В день великомученика Георгия Победоносца, особо почитаемого раннехристианского святого, в Керчи состоялся крестный ход от древнего городского собора Иоанна Предтечи в Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь. Ежегодно путь, протяжённостью почти 8 километров, пешим ходом преодолевают сотни верующих во главе с сонмом православного духовенства. А с 2013 года, когда в Восточном Крыму появилась собственная епархия, крестный ход уже в третий раз возглавляет 75-летний митрополит Феодосийский и Керченский Платон, подавая пример своей пастве. 

Шествие началось в 12:30 после пасхальных молитвословий у Предтеченского храма. Подняв хоругви, флаги с изображением Георгия Победоносца, и с иконами в руках, крестоходцы отправились в путь под благовест церковных колоколов. Проследовав с эскортом полиции по центральной улице с пением пасхального тропаря, славословий покровителю города Георгию Победоносцу и приветствием “Христос воскресе!”, крестный ход вышел к поклонному кресту-звоннице в честь апостола Андрея Первозванного, принёсшего христианство на русскую землю и проповедовавшего в античном Боспоре. Выйдя затем в предместья Керчи, православные сделали остановку у мемориала на братской могиле солдат Великой Отечественной войны в деревне Войково. Здесь митрополит со священниками совершили краткую поминальную литию о воинах, сложивших головы за русское отечество.

Наконец в 14:30 крестный ход подошёл к Катерлезскому монастырю, где уже совершилось торжественное богослужение в честь престольного праздника. Игуменья Феодосия, несколько священнослужителей и прихожане встретили крестный ход и приветствовали владыку хлебом-солью. Участники шествия поднялись на холм, именуемый горой Святого Георгия, где до установления советской власти находился процветающий монастырь, а ныне — пустырь с одним лишь осколком древнего камня, на котором по преданию было явление Георгия Победоносца, да высоким металлическим крестом на месте утраченного храма. У этой святыни духовенство отслужило водосвятный молебен святому, затем верующие взяли благословение у митрополита Платона, подкрепились предложенным угощением в виде пирожков и компота и с добрыми чувствами отправились в свои дома на заранее подготовленных автобусах. Священнослужители и некоторые приглашённые остались в монастыре на праздничную трапезу.

В царской России этот день отмечался в Керчи особенно торжественно и являлся своеобразным днём города: со всех окрестных селений 23 апреля по старому стилю православные и множество иноверцев стекались в Катерлез, где после завершения крестного хода и церковных торжеств проходили большие народные гуляния, ярмарка и сельскохозяйственная выставка, организуемые городскими властями. Вэтот день гора была усеяна палатками с различными кушаньями, лакомствами и товарами, татары готовили шашлык и чебуреки, стояли карусели и множество аттракционов — вся доселе тихая загородная округа наполнялась весельем. А полиция строго следила за соблюдением порядка.

Главным же развлечением были лошадиные скачки с ценными призами, для чего устраивался временный ипподром и устанавливались трибуны для публики. Лучшие наездники Крыма и Тамани собирались в этот день, чтобы показать своё мастерство и испытать волю к победе.

К сожалению, сегодня городские власти не обращают никакого внимания на этот особый для Керчи христианский праздник, имеющий более чем двухсотлетнюю историю. Это самая древняя в Крыму живая традиция ежегодных крестных ходов, прерванная лишь на несколько десятилетий в советское время.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА И СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ

Наиболее раннее письменное свидетельство о монастыре в деревне Катерлез принадлежит перу священника феодосийского собора отца Илии, который по поручению архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического Гавриила составил в 1832 году краткое описание древних греческих православных церквей Тавриды. Согласно этим данным, на невысоком холме в селении Катерлез некогда существовал монастырь во имя великомученика Георгия Победоносца, от которого к тому времени не сохранилось никаких вещественных признаков за исключением текущего среди солончаков источника на удивление чистой и сладкой воды. Отец Илия также оставил наиболее ранее письменное свидетельство старожил о бывшем на холме явлении Георгия Победоносца во всём бранном одеянии.

Этот монастырь перестал существовать в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Когда боевые действия развернулись на территории Крымского ханства, турецкими войсками, ожесточёнными против христиан, были во множестве подвержены разрушению греческие и армянские церкви, о которых спустя десятилетия уже не оставалось почти никаких материальных свидетельств. Татары несколько раз покушались на жизнь самого митрополита Готфо-Кефайской епархии Игнатия, от скорбной участи которого спасло лишь заступничество хана Девлета IV Гирея, хотя и небезвозмездное. Насколько ценной была жизнь простых христиан в это время, говорить не приходится. Греческий Катерлезский монастырь вполне мог быть разорён мусульманами до занятия войсками под командованием князя Василия Михайловича Долгорукова крепостей Керчи и Еникале, в которых с тех пор постоянно пребывал русский гарнизон.

