Дорога жизни

Опубликовано Июнь 01, 2017, 4:04 пп
4 secs 15 просмотров
Дорога жизни среди руин
былых эпох
Константин Ходаковский

Автомобильные подходы к Крымскому мосту:
сделано уже немало

17.04.2017
На прошедшем пресс-туре заместитель министра транспорта Крыма Сергей Семёнов вместе с журналистами ознакомился с ходом работ по сооружению автомобильных подходов к Крымскому мосту. С момента официального начала строительства этой четырёхполосной трассы сделано уже немало
Техника на строительстве автоподходов
Как сообщают строители, растительный грунт снят на 97-ми процентах будущего полотна протяжённостью 8,6 км, сапёры проверили 103 га земли и извлекли 42 боеприпаса времён войны. Компания "Высококачественные автомобильные дороги" уже задействовала здесь свыше 80 единиц техники и 100 рабочих, а на пике строительства планируется привлечь вдвое больше технических и людских сил. Оборудованы временные подъездные дороги и промышленные площадки для хранения строительных материалов. Из 330 тысяч тон необходимых для стройки инертных материалов, завезено уже более половины.
Производится закладка оснований под опоры будущей двухуровневой развязки, которая свяжет мост с трассой "Таврида" и позволит водителям выбирать маршрут: по старой трассе в город или прямо на мост. Выезжающие из Керчи тоже смогут свернуть на мост, хотя ожидается, что ещё одна развязка со съездом в районе Индустриального шоссе появится в самом городе, напротив будущей железнодорожной станции "Керчь Южная".
Опора № 3 будущей развязки на трассе "Таврида"
Асфальтобетонное покрытие автоподхода будет выполнено по наиболее передовым в России стандартам, обеспечивающим высокую надёжность, долговечность и скоростные показатели. На сегодняшний день не более 15 участков федеральных трасс выполнены по этим технологиям, и они полностью себя оправдали. Речь идёт о системе проектирования составов смесей "СПАС" (аналог американской Superpave) под конкретные климатические условия и транспортные нагрузки. Применение этого метода позволяет расширить срок службы покрытия до 30 % благодаря более точному подбору состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов
Водопропускные трубы собираются на месте
Первоначально была проведена подробная геологическая разведка, а теперь все нестабильные грунты вынимаются и заменяются на рекомендованные для тела насыпи автодорожного полотна. В настоящее время подключаются субподрядные организации, которые будут заниматься переносом теплотрасс, водоводов, газопровода и линий электропередач.
Помимо непосредственно строительства проводится большая юридическая работа по переоформлению участков, изъятию у собственников, решению вопросов лесного хозяйства и так далее. На пути автоподходов встречаются три участка древонасаждений, которые будут частично уничтожены. А строительство трассы "Таврида" потребует в гораздо большем масштабе сноса лесополос, специально созданных в советское время для препятствования пылевым бурям и выветриванию плодородного слоя почвы, что было очень актуальной проблемой степных районов Крыма. Мы задали вопрос заместителю министра транспорта республики о том, планируется ли создание новых лесополос вдоль автоподхода и трассы "Таврида". К сожалению, ясного ответа он дать не смог, отметив лишь, что технические нормы требуют свободной от чего-либо зоны вокруг трассы на расстоянии 10 метров в обе стороны. Другими словами, все существующие лесополосы погибнут, а вот появятся ли взамен новые — пока не ясно. Будем надеяться, что эта важная для Крыма проблема не будет оставлена без внимания.
Участок автоподходов в районе водоёма на пути русла речки Джарджавы: под дорогой уложены водопропускные трубы, самосвалы, бульдозеры и катки выравнивает уровень насыпи
Раскопки на автоподходах. Тиритакский вал
Из 4 тысяч запланированных квадратных метров на этом участке сейчас исследовано уже порядка половины площади. Керамического материала удалось открыть не много — всё же речь идёт не о поселении или некрополе — но и обнаруженных находок амфорных обломков из разных античных центров вроде Гераклеи, Синопа, Хиоса и Фасоса достаточно, чтобы датировать время первоначальной постройки этого отрезка вала IV веком до н.э. После обследования и детальной фиксации (будет создана точная 3D-модель раскопок с привязкой к местности) примерно через два месяца конструкция будет разобрана и начнутся строительные работы.
Небольшой фрагмент 20-км Тиритакского вала, берущего начало от городища Дия (варварское название — Тиритака)
Аналогичных разновременных оборонительных линий на Керченском полуострове наберётся с десяток, а их общая протяжённость — более 100 километров. Ранее мы писали о выдающейся находке на наиболее протяжённом таком валу, Киммерийском (Узунларском), сделанной во время строительства газопровода с материка через весь Таврической полуостров: уникальных воротах в Боспорское царство. Понятно, что нет иного выбора, чем демонтаж фрагмента этого античного сооружения, по которому пройдёт дорога. Но было бы правильно не только исследовать и уничтожать античные сооружения, но и создавать экскурсионные объекты, которые могли бы наглядно, а не только в научных изданиях, показывать, что Керчь действительно является самым древним городом России. Но в ответ на наш вопрос о возможности музеефикации хотя бы небольшого участка вала, младший научный сотрудник Российской академии наук Александр Супренков ответил, что до приезда учёных здесь "ничего не было", и после тоже не будет.
При этом государственная научная экспертиза требует проведения комплекса мероприятий, направленных на сохранение этого памятника. И действительно: было бы замечательно видеть рядом с трассой открытый и восстановленный 100- или 200-метровый участок оборонительного сооружения с указателем или информационным щитом "Тиритакский вал, фрагмент — IV век до н.э.". К сожалению, подобные культурно-просветительские задачи, легко осуществимые в настоящих условиях, даже не обсуждаются. Неудивительно, что печальная судьба постигла и Боспорские ворота, о находке которых в прошлом году говорила вся страна.

