Общий вид на “Фрегат”

В прежние годы Керчь развивалась как один из важнейших промышленных городов Крыма, имела десятки крупных предприятий, не только наполнявших бюджет области, но и возводивших целые районы жилой застройки. Одним из основных направлений, учитывая географическое положение Керчи, естественно, было судостроение и судоремонт. В эпоху украинской независимости почти все эти предприятия остановились, а многие были доведены до состояния руин.

Сегодня предпринимаются усилия по возрождению промышленности. Однако, несмотря на огромные государственные инвестиции и многочисленные заказы для керченского судостроительного завода “Залив” (в советское время — одно из самых передовых предприятий этой отрасли), пока ощутимых результатов не достигнуто: за несколько лет не было спущено на воду ни одного нового судна, а основные успехи заключаются в ремонте и модернизации производственной и социальной инфраструктуры завода. Трудится на предприятии порядка 2000 человек.

Керченский судоремонтный завод тоже возрождается после банкротства, но сегодня на нём работают всего около 200 человек. Заказами предприятие вполне обеспечено, плодотворно ведёт деятельность — всё это внушает оптимизм относительно его будущего.

Радует своими успехами и Керченская морская верфь “Фрегат”, входящая в группу компаний “Трансшип”. В советское время основным направлением деятельности завода был ремонт и обслуживание рыбопромыслового флота. Сегодня на этом относительно небольшом производстве занято около 400 человек. Это, пожалуй, единственное предприятие в Крыму в области судоремонта и судостроения, которое спускает на воду полнокомплектные суда, то есть, оснащённые всем вплоть до оборудования и мебели.

Последним достижением “Фрегата” стал малогабаритный автомобильно-пассажирский паром ледового типа проекта “3221”. Вместимость у него лишь четыре стандартных 20-тонных еврофуры или 16 легковых автомобилей. Длина парома составляет 40 метров, ширина — 10 метров. Несмотря на малые размеры, судно оборудовано двумя аппарелями для сквозного проезда транспорта. Кроме того, оно не нуждается в особо оборудованных причалах. На видео от 11 сентября можно с воздуха посмотреть на паром, ещё находящийся в процессе строительства: 

Заказ разместил керченский предприниматель Александр Плотников для решения задач грузовых перевозок через пролив. Финансирование заказа было осуществлено за счёт кредита в размере 64 миллионов рублей, строительство заняло менее года. Паром, спущенный на воду 24 ноября 2016 года, будет совершать плавания под именем “Нина Малкова” — в честь родной бабушки заказчика.

Производственная площадка завода “Фрегат” вошла в состав компании “Краншип” в 2007 году и специализируется преимущественно на строительстве буксиров. Только в 2016 году со стапелей сошли буксиры “Пур” и “Тамбей”. Также на верфи строилось экологическое судно “Титан”, а в кооперации с заводом “Залив” — плавкраны “Атлас” и баржа грузоподъёмностью 5500 тонн; паром же был сооружён впервые. Большинство единиц этого флота создавалось для собственных нужд компании, занимающейся рейдовыми перегрузками в Азово-Черноморском бассейне.

На момент записи второго видео (5 декабря) “Нина Малкова” ещё стоит у причалов “Фрегата”, готовясь к швартовым и ходовым испытаниям. Планируется, что паром первое время будет курсировать по линии “Порт Крым” — “Порт Кавказ”, но его постоянная эксплуатация здесь не целесообразна из-за небольшой вместимости. Поэтому дальнейшее место работы “Нины Малковой” определено в северных водах.

Сегодня “Фрегат” занят производством большого буксира, который должен сойти на воду в феврале 2017 года. Сборка элементов будущего судна хороша видна на обоих представленных видеороликах. К моменту спуска предприятию необходимо решить две важные проблемы. Осадка нового буксира и строительство в будущем более габаритных судов требуют провести дноуглубительные работы. Проект таковых уже разработан, но не может быть реализован из-за присутствия в акватории “Фрегата” затонувшего плавучего дока, находящегося в собственности Министерства земельных и имущественных отношений. Поднять выступающий над водой док своими силами предприятие не смогло, а потому ведутся переговоры с собственником о его утилизации и привлечении для этой работы сторонней компании.

По словам директора верфи Сергея Посохова, предприятие обеспечено заказами на весь 2017 год и обсуждает новые контракты. Главным заказчиком сейчас является “Росатомфлот”. Чиновники обещают включить Керченскую морскую верфь “Фрегат” в программу поддержки промышленных предприятий Крыма. Кроме того, обсуждается идея создания в Керчи судостроительного кластера.

Так как вид с воздуха не даёт полного представления о заводе “Фрегат”, можно также ознакомиться с официальным роликом компании, на котором запечатлены цеха, процесс строительства и несколько буксиров, сооружённых в Керчи. 

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Ёлки на стройке века

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

#СелфиКрым Выпуск 39

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.