Фото: politikus.ru

В Севастополе развернулась бурная общественная дискуссия вокруг законопроекта о выборах губернатора.  Вопросы возникли главным образом к нескольким пунктам законопроекта.

Больше всего споров вызвал п.1 Статьи 3 законопроекта: “Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, зарегистрированный по месту жительства на территории города Севастополя, а также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, зарегистрированный по месту пребывания на территории города Севастополя не менее чем за три месяца до дня голосования и включённый в список избирателей в соответствии с частью 6 статьи 10 настоящего Закона, имеют право избирать Губернатора. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях”. 


Севастопольцы опасаются, что выбирать губернатора будут проходящие военную службу в городе призывники, которые не являются его жителями.


Севастопольцы опасаются, что выбирать губернатора будут проходящие военную службу в городе призывники, которые не являются его жителями. Как пояснил, поддерживающий законопроект, секретарь регионального отделения партии “Единая Россия” в Севастополе Борис Колесников, что “никаким региональным законом невозможно установить ценз оседлости, какой бы привлекательной для горожан эта идея не казалась”. 

“Вопросы реализации избирательных прав военнослужащих, а также иных избирателей, проживающих на территории расположения воинской части, в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), иными федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года N 535 «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной противопожарной служ-бы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом нар-котических средств и психотропных веществ, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о выборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления”, — пишет в своём блоге Борис Колесников.


В России практика голосования “срочниками” распространяется на выборы федерального значения (президента и Государственной думы), а также на выборы в крупных регионах (Москва и другие субъекты)


Тем не менее, в законопроекте избирательный ценз есть — к голосованию допускаются люди, зарегистрированные по месту жительства не ранее чем за три месяца до дня голосования. Что касается солдат срочной службы, то у них нет постоянной регистрации по месту службы. В России практика голосования “срочниками” распространяется на выборы федерального значения (президента и Государственной думы), а также на выборы в крупных регионах (Москва и другие субъекты). 

Севастополь представляет собой не столь многочисленный субъект-регион, что редкость для России, и пара десятков “лишних” избирателей может полностью перевернуть электоральную картину в городе. На последних выборах в Севастополе (в Государственную думу) разрыв между победителем и занявшим второе место кандидатом составил чуть более 10 тысяч голосов при общей явке 147 тысяч человек (первое место занял кандидат с 47 тысячами голосов).

Колесникову возражают многие представители политических сил в Севастополе.

Например, глава севастопольской “Опоры России” Валерий Васюнин:. 

Проект закона о выбора губернатора Севастополя неоднозначен, — считает Васюнин. С одной стороны понятно желание политических функционеров «выехать» на показателях и приписать себе очередной раз незаслуженную победу по результатам «своей» работы, с другой — удивляет само отношение к севастопольцам, в том числе и тех же севастопольцев во власти. Недоверие к нам в правильном выборе оскорбляет. На мой взгляд, кандидатом в губернаторы Севастополя может быть любой гражданин России. Всем кандидатам нужно дать максимум возможности представить свою программу. Выборы губернатора Севастополя должны быть показательными для всех в своей открытости и прозрачности, выбрать губернатора Севастополя должны севастопольцы, а не временно пребывающие в нашем городе, — заключил политик. Мнение Васюнина поддерживает известный севастопольский предприниматель Евгений Кабанов.

Для участия в выборах должна быть постоянная регистрация в Севастополе, но никак не проживание на территории нашего города в течение трёх месяцев. Право голоса в городе–герое должно быть у человека, имеющего какую-то историю в Севастополе, — сказал Кабанов. 

Предприниматель называет ещё два спорных пунктов законопроекта.   

Во-первых, у горожан существует возможность самовыдвижения. Считаю, что выдвигаться на должность губернатора только по партийной линии – дискриминация прав севастопольцев. Быть избранным и участвовать в выборах – это конституционное право гражданина РФ.  Во-вторых, муниципальный фильтр. Наши представители правительства посчитали, что мы должны поставить максимальный муниципальный фильтр, допустимый по федеральному законодательству (10%). Каждому кандидату – 12 голосов в поддержку муниципальных депутатов, чтобы его выбрали. Если по другим субъектам, то в среднем там от 3 до 5 %, что упрощает процесс для потенциальных севастопольских кандидатов, — добавил Кабанов.

Многие в Севастополе пытаются найти в российской практике аналоги проведения выборов. Помимо того, что срочники не решают судьбу глав субъектов со сравнимой с Севастополем численностью населения, практически везде отменён “партийный фильтр”. Для участия в выборах достаточно пройти вполне доступный муниципальный фильтр. 


