Севастополь не зря числится отдельной административной единицей, это не просто город, это город нашего героического прошлого, город мужества русского народа, город славных военно-морских традиций.

Одним из самых главных его памятников и достопримечательностей является Панорама “Оборона Севастополя 1854-55 гг.” – уникальный в своём роде комплекс, увековечивший подвиг защитников города. Панорама была открыта 14 мая 1905 года, к 50-летию обороны в Крымской войне.

Размеры полотна – 14 х 115 метров, площадь предметного плана – 900 м². Общее количество фигур на картине – более 4 000. Сама панорама находится на втором этаже здания, а на первом расположилась экспозиция музея, подробно рассказывающая о Крымской войне.

 

По планировке панорамы, зритель находится на вершине Малахова кургана и видит всё, что простирается вокруг него. Передний план незаметно переходит в живописное полотно, что создаёт иллюзию полного объема и эффект присутствия. В какой-то момент забываешь, что перед тобой картина и ощущаешь себя невольным участником событий, а предметный план, достоверно отражая обстановку на бастионе – пушки, ядра, корзины и мешки с песком, блиндажи и контрминные галереи, разнообразные предметы утвари – ещё больше усиливает впечатление.

Под куполом огромного круглого зала находится специальный зонт-рефлектор, создающий  необходимый рассеянный свет.

Грандиозно выглядит и само здание панорамы. Круглое в плане, оно имеет диаметр 38 м, и высоту 36 м, при толщине стен от 106 до 150 см. По внешнему диаметру, в специальных нишах, установлены бюсты героев первой обороны Севастополя: адмиралов Нахимова, Корнилова, Истомина, генерала Хрулёва, военного хирурга Пирогова, матросов Кошки и Шевченко, Даши Севастопольской и других прославленных защитников города.

Крымская война – главный, наиболее напряжённый эпизод Восточной войны 1853-65 гг., где Российская империя противостояла коалиции Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом, Баренцевом морях, и даже на Камчатке.

В основе сюжета панорамы – один из 349 дней обороны Севастополя – бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

Автор панорамы – профессор батальной живописи Петербургской Академии художеств, основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо.

Франц Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе, в семье переселившегося из Марселя в Россию французского торговца книгами, чья жена держала собственный дом моделей.

Маленький Франц очень любил рисовать. В 9 лет родители отдали его в Одесскую школу рисования, а в 1878 году Франц уехал в Баварию, где поступил в Королевскую Академию художеств. За время учёбы юноша много путешествовал по России, Средней Азии, Кавказу, везде делал наброски. В 1886 году Франц получает заказ на 19 картин на тему Кавказских войн. Для выполнения работы, он знакомится с местами сражений, внимательно изучает хронику исторических событий, делает многочисленные эскизы, вошедшие в дальнейшем в основу полотен, написанных для Храма Славы в Тифлисе. Во время работы над картиной “Штурм аула Ахульго” художник не мог удовлетвориться шириной полотна, не отражавшей всей масштабности батальной сцены. Позже он создал тот же сюжет в виде панорамы, что имело большой успех на выставке в Мюнхене и Париже и принесло Рубо почётное звание профессора живописи и орден святого Михаила.

Ф. Рубо

Летом 1901 года Рубо получает официальный заказ на создание панорамы, посвящённой 50-летию героической обороны Севастополя 1854-1855 годов. Это было почётное, но вместе с тем и очень ответственное поручение. “Задача передать грандиозный сюжет обороны Севастополя, – говорил живописец, – не имела себе предшественников, и разрешение её представляет для художника громадные трудности. Легко писать художнику, где исторический материал даетготовые и благородные мотивы, но совсем другое дело изображать на холсте героическую защиту. Художник должен всегда оставаться правдивым”.

Главным героем в сражения Франц  Рубо считал простой народ, и именно его подвиг старался показать в своём сюжете. Не случайно, на переднем плане панорамы – солдаты и матросы.

Ф. Рубо

Приехав в Севастополь, художник начал тщательно готовиться к  работе: изучал документы и карты, бывал на местах сражений, общался с ветеранами Крымской войны. Затем, уехав в Санкт-Петербург, Рубо делает эскиз полотна и полсотни этюдов, затем переезжает в Мюнхен, где с помощью ещё трех живописцев и двух десятков студентов академии, пишет грандиозное полотно. Параллельно шла работа над созданием предметного плана – того, что сейчас называют 3D.

О-Ф. Энберг

Одновременно в Севастополе началось строительство здания панорамы. Перед этим был объявлен конкурс, на который предъявили 10 работ, но лучшим оказался проект, поданный вне конкурса. Автор проекта – военный инженер, начальник инженерной и строительной службы Севастопольской крепости, генерал-майор Оскар-Фридрих Иванович Энберг. Выбор конкурсной комиссии был не случайным, ведь под руководством Энберга были возведены практически все памятники в честь первой обороны Севастополя. 31 июля 1902 года император Николай II утвердил проект. Здание панорамы стало гордостью военного инженера.

Соавтором и архитектором проекта выступил не менее известный в городе инженер Валентин Августович Фельдман – автор таких строений Севастополя, как  Покровский собор, памятник затопленным кораблям, храм Рождества Христова в Георгиевском монастыре.