Подробное описание чуда явления Георгия Победоносца составлено в 1860 году и записано со слов старожилов Катерлеза из числа потомков греков, не пожелавших переселяться из Крыма в Новороссию в 1878 году: 80-летнего Авксентия Митилино и братьев Фёдора и Димитрия Кациков.

Примечательно, что главный свидетель чуда ходил молиться на гору Святого Георгия, вероятно, именуемую так по названию ещё недавно находившейся там обители. Согласно рассказу, первое явление произошло во второй половине 1770-х годов, а через несколько лет сложилась традиция крестного хода, которая с тех пор ежегодно неукоснительно соблюдалась.

Чтимое жителями святое место долгое время оставалось пустующим. Но назначенный в 1848 году на Херсонскую и Таврическую кафедру архиепископ Иннокентий обратил внимание на запустение многих святых мест в Крыму и озаботился возрождением древних храмов и обителей. Посетив в 1852 году Керчь, он узнал о широком почитании здесь Георгия Победоносца и благочестивой традиции крестного хода к катерлезскому взгорью. В сопровождении градоначальника князя Дмитрия Ивановича Гагарина и многих видных горожан владыка отправился осмотреть эту возвышенность.

Местность архиерею понравилась, и он предложил устроить хотя бы часовню, заложив тем самым основание для последующего возрождения монастыря. Для осуществления этого богоугодного дела были избраны почётные граждане Керчи Николай Джанбеков и Феодор Созонов, а собранных средств оказалось достаточно для строительства небольшой церкви, в основание которой во время очередного крестного хода была заложена мраморная доска с надписью (обнаружена в 2011 году в ходе раскопок):

“† Въ лѣто отъ Рождества Христова 1852, въ царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая І съ благословенія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго, при управляющемъ Новороссійскимъ краемъ намѣстникѣ Кавказскомъ князѣ М. С. Воронцовѣ въ присутствіи градоначальника князя Д. И. Гагарина и при стеченіи народа, съ крестнымъ ходомъ ежелѣтно изъ города Керчи бываемаго, заложенъ здѣсь 23-го апрѣля храмъ во имя Святого Великомученика и Побѣдоносца Георгія”.

Храм был торжественно освящён в 1853 году, тогда же при нём с Высочайшего соизволения был открыт скит. Во время Крымской войны скромное хозяйство киновии было разорено, причём церковь использовалась турками в качестве конюшни и была настолько сильно ими повреждена, что сохранились лишь каменные стены: деревянная кровля, полы, иконостас, окна и двери — всё было предано огню.

В 1856 году купец Василий Яковлевич Гущин принялся за восстановление поруганной святыни, и уже 23 апреля следующего года была освящена новая Георгиевская церковь. В 1859 году купец Иван Егорович Салатич построил одноэтажный корпус для братии, а в 1862-м были завершены колокольня и небольшой дом настоятеля. С 1889 года обитель быстро благоустраивалась и к 1893-му было сделано всё необходимое для жизни братии: устроены трапезная, просфорная, хлебная, братская кухня, баня, коровник, столярная мастерская с кузницей, лестница к храму с площадками и аркой, возведён новый корпус с помещением для богомольцев и прочие постройки В 1895 году монастырь был обнесён каменной оградой с въездными воротами. В 1898 году завершилось строительство тёплой церкви в честь святых Антония и Феодосия Печерских, пристроенной к первому храму.

В 1900 году Катерлезская мужская обитель была обращена в женскую. В 1911 году монастырь построил подворье в Керчи с Введенской церковью на Сенной площади, а в 1913-м Георгиевская киновия украсилась новым великолепным западным фасадом в русском стиле: встроенный в ограду ансамбль включал ворота, часовню со склепом и келью-сторожку. В монастыре хранились частицы мощей апостола Андрея Первозванного, священномученика Анфима, святителя Павла Патриарха, святого Косьмы Бессребреника, великомученика Пантелеимона, мучеников Христофора и Хрисанфа, преподобной Фотинии и чудесно обретённая чудотворная икона святого Георгия.

В 1920 году монашествующие были выселены и стали проживать в керченском подворье, в 1922 году обитель была закрыта и через два года разобрана на строительные материалы. Введенская церковь была окончательно закрыта и снесена в 1962 году под предлогом расширения городского рынка. Новая эпоха в жизни монастыря началась с 1997 года, когда Православной Церкви в качестве своеобразной компенсации были переданы два заброшенных недостроенных здания колхозного ипподрома у подножья горы Святого Георгия. В одном из них ныне находятся келии и храм. 7 января 2000 года в монастыре совершилась первая литургия. 

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.