На приведённом ролике помимо собственно вала запечатлена и окружающая местность: намеченная к перестройке железная дорога со старой станцией "Керчь Южная", остатки некогда ведущих керченских предприятий — завода "Альбатрос" и стекольного комбината "Кварц", а также небольшое христианское кладбище на возвышенности против этих заводов.
Христианское кладбище
На этом разграбленном гробокопателями погосте помимо свежих могил сохранились древние памятники, некоторым из которых две сотни лет и более. К нашему стыду, они повалены, разбиты вандалами и беспорядочно разбросаны по холму… Если не предпринять усилия к его сохранению, Керчь окончательно потеряет ещё одну свою древность, связанную c периодом присоединения Крыма к России в эпоху Екатерины Великой.
Античное поселение "Госпиталь І"
На следующем видео запечатлены раскопки в районе шоссе Героев Сталинграда и микрорайона Нижний Солнечный. Продолжаются исследования античного поселения "Госпиталь І" и поселения бронзового века "Госпиталь ІІ".
Раскопками курганов руководит кандидат исторических наук РАН Ирина Рукавишникова. Самым крупным из них является "Госпитальный", расположенный прямо у трассы. В настоящее время начинает оголяться его каменная конструкция, обнаружен дромос и археологи ещё полны надежд на новые открытия.
Остатки каменной кладки кургана "Госпитальный"
На могильнике боспорской знати "Цементная Слободка І" уже вскрыты два из четырёх курганов — № 1 и № 4. Все они были разграблены в древности и сильно разрушены в результате войны и хозяйственной деятельности современного периода, но до сих пор оставались не исследованными. Первый же шурф на кургане № 4 дал находку прилепа ручки гераклейской амфоры, по которой склеп отнесён ко второй половине IV — начала III века до н.э. В результате более тщательных изысканий стало ясно, что склеп использовался повторно, так что от изначального захоронения сохранились лишь фрагменты, но и сейчас можно говорить, что оно было очень богатым и содержало самый разнообразный погребальный инвентарь.
И. В. Рукавишникова у кургана № 4 могильника "Цементная слободка І"
Уступчатый свод склепа полностью разрушен (на вершине кургана располагались окопы и огневая позиция), а его дромос и погребальная камера (4×4 м) с каменным полом будут после изучения полностью разобраны. Но археологи надеются, что им удастся перенести склеп на новое место, сделав экскурсионным объектом. Учитывая близость и обширность музейного комплекса "Крепость Керчь", возможно она станет новым приютом этого памятника. Когда-то Керчь называлась городом тысячи курганов из-за обилия в её окрестностях холмов-погребений. Но сегодня сохранены и доступны для обозрения только два из них: Царский в Аджимушкае и Мелек-Чесменский на автовокзале. А ведь известно, что боспорские склепы разнообразны и почти каждый из них уникален.