В 1904 году строительство здания было окончено, тогда же готовое полотно панорамы, намотанное на четырнадцатиметровый деревянный вал диаметром в один метр, уложенное на две сцепленные ж/д платформы, было привезено из Мюнхена в Севастополь.

14 мая 1905 года, в 50-летие героической обороны города и в день девятой годовщины коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, панорама была открыта. Первыми её посетителями стали ветераны Крымской войны и их близкие. Они были поражены и растроганы до слёз  масштабом и подлинностью событий, отражённых в композиции. После открытия панорамы Франца Рубо назвали художником, который “своим талантом оживляет минувшие сражения”.

 

Конечно, всё было далеко не так гладко, как на бумаге. Перед официальным открытием работу Рубо принимала специальная комиссия из Санкт-Петербурга. Она должна была подтвердить точное соответствие картины генеральной линии придворной истории. Одним словом, цензура. Осмотрев полотно, комиссия осталась недовольна присутствием на картине крохотной фигурки адмирала Нахимова, стоящего на краю башни. Можно представить, какой примерно диалог произошёл между руководителем комиссии и художником:

– Картина замечательная, но… Нахимова надо убрать.

– Как это – убрать?

– Не то, чтобы убрать, а заменить. На фигуру главнокомандующего.

Князя Горчакова? Помилуйте, да ведь его не было в тот день на Малаховом кургане! Тогда как наш Пал Степаныч всё время был на передовой!

– Безусловно, безусловно, это так, но… боюсь, это не понравится императору…

 

Всё дело в том, что во время обороны Севастополя, незадолго до гибели, Нахимов вызвал недовольство власти своей, как всегда, прямолинейностью. В ответ на привезённую ему флигель-адъютантом царскую денежную премию – так называемую аренду, адмирал в присутствии офицеров раздражённо воскликнул: “Да на что мне аренда! Лучше бы они мне бомб прислали!” Это была неслыханная дерзость – вместо благодарности за царскую милость, упрекнуть государя!

Рубо отказался убрать Нахимова с полотна.

Вслед за первой комиссией приехала вторая, третья, но мастер был непреклонен.

Панорама была открыта. С фигурой Нахимова. Однако на этом неприятности не закончились.

 

Спустя 4 года после открытия, панораму захотел увидеть император Николай II, и она была отправлена в Санкт-Петербург. Францу Рубо тут же напомнили о необходимости убрать изображение Нахимова. Кроме того, ответственным чиновникам не понравилось множество фигур простых солдат, матросов и прочих защитников Севастополя из народа, отдельных из которых можно было даже узнать в лицо. Ещё бы! Не зря Рубо провёл столько времени, беседуя с ветеранами войны, уж они-то ему подробно рассказали, кто воевал, где и как. Но…  Комиссия была непреклонна – негоже делать простолюдинов главными героями исторического сражения, тем более, на государственном заказе. Мастеру поставили условия, от которых он просто не в силах был отказаться. Попасть в немилость императора означало потерять очень многое. Причём, не факт, что Николай II именно так бы отреагировал, в данном случае всё решала власть чиновников и обойти её редко кому удавалось.

Пришлось-таки живописцу изменить лица отдельных героев, а фигуру Нахимова завуалировать облаком дыма. Что же касается Горчакова, говорят, Рубо категорически отказался помещать его на холст и бросил комиссии: “Хотите –  рисуйте сами!” Те стали было искать художников, кто взялся бы за это, предлагали любые деньги, но, ни один мастер не согласился что-то добавлять на уже ставшую знаменитой панораму известного живописца. Ну, не самим же рисовать! Правда это, или вымысел, но князю Горчакову так и не суждено было появиться на  холсте.

Зато немногим позже на нём вновь появился Нахимов. В конце 20-х годов, уже в Советский период, во время реставрации полотна изображение адмирала восстановил ученик Рубо художник Митрофан Греков.

Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны полотно панорамы хотели эвакуировать, но тщательное обследование выявило, что холст обветшал, и картина сильно пострадает во время демонтажа и перевозки. Эх, знали бы они тогда, что это была бы малая часть того, что ожидает это уникальное полотно…

Советское командование старалось максимально обезопасить уникальный памятник. Рядом с панорамой запрещалось устанавливать зенитные батареи и любую другую военную технику. Однако 25 июня 1942 года, во время массированной авиабомбардировки, фашистская бомба, пробив купол, попала в здание. Возникший пожар стал быстро уничтожать бесценное произведение искусства. Спасать его бросились все, кто оказался рядом – курсанты главной военно-морской базы Черноморского флота, простые жители Севастополя, пожарная команда, прибывшая чуть позже.  Тут уж ничего не оставалось делать, как резать полотно на куски всем, что было под рукой – ножами, штыками и даже рубить топором. Разрезанные части  сворачивали в рулоны, а то и просто складывали в несколько слоёв.

