из форпостов Византийских владений в Крыму. Первые же пещеры, как считают историки, появились намного раньше.  

За долгие годы своего существования Чуфут-Кале подвергался осадам и разорялся во время набегов, был полностью разрушен и заново восстановлен, слушал молитвы караимов и мусульман, чеканил монету и печатал книги, использовался крымскими ханами в  качестве укрепленной резиденции и тюрьмы для знатных пленников.

Долгие месяцы провели здесь в заточении польский гетман Николай Потоцкий, русский посол Василий Айтемиров и даже любимец Ивана ГрозногоВасилий Грязной. Захваченный в 1660-ом году, русский воевода Василий Шереметев провёл здесь, в сырой мрачной пещере, 21 год! 
 На территории города сохранился мавзолей 15-го века. Согласно надписи, это гробница скончавшейся в 1437-ом году знаменитой государыни Джаныке-ханым – дочери хана Тохтамыша, бывшей в свое время правительницей города.

В середине 19-го века в Чуфут-Кале ещё жили около сотни крымских караимов – народа, образовавшегося, по одной из версий, в результате смешения тюрских племён и населения полуострова. Об этом напоминают два караимских храма – кенасы 14-го и 18-го веков.  

На территории Чуфут-кале до наших дней сохранилось также множество прочих интересных объектов: остатки жилых кварталов и улицы, крепостные стены и ворота и, конечно, огромное количество рукотворных пещер самых разных форм и размеров. С обрывов плато открываются грандиозные панорамы на Иосафатову долину и белёсые обрывы горы Беш-Кош.
 Много  тайн хранит этот мёртвый город, за сотни лет в нём сменилось столько народов и столько событий произошло, что историков ждут впереди еще много находок и открытий.

Вот так, друзья, за один день в Бахчисарае можно познакомиться сразу с несколькими культурами и эпохами, увидеть архитектуру прошлого и необычные памятники природы, насладиться колоритом восточного базара и пением птиц в лесу, услышать голос муэдзина и колокольный звон, отведать восточные сладости и восхититься потрясающими пейзажами Крыма.

Добро пожаловать в Бахчисарай!

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.