К сожалению, переносить склеп из кургана собираются в текущем виде с полуразрушенным сводом. Так как перемещение памятника даже с целью его спасения серьёзно снижает историческую ценность объекта, то следовало бы дать ему новую жизнь, полностью восстановив свод и земляную насыпь кургана, обозначив линию новодела. Тогда бы экскурсанты могли бы попасть через дромос в тёмный склеп и лучше прочувствовать древнюю погребальную культуру.
К сожалению, переносить склеп из кургана собираются в текущем виде с полуразрушенным сводом. Так как перемещение памятника даже с целью его спасения серьёзно снижает историческую ценность объекта, то следовало бы дать ему новую жизнь, полностью восстановив свод и земляную насыпь кургана, обозначив линию новодела. Тогда бы экскурсанты могли бы попасть через дромос в тёмный склеп и лучше прочувствовать древнюю погребальную культуру
В кургане имелись и более поздние захоронения первых веков до н.э., которые, в частности дали находку большой тризны. На видео также запечатлено круглое бетонное сооружение для артиллерийского орудия, построенное на возвышенности кургана № 2 могильника "Цементная Слободка І", ближе к мосту вскрыто основание кургана № 1, который не дал никаких находок. Предположительно это было погребение младенца, кости которых обычно не сохраняются столь продолжительный срок. Курганы № 2 и 3 ещё предстоит исследовать.
Обширность археологических исследований не позволила познакомить журналистов со всеми объектами даже в рамках такого широкого пресс-тура. Например, лишь на словах можно было узнать о результатах исследования кургана "Лесной I", который, по словам И. В. Рукавишниковой, оказался комплексом, относящимся к скифской культуре IV века до н.э.

Дабы уберечь захоронения от грабителей, в центре кургана было устроено ложное пустое погребение, а тела двух воинов располагались в северной части и были прикрыты плитами. Возможно, благодаря этому курган дошёл до нас не разграбленным. Некоторые предметы воинского снаряжения не истлели — это короткий скифский меч-акинак с бронзовой пряжкой для крепления на бедре у одного, кинжал — у второго, а также бронзовая застёжка-фибула.
Поселение бронзового века "Госпиталь ІІ"
Археологические раскопки продлятся ещё около двух месяцев и обещают интересные открытия и важные находки, о которых обязательно расскажем в будущем. Всё это стало возможным благодаря строительству моста через пролив. На последнем видео можно ознакомиться с текущим состоянием стройки на керченской стороне. Как можно видеть, уже оформляются арки фарватерного железнодорожного пролёта, началась надвижка на морские опоры автодорожной части вдоль технического моста РМ-1, продолжается возведение опор ЖД-моста и выборка ила из центральной части мола для замещения его более стабильными грунтами под автодорожное полотно.
В соответствии с государственным контрактом движение по автомобильному подходу откроется в декабре 2018 года и, согласно оценкам, будет составлять не менее 40 тысяч автомобилей в сутки. Работы ведутся точно по графику и даже видится возможность ускорить исполнение проекта с 1 мая