Несколько лет назад узнал от друзей о том, что под Симферополем проходит внушительный подземный ход, длиной в несколько километров. Конечно, сразу захотелось побывать в нём. И вот, представился случай – мне позвонил товарищ и сказал, что группа собрана я могу к ней присоединиться.

С учётом того, что вход располагался практически в центре города, исследование было назначено на темное время суток, чтоб меньше привлекать внимание прохожих. Кроме того, под землёй всегда темно, так что не имеет значения, что наверху – день или ночь.

Объект оказался не столь старым. Попав туда, мы сообразили, что это ничто иное, как городской ливневой коллектор, или по-простому ливневая канализация – устройство для сбора и отвода дождевых и прочих вод.

Первая очередь симферопольского ливневого коллектора сооружена в 1966-67 годах. Вторая очередь – в конец 90-х. Помните, в то время в городском сквере имени Ленина, что протянулся от привокзальной площади до улицы Павленко, за железным забором велись земляные работы? Тогда ещё ходили всякие слухи по поводу того, что же именно там строят. Так вот это и была вторая очередь коллектора.

Аккуратно сняв крышку люка, мы спускаемся по железной лестнице, уходящей несколькими маршами под землю. Вертикальный колодец приводит нас на глубину около 17 метров. Отсюда монолитный бетонный тоннель уходит на запад, в сторону железнодорожного вокзала. По его дну, по специально устроенному желобу, струится слабый поток воды, однако можно представить, каким он бывает мощным после затяжных дождей.

В подтверждение этого говорят внушительные кальцитовые наслоения, встречающиеся тут в самых разнообразных формах. Одни в виде многочисленных ванночек, напоминающих миниатюрную копию каскадов турецкого Памуккале, другие в виде тонких длинных сталактитов, называемых спелеологами «макаронами», третьи в виде толстых шишкообразных сталагмитов.

Попадается даже так называемый пещерный «жемчуг» – кальцитовые шарики, образующиеся за долгое время благодаря постоянному вращению потоком воды крохотной песчинки, попавшей в небольшое углубление. Именно таким же способом образуется и настоящий жемчуг в раковинах морских и речных моллюсков. Изредка на стенах встречаются белоснежные натёки. По всему тоннелю разбросаны всякие предметы – лампочки, бутылки, консервные банки, даже кастрюлю нашли. Всё это за годы обросло кальцитовой коркой.

Периодически, через каждые 300-400 метров тоннель прерывается колодцами, выводящими на поверхность. В таких местах с потолка льётся вода – от тонких струек до небольших водопадов, а наверх уводят поржавевшие металлические трапы. В отдельных колодцах, на высоте нескольких метров от дна коллектора, имеются дополнительные узкие тоннели, уводящие в стороны от главного. В них бетон намного тоньше, кое-где торчит стальная арматура и даже пробиваются корни деревьев.

Через 1,5 километра от входа, после очередного колодца, начинается узкоколейка. Сохранилась даже вагонетка для вывоза грунта. Над узкоколейкой, с определённым интервалом висят проволочные растяжки с остатками изоляторов. Очевидно, они поддерживали силовой кабель для питания электродвигателя вагонетки. Это подтверждает предупреждающая табличка: «Берегись провода!»

Вскоре тоннель разветвляется на два одинаковых хода. Один из них проложен по кривой и заворачивает влево. Посовещавшись, мы решили идти по основному – прямому.

Двигаясь дальше, обнаруживаем гидронасос, установленный в вырубленной в скале нише. Не знаю, рабочий он, или нет, но рядом висит электрощит с подведённым к нему кабелем. Как ни странно, он под напряжением. Об этом говорит характерное гудение, слышимое, если стоять рядом.

Через некоторое время встречаем ещё один насос, стоящий прямо на полу тоннеля. От него на поверхность, через колодец, протянут мощный резиновый шланг для откачки воды. К рядом стоящему двигателю подведён силовой кабель. Как водится – никакой техники безопасности. Всё оборудование стоит на деревянных брусьях, наполовину затопленных водой, и это сейчас, в сухое время. А во время ливней?

В ходе нашего дальнейшего продвижения уровень воды становился выше и вскоре достиг около полуметра. Чуть позже мы и вовсе упёрлись в бетонную стену, перегораживающую тоннель на две трети по высоте. Заглянув за перегородку, мы увидели, что там глубина воды не меньше метра, а ход продолжается дальше, теряясь во мраке темноты. Дальше решили не идти и вернулись назад. По нашим расчётам, это место было как раз под ж/д вокзалом.

Всего под землёй было пройдено около двух километров. Всем, кто заинтересовался этим сооружением, хочу сообщить, что спустя несколько месяцев вход в коллектор, через который мы спустились под землю, был забетонирован. Для более полного знакомства с объектом предлагаю посмотреть небольшой видеофильм, отснятый во время нашего путешествия.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Туроператоров услышали!

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

#СелфиКрым Выпуск 12

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.