За законопроект даже не вступаются депутаты “группы Чалого”, которым теоретически был бы выгоден пункт о самовыдвижении кандидата


В севастопольском законопроекте введены максимально жёсткие требования, которые формально защищены законодательством, но по своей сути вызвали практически тотальную реакцию неприятия среди горожан. За законопроект даже не вступаются депутаты “группы Чалого”, которым теоретически был бы выгоден пункт о самовыдвижении кандидата. Наблюдатели связывают молчание “чаловцев” именно с тем, что общественное мнение готово отменить пункт о запрете самовыдвижения, что даст возможность баллотироваться народному мэру Алексею Чалому, как и его соратнику, Олегу Николаеву, лишённому сегодня поддержки “Партии роста” в связи с фактическим прекращением его функционирования. Впрочем, сторонник идеи о свободных выборах губернатора Севастополя Алексей Чалый накануне Нового года высказался в интересном ключе — за “неконкурентные выборы” главы Севастополя, которые должны заключаться в поддержке действующего исполняющего обязанности губернатора Дмитрия Овсянникова

Приходят и голосуют за Овсянникова, а Овсянников к лету сделал уже столько полезного, что вопросов вообще ни у кого нет. Для меня это лучший сценарий. Выборы – это же инструмент, а не самоцель, — объяснил Чалый свою точку зрения о “неконкурентных” выборах в интервью интернет-СМИ “Клуб регионов”.

Интересно, что многие потенциальные кандидаты для возможного участия в выборах стараются избавиться от партийной принадлежности в тех случаях, когда партия вряд ли окажет им поддержку (партия или избирательное объединение могут выдвинуть только одного кандидата). Например, политик Вадим Колесниченко, как пока неофициально говорят, вышел из партии “Родина” и вступил в “Единую Россию”. Выдвигаться от партии ему вряд ли удастся ввиду того, что она скорее всего поддержит действующего исполняющего обязанности Дмитрия Овсянникова. Но как самовыдвиженец Вадим Колесниченко имеет все шансы быть участником кампании.

И на ближайших общественных слушаниях, и на дебатах в Заксобрании полемика будет вестись именно вокруг этих спорных моментов законопроекта. 

При этом очевидно, что в дискуссии стоит учесть важное обстоятельство: нет никаких обязательных федеральных норм, которые именно так, как изложено в законопроекте, трактовали бы местное избирательное право.


Критикам законопроекта, учитывая его важность для Севастополя, можно и нужно требовать его коррекции, и развернувшаяся полноценная дискуссия этому серьёзно способствует


Законодательный замысел может быть реализован в разных вариантах в зависимости от специфики региона. Критикам законопроекта, учитывая его важность для Севастополя, можно и нужно требовать его коррекции, и развернувшаяся полноценная дискуссия этому серьёзно способствует. Потому что без серьёзной оценки законопроекта речь может идти о рисках манипуляции и ущемлении избирательных прав жителей Севастополя. 

Что касается самовыдвиженцев, то в большинстве российских регионов нет обязательной привязки к партийному выдвижению. Главное — пройти муниципальные фильтры (если органы МСУ избраны и сформированы). А в Севастополе муниципальные советы успешно функционируют. В этом случае непонятна мотивация авторов законопроекта — почему именно партийное выдвижение является обязательным. Никаких обязательных норм в федеральном законодательстве на этот счёт нет. 


При голосовании за губернатора в воинских частях должны принимать участие только те срочники, которые имеют севастопольскую постоянную регистрацию


Что касается срочников, то, строго говоря, из вызывающего споры п.1 3 статьи законопроекта не следует возможность их голосования. Организация участков для голосования на территориях воинских частей федеральному закону не противоречит и касается тех военнослужащих, который имеют постоянную регистрацию на территории субъекта федерации. А также членов их семей, в том случае, если они постоянно проживают в пределах расположения воинской части. То есть, при голосовании за губернатора в воинских частях должны принимать участие только те срочники, которые имеют севастопольскую постоянную регистрацию. То, что в выборах губернатора Севастополя могут принимать участие только граждане, имеющие постоянную регистрацию, для города-героя особенно важно. Это показывают все проведённые на днях в севастопольских СМИ опросы: севастопольцы хотят сами решить вопрос о главе города. В тексте законопроекта эта норма отсутствует, и законодателям необходимо требовать внесения этой поправки. 

Если каким-то образом закон пройдёт в нынешней редакции, то это ставит под вопрос саму легитимность проведения выборов и впоследствии законность полученного ре-зультата. И это уже будет скандальная история.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.