Чем ближе лето, тем актуальнее становится тема мороженого. Вряд ли найдётся человек, который не любит себя побаловать классическим пломбиром, замысловатым фруктовым льдом или изысканным эскимо. Казалось бы, что в таком случае может быть выгоднее бизнеса по производству холодного лакомства: уж оно-то всегда будет модным и востребованным? Однако в Крыму до последнего времени лишь два предприятия специализировались на приготовлении мороженого, а в мае открылось третье.

 ВЫДЕЛИТЬСЯ ИЗ ТОЛПЫ

− До референдума львиная доля мороженого шла в Крым с Украины. После присоединения полуострова к России украинские компании, по вполне понятным причинам, ушли отсюда, и появился определённый дефицит этого продукта. Конечно, свою продукцию повезли российские производители, но с поставками через переправу были большие проблемы, − рассказывает заместитель генерального директора нового крымского предприятия по производству мороженого, разместившегося в селе Доброе Симферопольского района, Пётр Никитин.

Однако со временем ситуация стабилизировалась − два крымских предприятия и материковые компании почти полностью заполнили крымский рынок. Интересно, что местными предприятиями производится треть продаваемого на полуострове мороженого.   

Перед входящими на рынок новыми предприятиями стоит непростая задача − найти пустующую нишу, чтобы обойти конкурентов и заявить о себе перед покупателями. Крымские компании для этого выбрали беспроигрышный вариант − стали бить на патриотические чувства местных жителей. Мороженое позиционируется именно как своё, крымское, произведённое крымчанами для крымчан.

Впрочем, этот подход подходит и для приезжих туристов, которым тоже интересно попробовать именно локальный продукт. Этому очень способствуют фотографии местных достопримечательностей, которые производители щедро помещают на этикетки.  

МОЛОКО − КРЫМСКОЕ, МАСЛО – БЕЛОРУССКОЕ

В то же время производители понимают, что мало просто заинтересовать покупателя, его нужно ещё и удержать, а здесь одних красивых картинок с Ласточкиным гнездом мало.

− Как удержать покупателя? Ему нужно предложить честный продукт − без каких-либо посторонних ингредиентов, − считает гендиректор крымского предприятия по производству мороженого Александр Походенко. − Например, мы, прежде чем работать с поставщиками, проводим лабораторный анализ сырья, чтобы работать только с качественными ингредиентами. Специально для этого мы даже открыли на базе нашего предприятия лабораторию с дорогим оборудованием, которое позволяет определять даже наличие заменителя молочного жира в масле, например. И на каждом этапе производства мороженого мы также проводим лабораторные эксперименты, что позволяет получить на выходе действительно качественный продукт.

На предприятии признаются, что найти хорошее сырьё − задача не из самых простых. Так, проблемы возникли ещё при поиске поставщиков молока.

− Нам, к сожалению, подошли далеко не все производители молока. В каких-то образцах, например, обнаружились антибиотики, которыми колют коров, ещё ингибиторы. На одной ферме попалась вода и раскислитель. Однако в итоге мы нашли поставщиков в Крыму, продукция которых нас полностью устраивает, но обязательно каждую партию сырья мы всё равно проверяем в лаборатории, − рассказывает Александр Походенко.

Если с молоком всё понятно, то с маслом ситуация обстоит не так благоприятно. Как объясняют на предприятии, в России качественного продукта им найти так и не удалось, так что приходится завозить из Белоруссии.

− Белорусы на нашем рынке полностью конкурентоспособны, − подчёркивает производитель мороженого. − У них вполне приемлемое соотношение цены-качества. И даже если наш продукт в таком случае получается чуть дороже, зато мы будем точно уверены, что оно хорошее.

Для мороженщиков есть и ещё один плюс размещения мощностей именно в Крыму − на солнечном полуострове продаётся огромное количество местных фруктов и ягод, которые можно приобрести по приемлемым ценам. Это просто идеальный натуральный наполнитель для мороженого. Так, местные производители предлагают любителям необычных вкусов кизиловое мороженое, например. Попробовать такое в других регионах России просто невозможно, так что это вполне можно считать местным колоритом. 

Крымский технолог по производству мороженого Нина Свечкарёва уверяет, что процесс создания новых вкусов происходит очень спонтанно.

− Ты просто видишь какой-то наполнитель у фирмы-поставщика и возникает идея сделать с ним мороженое, − объясняет технолог. − Конечно, для того, чтобы понимать, что можно ещё сделать, мы постоянно изучаем рынок, ездим на выставки. Что-то где-то видим и берём этот вариант в разработку. Но это длительный процесс − ты потом ходишь, думаешь, обмозговываешь эту идею, собираешь дополнительную информацию. В общем, надо провести серьёзную предварительную работу, чтобы в конечном итоге родился какой-то вкусный продукт.

ПРОИЗВОДСТВО ЗА СТЕКЛОМ

Однако современная реальность такова, что клиентам иногда мало уже просто качественного мороженого и интересных вкусов, их нужно завоёвывать чем-то другим − людям, особенно молодёжи, нужны впечатления, wow-эффект. И производителям постоянно приходится придумывать что-то новое.

Одни создают чёрное мороженое (с добавлением кокосового пепла), другие придумывают веганский замороженный десерт, а у нас, в свою очередь, решили создать открытую галерею. На одном из крымских предприятий планируют прямо на производстве установить стеклянную нишу, через которую посетители смогут следить за процессом производства. По мнению предпринимателей, это позволит не только заинтересовать клиентов, но и продемонстрировать им, что здесь делается качественное мороженое. 

СЕЗОННЫЙ ПРОДУКТ

У производства мороженого есть одна интересная и закономерная особенность – его сезонность. Зимой, конечно, предприятия, специализирующиеся на мороженом не закрываются, но количество выпускаемой продукции снижается в разы.

К тому же, частично меняется и спрос.

− Зимой обороты производства, конечно, снижаются, − подтверждает крымский мороженщик Александр Походенко. – Но, самое главное, что меняется ассортимент. В большей степени продаётся не штучное мороженое, а семейное (в больших упаковках. – Ред).

В связи с этим крымские производители планируют также постепенно выходить на российский рынок.

Весной оборот производства снова начинает расти, и предприятие уже работает на склад – заготавливает продукцию на лето, чтобы полностью покрыть сезонный спрос. 

НОВЫЕ КОНКУРЕНТЫ

Крымским рынком заинтересовались и крупные российские производители мороженого. Например, через несколько лет планируется запустить в республике филиал “Фабрики мороженого “Славица”. На инвестиционном форуме в Сочи в этом году даже был подписан соответствующий меморандум о строительстве на территории индустриального парка в Феодосии нового завода. Проект должен быть реализован за три года, а вложить в него планируют пятьсот миллионов рублей. Для нового предприятия инвестор запросил участок площадью 3,5 гектара.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.