Два часа длилась борьба за спасение картины. К сожалению, огонь успел уничтожить весь предметный план и значительную часть живописи – не менее одной трети. 27 июня, вместе с ранеными бойцами, женщинами и детьми – всего 2100 человек, уцелевшие части полотна, под четырёхчасовой бомбёжкой, в полузатопленном трюме, были  вывезены лидером эсминцев “Ташкент” и доставлены в Новороссийск. Здесь их просушили и железной дорогой отправили в Новосибирск. После осмотра спасённых частей картины комиссия насчитала более шести тысяч повреждений.

Только после окончания войны специально созданный творческий коллектив из 19 московских живописцев во главе с народным художником РСФСР Василием Яковлевым, а в дальнейшем академиком живописи  Павлом Соколовым-Скаля, взялись за восстановление панорамы. Конечно, о реставрации старого полотна не могло быть и речи. Было принято решение написать всю живописную часть заново.

Началась кропотливая и долгая подготовительная работа по сбору материала по сохранившимся обгорелым частям картины, авторским этюдам, старым буклетам, натурным рисункам местности, воспоминаниям севастопольцев. Был составлен подробный план расположения всех элементов обороны, изучены многочисленные карты и документы того времени, проведены многочасовые консультации. Только представьте, штурманам черноморского флота было дано задание: просчитать, где находилось солнце в 4:45 утра 6 июня 1855 года по отношению к Малахову кургану. Штурманы быстро и точно справились с задачей, передав эстафету творческому коллективу.

Параллельно велись работы по отстройке разрушенного во время войны здания панорамы. Вместе со строителями трудились и военные моряки.

В апреле 1954 года весь творческий коллектив приехал в Севастополь. В восстановленном здании панорамы их уже ждало заранее натянутое и загрунтованное полотно, специально изготовленное на Ленинградской текстильной фабрике им. Тельмана. На грунтовку было израсходовано более 200 кг осетрового клея, 400 кг цинковых белил, 110 кг олифы, свыше 1000 куриных яиц и другие материалы. Перед началом работы полотно разметили по квадратам, каждый из которых был закреплён за определенным художником.

Около полугода, не покладая рук, трудились живописцы над картиной площадью более полутора тысяч квадратных метров. Стараясь максимально точно восстановить сюжет Рубо, советские мастера внесли и дополнения, полностью соответствующие историческим данным, но не нарушающие общую композицию. Таким образом, на холсте появились эпизоды: “Н. И. Пирогов на перевязочном пункте”, “Возвращение матроса Кошки на бастион”, “Юный барабанщик”, “Матрос Трофим Александров” и другие. Думаю, Франц Алексеевич остался бы доволен такими дополнениями на своей картине.

По чертежам военных инженеров и историков был воссоздан предметный план панорамы. Порой инженерная наука вступала в конфликт с широтой и свободой творчества, но талантливые руководители всех научных и творческих процессов вовремя находили золотую середину.

16 октября 1954 года, к 100-летию первой героической обороны Севастополя, панорама была открыта. У входа стоял нескончаемый поток всех желающих увидеть заново восстановленный один из главных памятников города-героя.

На следующий день “Крымская правда” писала: “Вчера Исторический бульвар Севастополя заполнили тысячи трудящихся Краснознамённого города-героя, моряки Черноморского флота, многочисленные гости, прибывшие из разных городов Союза. Все они собрались на митинг, посвящённый открытию панорамы “Оборона Севастополя 1854-1855 годов”. Первые посетители поднимаются на смотровую площадку, перед ними раскрывается грандиозная картина штурма Малахова кургана, блестяще отбитого русскими войсками. Вчера панораму посетили сотни жителей и гостей города”.

Как писал журнал “Огонёк” в том же году: “Второе рождение панорамы – крупное событие в нашем искусстве и замечательный памятник героям обороны Севастополя”.

 

А вот современные отзывы посетителей панорамы из разных городов России:

Краснодар: “От увиденного захватывает дух, создаётся ощущение соучастия в происходящих событиях. Автор очень чётко передал героизм и в то же время трагичность происходящего”.

Москва: “Панорама восхитительна. Вот где настоящее 3D!”

Санкт-Петербург: “Впечатления были самые неоднозначные. Восторг, сострадание. Это место стоит посетить хотя бы раз в жизни. Это наша история, это нужно знать”.

С момента открытия панораму посетило около 40 млн. человек с разных стран. Всего в мире существует более 40 панорам. Севастопольская панорама, конечно, уникальна, она единственная в своем роде. Этот памятник культуры, вошедший в сокровищницу мирового искусства, всегда будет вызывать огромный интерес у посетителей со всего мира.

 

Евгений Бондаренко, Симферополь 

фото автора

 

*         *         *

Панорама “Оборона Севастополя 1854–1855 годов” располагается на Историческом бульваре Севастополя, в районе улицы 4-й Бастионной и площади Ушакова. Добраться до Панорамы можно, доехав до остановки “Площадь Ушакова”.

График работы:

Панорама “Оборона Севастополя 1854–1855 годов” работает с мая по сентябрь ежедневно с 9:00 до 17:30. С июля по август — с 9:00 до 19:00. С октября по апрель — 9:30 до 17:30, выходной — понедельник.

Телефон: +7 869 254-85-38

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Ставка на среднее

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.