Фото: Константин Михальчевский

Мост через Керченский пролив – проект, который по своей сути и по замыслу окончательно свяжет два берега – как физически, так и ментально, сегодня проходит трудную стадию “утряски” проблемных вопросов. На них, как на вершину айсберга во время своей инспекционной поездки на остров Тузла обратил внимание президент. Речь шла о проблемных вопросах строительства трассы, которая продолжит мост уже на полуострове, тогда СМИ не обошли вниманием выражение Путина “схомячили”.

Вопрос был об ответственности  за трассу Керчь-Симферополь, на проектировании которой уже произошли серьёзные сбои. Но наблюдатели поняли – речь идёт о контроле за всем регионом и за лакомый кусок бюджетных средств, называемый ФЦП на развитие Крыма и Севастополя.

Диалог президента с подчинёнными на Тузле по характеру вопросов главы государства и напряженности лиц членов правительства напоминал знаменитое путинское “Где деньги?”, прозвучавшее в Ялте в августе 15-го. Тогда пот выступил на лбах молчащих федеральных министров, а на амбразуру бросился Сергей Аксёнов. В возникшей неловкой  паузе, усиливающей потоотделение, он объяснил Путину задержки в финансировании программы реставрации знаковых для Крыма и Севастополя объектов ликвидацией МинКрыма и передачей дел Минэкономразвития РФ.

Сегодня Аксёнов сам пошёл в атаку. Журналисты, которые задали ему вопрос о том, кто же всё-таки станет ответственным за трассу Керчь-Симферополь и всю Федеральную целевую программу Крыма, констатировали, что такой эмоциональной речи главы республики ещё не слышали.  Во всей тональности Аксёнова угадывалась нешуточная обида на федералов и на заместителя главы правительства РФ, курирующего Крым Дмитрия Козака.

Я весь прошлый год говорил руководителям, в том числе Дмитрию Николаевичу Козаку, что наличие двух ответственных за реализацию ФЦП органов власти ведёт к разбалансированию действий по её реализации. К большому сожалению, нас никто не слышал. 22 сентября прошлого года, когда я увидел, что пошли задержки, что не подписываются соглашения, что с Минэком мы не можем выстроить ситуации, написал Дмитрию Николаевичу письмо. Было предложено два варианта решения вопроса: либо определить Министерство экономического развития РФ ответственным за исполнение, либо нас. Готов свою голову положить на плаху. В других случаях исполнение ФЦП в указанные сроки невозможно. Ответа на это письмо не получил”, –  сказал Аксёнов журналистам.

Монолог главы Крыма, лишь дважды прерываемый вопросами журналистов о том, как готовится реализация программы, длился почти 15 минут. “Тупик”, “готов голову положить на плаху”, “ситуация на нуле”, “коллективная безответственность”, “уголовные дела”, а иногда проскальзывали фразы, которые словно эхо отражали настроение Аксёнова, задетого за живое. 

Крайних пусть ищут, я с себя ответственности не снимаю, готов её нести и дальше. Но хочу, чтобы нас слышали руководители. Если мы говорим, что должен быть один ответственный, как сказал президент, то хотя бы надо на письма отвечать сначала!” – добавил Аксёнов.

Аргументы главы республики таковы – реальных полномочий у крымского правительства нет, ликвидированное МинКрыма ничем фактически не занималось, а пришедшие ему на замену чиновники МЭР занимаются перепроверкой документов, уже согласованных ранее в Минкрыме. При этом реальное дело не сдвинулось с места, а назначенные высокие чиновники МинЭка по словам Аксёнова ни разу с ним не связались для обсуждения дел. Но неприятная для крымского руководства неувязка была в том самом вопросе президента про задержку в строительстве дороги.

По словам Сергея Аксёнова, речь на самом деле  шла о 9-км участке подъездных путей к будущему мосту со стороны Керчи, а вовсе не о трассе “Таврида” от Керчи до Севастополя. 280 миллионов на проектирование участка до сих пор хочет “схомячить” недобросовестный подрядчик, с которым Крым сейчас судится. С трассой всё в порядке, сказал глава Крыма, но буквально пожаловался журналистам, что переданная Козаком президенту информация оказалась для него неожиданностью.

О задержке (в проектировании) Дмитрий Николаевич знает. Мне удивительно вообще как появилось это заявление“, – снова недоумевал глава республики.

Итогом брифинга стало заявление о том, что Крым готов передать все бразды правления с ФЦП (681 миллиард рублей со стоимостью моста) специалистам из центра. “Мне всё равно, законтрактуется ли, какие подрядчики будут и так далее, раз они говорят, что наши сотрудники не могут квалифицированно подготовить документы, хотя я в это не верю и с этим не согласен”, – обозначил свою позицию Сергей Аксёнов.

Тем же вечером глава Крыма улетел в Москву, где, насколько можно судить, будет решаться и поднятый президентом на важнейшей стройке вопрос. Решаться он будет также на самом высоком уровне, в этом нет никаких сомнений.  Чтобы обозначить позицию заранее и прощупать реакцию, вероятно, устраивался брифинг в Симферополе.

Как бы не сложились дальнейшие внутриправительственные “разборки”, важно другое – МОСТ, ТРАССА, ПРОЕКТЫ в КРЫМУ в любом случае воплотятся в жизнь. Важно сделать так, чтобы большая стройка не запомнилась серией скандалов, как это происходило с космодромом “Восточный”. Потому что запуск движения Крым-Кубань соизмерим по важности с проектом на Дальнем Востоке.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.