Остатки пифосов, гигантских кувшинов для хранения вина или масла

С начала VIII века до н.э. в степном Причерноморье царили скифы – многочисленные племена, одни из которых вели кочевой образ жизни, другие занимались земледелием, а были и те, кто жил войной и набегами, и никто не мог противостоять им, поэтому другие народы предпочитали не воевать со скифами, а сосуществовать.

Скифское царство раскинулось от Днепра до Урала, на юге же оно оканчивалось в Таврии, гранича с греческими полисами.

Сколоты (а именно так называли себя скифы) говорили на языке иранской группы и, создав могущественное государство и построив множество городов, никогда не имели собственной письменности. Именно поэтому мы до сих пор не знаем названия большей части скифских поселений, пользуясь именованиями, данными им древними греками. Так теперь никто никогда не узнает, каково было настоящее название крупнейшего города сколотов на территории Крымского полуострова  –  Неаполя Скифского.

Расположен он на плато, возвышающемся над южной частью Симферополя. Одной стороной оно обращено к крымской столице, которая видна отсюда как на ладони, другим  –  к долине реки Салгир, которая во время расцвета Неаполя был куда более полноводной и широкой (согласно хроникам, во время разливов ширина реки достигала 700 метров). Впрочем, Салгир был не единственным источником пресной воды для поселения. По сей день из Петровских скал (а именно так называются каменные обрывы плато) бьют родники с чистой холодной водой. Таким образом, сама природа подсказала скифам место постройки города.

Временем расцвета Неаполя Скифского называют период с III века до н.э. по III век н.э., когда он был сожжен готами, однако жизнь в городе с его разорением не прекратилась, о чем мы можем судить из хроник князя Святослава Киевского Х века, где он упоминает о Неаполе как о вполне живом городе. А расцвет поселения пришёлся на правление во всех отношениях выдающихся царей Скилура и его сына Палака.

Столица скифского Причерноморья была по тем временам достаточно крупным населённым пунктом, окружённым укрепленными крепостными стенами. Здесь были и военные гарнизоны, и рабочие слободки, и респектабельные кварталы знати с дворцами и мраморными купальнями.

Несмотря на отсутствие собственной письменности, скифы сумели создать самобытную и богатую культуру. Именно скифом был философ Анахарсис, которого древние греки чтили как одного из семи Великих мудрецов, ставя в один ряд с Фалесом Милетским, Солоном Афинским и другими. До сих пор в русском языке сохранились слова скифского корня, например, “топор” и “собака”.

И все же постепенно Неаполь Скифский пришёл в упадок, оставив в наследие потомкам лишь живописные руины на вершине горного плато. Впрочем, нашему поколению не досталось и этого. Виной тому не столько время, сколько вандализм людей  –  жители окрестных посёлков разбирали древние стены, растаскивая камни для строительства собственных домов. Мраморные колонны перетирались в мел, минеральная краска росписей дворцов соскребалась и тоже перерабатывалась  –  к сожалению, во все времена лишь единицы умели ценить красоту и собственную историю.

Первые археологические исследования на месте столицы скифского Причерноморья проводились ещё в XIX веке, когда было найдено множество искусно выполненных каменных барельефов, затем много было сделано в середине ХХ века  –  археологи освободили от слоя земли несколько городских построек, обнаружили крепостную стену и богатую гробницу, в которой оказалось порядка двадцати захоронений, в том числе и предположительно царя Скилура. Над мавзолеем была возведена башня, дабы защитить его от вандалов.

А вот после 1960 года для Неаполя Скифского наступила новая пора заката. Раскопки постепенно забрасывались мусором и зарастали травой, на месте древних храмов паслись коровы и козы, а дверь в мавзолей Скилура выломали.

Казалось, уже ничто не спасёт от запустения некогда великий город и интереснейший археологический объект, пока, наконец, в 2011 году указом Совета Министров АР Крым на плато не был создан Историко-археологический заповедник “Неаполь Скифский”. На городище начались активные раскопки, и буквально за полгода была проведена колоссальная работа по расчистке и поднятию из-под земли древних построек.

Сегодня городище  –  это музей под открытым небом, имеющий федеральное значение. На его территории можно увидеть фундаменты жилых зданий, улицы, площади, зерновые ямы, ритуальный бассейн, а башню, возведённую над мавзолеем царя Скилура, превратили в музей, в котором экспонируются различные артефакты, найденные при раскопках, а также реконструированные предметы быта скифов. Сама гробница расчищена от мусора и щебёнки, туда проведено электричество.

Впрочем, раскопки  –  это далеко не весь город. Большая его часть до сих пор погребена под землёй, и, если подняться на один из холмов, которыми изобилует плато, и постучать по земле, можно услышать гул, точно под ногами пустое пространство.

Стоит также упомянуть, что среди любителей паранормальных явлений слава Неаполя Скифского давно гремит далеко за пределами Крыма. Специалисты в области непознанного утверждают, что здесь находится так называемое Место Силы, особая точка, где сходятся земные энергии и пересекаются миры. Недаром среди жителей Симферополя упорно ходят легенды о призраках скифов, которые иногда появляются тут на закате.

Правда это или нет, каждый решает для себя сам, но в любом случае можно с уверенностью сказать: Неаполь Скифский всё еще хранит свои тайны…

Добраться до городища можно на маршрутных такси №№ 4, 24, 85 и 108. Ехать до конечной остановки “Неаполь Скифский”, либо “ул. Тарабукина”. Также на плато можно подняться по тропе от ул. Воровского (автобусы, следующие кольцевыми маршрутами А и Б). Вход на территорию платный, цена билета  –  70 руб.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.