Причал “Лотос” с расстояния более чем в полкилометра

Когда видишь издалека этот причал в бухте Двуякорной, понимаешь, что он необычен по сравнению с другими. Замечаешь также и его внушительные размеры. Однако сильного впечатления это всё же не производит по причине того, что в море масштабы теряются. Но вот когда подходишь ближе, понимаешь, что это не просто большое, а гигантское сооружение.

Сам бетонный пирс на металлических сваях имеет длину около 180 м, а заканчивается он огромным зданием, объединяющим в себе одновременно пакгауз, мастерскую, лабораторию, административные помещения и наблюдательный пост. Высота здания  – 6 этажей, плюс ещё один этаж на крыше! Размеры в плане – ок. 40 х 30 м.

Почему его назвали “Лотосом”, нигде не нашёл, но сразу вспомнил, что в нашей армии есть особая любовь к названиям растений… Хотя… большой, белый, посреди воды – чем не лотос?

С берега в павильон (назовем его так) по всему пирсу ведёт узкоколейка. По ней, надо думать, на специальной тележке подвозили торпеды для испытаний. А сам павильон как раз и служил для таких испытаний. Говорят, на дне моря, напротив берега, до сих пор лежат торпеды разных годов и модификаций.

Вот такой зал встретил нас, подавляя своими размерами. Под потолком – кран-балка, а по обе стороны зала – огромные железные ворота, через которые свободно пройдут два слона, причём, стоя друг на друге.

Внутри, вместо “заботливо” снятых кем-то рельсов, давно уже растёт трава. Пустые колеи ведут в специальную шахту, откуда опытные торпеды можно было то ли спустить на воду, то ли запулить прямо из здания в открытое море…

Вот кстати, масштабы для сравнения, чтоб не возникало мысли о преувеличении.

А окна тут такие большие, что в них горы вмещаются…

Пройдя через всё здание, колеи без рельсов приводят к большому проему в полу с кучей металлических конструкций. Именно здесь, каким-то образом, использовались опытные торпеды.

Рядом шахта лифта, на котором можно было подняться на любой этаж здания. Вокруг шахты идёт лестница, по которой и сейчас можно подняться на самый верх и заглянуть на все этажи здания.

Два или три этажа занимают кабинеты вот с такими необычными окнами от пола: надоело всё – взял и вышел в море… А что, представьте себе: лето, жара… а ты сидишь, весь такой грустный.  А тут – море под окнами. Всё, – говоришь ты, – с меня хватит! Потом встаешь, открываешь окошко и… Главное, чтоб внизу в это время торпеду не пустили.

Здесь до сих пор сохранились кое-какая мебель, журналы, формуляры и просто разбросанные тут и там бумаги.

На самом верхнем этаже – помещение похоже на капитанский мостик. Наверно, именно отсюда начальство наблюдало за пуском торпед и тем, как они поражают цель. На колонне справа что-то похожее на переговорное устройство, очевидно, для связи с первым этажом и корректировки пусков.

Если подняться ещё выше, можно попасть на крышу наблюдательного пункта.

Отсюда, с самой верхней точки причала, – отличный вид на берег. Теперь представляете себе масштабы сооружения?! Отсюда видно даже море с той стороны мыса. 

Видно отсюда и мол маленького заводского порта. Когда-то здесь стояли специализированные катера, а сейчас прячется шхуна “Алые паруса”, катающая в курортный сезон туристов-романтиков в Коктебельской бухте. 

“Ассоль + Грей = Любовь” – как тут не вспомнить кадры из старого доброго фильма. Кому-то романтика – это шхуна с алыми парусами, а кому-то – причал “Лотос” с его торпедами… 

А вот паруса на реях, похоже, бутафорские. Оно и понятно, парусник должен работать, доход приносить, а кому охота с парусами возиться. Интересно только, что каждый раз отвечает капитан, когда его просят: “Дяденька, а давайте паруса поставим”…

Вот и закончилась ещё одна история про тайны посёлка Орджоникидзе. Ещё одна, но не последняя…

 

 

 

 

 

 

 

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

Экскурсия с бокалом

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.