Третий год Крым живёт без днепровской воды. Огромное гидротехническое сооружение, одно из самых масштабных в мире, — Северо-Крымский канал — почти не используется на полуострове, если не считать участка от Новоивановки до Феодосии и Керчи, куда вода перебрасывается из Тайганского водохранилища по руслу реки Биюк-Карасу. Из-за огромных потерь теперь дефицитной воды как сквозь естественное земляное русло реки, так и от испарения и утечек в самом канале, в настоящее время приступили к сооружению на этом участке водопровода, призванного полностью вывести канал из эксплуатации, за исключением водохранилищ.

На видео — самая крупная насосная станция Северо-Крымского канала на полуострове — № 1 под Джанкоем. Территория находится под охраной, станция поддерживается в хорошем состоянии, даже клумбы у дороги убраны и засажены цветами. С воздуха хорошо видно, что в этом месте основное русло канала пересекает речку Победная и имеет южное (к Марьяновке) и северо-восточное (Азовский канал) ответвления. Параллельно проходят железная дорога и автомобильная трасса.

Объект был введён в строй в 1967 году и оснащён 6 насосными агрегатами, поднимавшими воду на 9,5 метров. Сюда вода поступала от Каховского водохранилища самотёком на расстояние 208 километров — для этого были рассчитаны маршруты и соблюдены уклоны. Здесь воду снова нужно было поднимать для дальнейшего спуска на юго-восток Крыма.

За четверть века украинского лихолетья сельское хозяйство в Крыму пришло в полный упадок, как и состояние канала, лишившегося большинства мелких распределительных сетей и систем искусственного орошения. С возвращением полуострова в состав России затрачиваемые сегодня средства на удержание на плаву сельского хозяйства, его переориентацию на менее влагозависимые культуры и обеспечение водой городов и селений, могли бы принести мощный импульс возрождения сёл и развития фермерства. Но остановка работы канала вынуждает расходовать эти средства на преодоление последствий чрезвычайной ситуации.

Одним из дорожных впечатлений путешествия от Керчи до Красноперекопска по Джанкойской трассе является минимальный трафик, местами почти отсутствующий. Сейчас эта дорога плохо ремонтируется, но в прежние два года были произведены восстановительные работы на самых проблемных участках. К сожалению, в настоящее время встречается немало ям и некоторые отрезки пути из-за этого довольно опасны. Возможно, обусловлено это текущей малозначительностью данного направления и сезонного перерыва в обслуживании асфальтового покрытия.

На Феодосийской же дороге, напротив, развернулась большая стройка трассы “Таврида”. Регулярно встречаются усыпанные гравием новые строительные площадки, где размещена техника и склады инертных материалов. Сооружаются бетонно-смесительные узлы. Так как трасса будет обходить населённые пункты, то местами благодаря подготовительным земляным работам обозначились будущие ответвления, которые станут основным маршрутом. Расширение дорожного полотна требует уничтожения лесополос — это производится с помощью техники, позволяющей полностью выкорчёвывать древонасаждения и кустарники. Местами вдоль дороги встречается череда собранных в кучи веток и корней. Хотелось бы надеяться, что по окончанию строительства лесополосы, так необходимые Крыму, будут восстановлены.

По сообщению Министерства транспорта, строительство трассы “Таврида” в самой активной фазе приведёт к двукратному сокращению пропускной способности. Так что предстоят непростые два ближайших лета. Напомним, что первая очередь (две из четырёх полос) главной крымской трассы будет завершена к концу 2018 года — одновременно с открытием автомобильного движения по мосту через пролив. Поэтому неудивительно, что работы не останавливаются даже ночью. И водителям в это время суток желательно быть предельно осторожными, особенно при плохой видимости: огни работающей за пределами трассы техники могут сбить с маршрута и привести к выезду на обочину.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.