Доклад замначальника сектора стратегического анализа и моделирования развития экономических отношений РИСИ Александра Позднякова о развитии малого и среднего бизнеса в Крыму, который был представлен на конференции в Алуште.

Добрый день, уважаемые коллеги!

В моем докладе я хотел бы изложить некоторые особенности стратегии развития малого и среднего бизнеса в регионе. Обозначить возможные механизмы и инструменты развития.

Президент и Правительство России уделяет большое внимание развитию малого и среднего предпринимательства. В завершившемся 2015 году этому направлению был посвящен целый комплекс мероприятий антикризисного плана, на федеральном уровне осуществлялась реализация подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», аналогичные программные документы были приняты к реализации и во многих регионах.

Такое внимание не случайно, так как на долю малого и среднего предпринимательства приходится 25% от совокупного оборота предприятий и более 27% от среднесписочной численности работников.

Наибольший объем оборота малых и средних предприятий приходится на сферы приоритетные для региона при развитии курортной экономики: оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, строительство, деятельность гостиниц и ресторанов, сельское хозяйство.

Однако в целом субъекты малого и среднего предпринимательства функционируют практически во всех отраслях экономики региона, повсеместно осваивая различные рыночные сегменты. При этом большинству малых и средних предприятий присущи гибкость, высокая степень адаптации к условиям рынка и значительная интенсивность труда.

Доля сектора малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет только 21%

Сектор малого и среднего предпринимательства имеет огромный потенциал и его развитие используется для ускорения темпов экономического роста, преодоления инвестиционного спада, развития инноваций и несырьевого экспорта. Доля сектора малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет только 21%, тогда как в экономиках развитых стран доля малого и среднего предпринимательства значительно выше: ЕС – 58%, Великобритания – 51%, США – 46%.

В январе этого года на Общероссийском предпринимательском форуме, организованном движением “Опора России” который назывался “Малый бизнес — национальная идея?” наш Президент – Владимир Владимирович Путин сказал цитата “Два последних года были достаточно сложными для экономики. Объективные трудности затронули практически все ее секторы. Но нужно отметить, что в целом бизнес выстоял, в том числе и малый”. Конец цитаты. Выстоял бизнес – то есть выстояли люди, тот самый класс людей, который служит базой для стабильного развития экономики.

Должны быть заданы приоритеты для малого и среднего бизнеса

Для того чтобы максимально использовать потенциал этих людей, необходимо сформировать для них направления деятельности… В соответствии со Стратегией развития республики должны быть заданы вектора развития и как следствие приоритеты для малого и среднего бизнеса. Задача постановки вектора – это задача в первую очередь региональных и муниципальных властей. Чтобы бизнес-сообщество понимало и могло спланировать развитие своего будущего бизнеса, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Регион должен показать «Что мы хотим», поставить граничные условия и под них создать максимально комфортные условия для существования и развития малого и среднего бизнеса.

Регион должен задействовать имеющиеся у него механизмы такие как:

– разработка стратегии развития региона, которая покажет, что регион хочет от малого и среднего бизнеса;

– содействие в налаживании сотрудничества с крупными промышленными предприятиями;

– создание льготного налогового режима, способствующего расширению действующих и возникновению новых предприятий;

– субсидирование кредитных ставок;

– создание и использование Институтов развития региона;

– совместная работа администрации с финансовыми институтами для разработки механизмов стимулирования в разрезе кредитования и выхода на банковские продукты.

Реализация данных механизмов позволит:

– определить рыночные ниши для бизнеса;

– сформировать предсказуемую фискальную политику;

– обеспечить доступное финансирование.

Заданные вектора и механизмы должны первое: способствовать созданию специальных инструментов, второе: должны формировать среду, которая бы мотивировала людей двигаться.

Одним из основных инструментов должно стать создание «единого окна» куда любой желающий создать и развивать свою бизнес-идею может прийти и получить полный спектр услуг: от консультации по написанию бизнес-плана под требования финансовых институтов, до получения разрешения на льготное получение участка земли или разрешение на ведение бизнеса. Причем легкость получения разрешений не значит бесконтрольность.

Должен быть сформирован стандартный набор документов для максимально простого получения денежных ресурсов, рефинансирования ставки

После получения поддержки от региона предпринимателю потребуется финансовая поддержка. И тут должны подключиться финансовые институты. Должен быть сформирован стандартный набор документов для максимально простого получения денежных ресурсов, рефинансирования ставки. По сути «единое окно» и финансовые институты должны создать – коробочные продукты на те типы бизнеса, которые заданы теми самыми векторами из Стратегии развития региона. Например, в векторе развития туристического бизнеса могут подразумеваться такие коробочные продукты как кафе/кинотеатр/прокат/теннисный корт. Здесь надо сказать, что еще одним инструментом должна служить социальная реклама. Она должна быть направлена на формирование представления у экономически активного населения, что это можно сделать просто.

И здесь еще один важный аспект – кадровый вопрос. Одно из препятствий развития малого и среднего бизнеса – это сам предприниматель – или наличие квалифицированных кадров. Людям не хватает компетенции, не хватает знаний. Ведь если говорить про малый и средний бизнес, а это чаще всего люди как раз молодого и среднего возраста, от которых часто можно услышать: “Мы просто не знаем, как”. Необходимо сформировать систему работы с потенциальными кадрами для пополнения малого и среднего бизнеса людьми способными и умеющими организовать производственную и коммерческую деятельность.

Малый и средний бизнес – это основа курортной экономики

Таким образом, в целях эффективного функционирования и развития малого и среднего бизнеса необходимо решение экономических, организационных, финансовых, правовых вопросов. И это придется делать, потому что малый и средний бизнес – это основа курортной экономики. В среднем по России один представитель малого и среднего бизнеса приходится на 25 человек населения (при курортной экономике должно быть соотношение в  20). Это значит, что в регионе их должно быть около 100 тысяч, а в действительности же их в несколько раз меньше.

Резюмируя все вышесказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что стратегия развития малого и среднего бизнеса не может опираться на развитие конкретной существующей системы малых предприятий Иванова, Петрова, Сидорова, стратегия должна формироваться из единственного системного документа – Стратегии развития региона. Именно этот документ должен быть определяющим для задания направления работы малого и среднего бизнеса и именно под него должны выстраиваться все граничные условия, механизмы и инструменты.

Спасибо.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Крым. Свет. Май

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

Накладочка вышла

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.