Фото: Константин Михальчевский

– Наталья Георгиевна, какие проблемы в сфере крымского образования, на ваш взгляд, сейчас являются наиболее острыми?

– Без лишней скромности скажу, что наше образование встало на рельсы российской системы достаточно быстро и правильно, согласно графикам. А этот учебный год для общеобразовательных школ и дошкольных учебных заведений уже прошёл в полном соответствии со всеми федерально-государственными стандартами. У нас абсолютно все учителя прошли курсы повышения квалификации, а то и профессиональной переподготовки. Учащиеся обеспечены учебниками. Все школы успешно справились с составлением своих учебных планов и программ. Поэтому всё в норме.

Но если говорить о проблемах, то, на мой взгляд, достаточно серьёзной можно считать прохождение крымскими школами процедуры лицензирования. Понятно, что не все они соответствуют в полной мере стандартам и требованиям СанПиНов и МЧС, но и привести их в соответствие за два с половиной года, которые у нас были, практически нереально. Хотя сделано много. Сегодня половина крымских школ вступила в процедуру лицензирования. Выдано уже около 70 лицензий. Но есть школы, которые до сих пор не имеют разрешительных документов для того, чтобы вступить в процедуру. В основном им не хватает положительного заключения Роспотребнадзора, поэтому многие ремонтные работы (как текущие, так и капитальные) будут выполняться в течение этого лета. Но решение каких-то вопросов требует более серьёзных денежных вложений, так что они включены в планы на будущие годы. Государственный совет республики уже подготовил законодательную инициативу о продлении сроков лицензирования для крымских школ, которую наше Министерство всячески поддерживает.

– Глава республики Сергей Аксёнов часто говорит о необходимости возрождения профессионально-технических училищ, поскольку катастрофически не хватает рабочих на производстве. Делается ли что-то в этом направлении?

– Это действительно серьёзный вопрос, поскольку сейчас на крымском рынке труда больше востребованы молодые люди с рабочими специальностями. Поэтому мы делаем большой упор на модернизацию системы профессионального образования. Детей, которые хотят его получать, достаточно, но важно, чтобы сам процесс обучения и практики проходил на том оборудовании, с теми материалами, в тех условиях, которые предлагают современные работодатели. В прошлом году училища получили 50 млн. руб. на модернизацию своего оборудования и приобретение нового. Это, наверное, первые деньги не то что за последние двадцать лет, а вообще за всё время существования профессионального образования в Крыму. В этом году на модернизацию нашей системы СПО передано более 40 млн. руб. Кроме этого, у нас есть примеры, когда техникумами и училищами заинтересовались непосредственно работодатели и сами поставили туда то оборудование, на котором в дальнейшем будут работать выпускники.

– А насколько вообще популярно сейчас профессиональное образование среди абитуриентов?

– Наверное, ещё не настолько, насколько хотелось бы, так как для крымских выпускников сохраняется достаточно льготная система поступления в высшие учебные заведения. Но всё-таки интерес к профессиональному образованию резко возрос в прошлом году. И в этом году тенденция сохраняется. Это ставит для нас очередную задачу – создание благоприятных условий в общежитиях училищ и техникумов, поскольку туда поступают, в основном, выпускники девятых классов. То есть речь идёт о несовершеннолетних детях, которые помимо непосредственно образования должны получить комфортные условия для жизни.

– Хотелось бы поговорить и о системе высшего образования. Какие проблемы вы считаете первостепенными для решения?

– Работа крымских вузов сейчас относится к компетенции Министерства образования РФ. Хотя я очень благодарна всему ректорату Крымского федерального университета за тесное сотрудничество с нашим ведомством. 

– Четверть века русский язык в Крыму ходил в пасынках. Как сейчас министерство навёрстывает упущенное? Используете ли вы опыт других регионов?

– Я думаю, нас очень выручает то, что наши дети – это изначально русскоязычное население. Русский язык очень сложный, поэтому, конечно, определённые проблемы есть, но первое, что помогает их решать – это реальная связь с Россией. Сейчас и у детей, и у учителей одновременно есть желание изучать этот предмет. А когда есть такое совпадение интересов – это 99% успеха.

По поводу того, используем ли мы опыт других субъектов, должна сказать, что уровень учителей русского языка в Крыму очень высок. Они получили достаточно хорошее образование, которое позволяет сейчас преподавать на достойном уровне. Другое дело, что крымские дети долгое время не имели возможности должным образом заниматься русской литературой. Поэтому сейчас мы больше внимания уделяем именно ей, стимулированию желания читать, мотивированию учеников к изучению этого предмета, чтобы учащиеся смогли наверстать упущенное.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

#СелфиКрым Выпуск 8

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.