За Белым мысом рядом с заброшенными сооружениями портового назначения, новым газовым терминалом и неработающим крупным продуктовым холодильником развернулась строительная площадка моста через Керченский пролив: плитами взлётной полосы бывшего Багеровского аэродрома уложена дорога, по которой шумно движется череда грузовиков, создана просторная складская территория, где громоздятся сваи и металлические конструкции, снуют машины и неторопливо перемещаются краны, а рядом действуют крупные бетонные узлы и стройными рядами стоят временные, с голубыми крышами, общежития для рабочих. Рассматривая этот индустриальный муравейник нельзя не удивиться, что в самом сердце промышленной зоны продолжают жить люди в старых домах с истрескавшимися стенами и прохудившимися крышами.

Это нижняя Цементная слободка. Её жители не попали в число тех, кто будет отселён из зоны строительства масштабного объекта транспортной инфраструктуры, но гораздо сильнее испытывают на себе негативное воздействие крупной стройки, чем более счастливые жители верхней слободки. Дело в том, что рассчитанная по действующим нормам санитарно-защитная зона будущего моста на керченской стороне не затрагивает нижнюю слободку.  В итоге ведущаяся стройка вплотную примыкает к жилому массиву, и вся строительная суета проходит в непосредственной близости к нему.

А вот оставшиеся 23 семьи в районе нижней Цементной слободки власти и мостостроители решили оставить жить на стройке, так как мы не входим в санитарную зону, которую сделали 286 метров — крайние дома уже 300 метров, а до моего дома аж 370 метров. На Кубани санитарная зона 500 метров. Честно, с женой и пятью детьми не знаем, что и делать. Жена никуда с детьми не выходит со двора, коляска для семимесячного ребёнка простояла с зимы невостребованной. Пыль, гарь от машин, днём и ночью стук забиваемых свай. Ко всему прочему лишились моря, куда ходили и зимой, и летом. И если, тех кого переселяют, просили потерпеть до ноября, нас как будто не существует, и мы хуже черепах, лягушек, ужей, птиц, которых заботливо отселили с зоны стройки, — сетовал житель этого района ещё в прошлом году.

Не на много лучше будет жизнь людей и после окончания стройки: в непосредственной близости от оживлённой транспортной артерии без доступа к привычному ранее побережью, где разместятся технические службы моста и Национальная гвардия. Обещают, что шум от нескончаемого потока автомобилей и железнодорожных составов, будет заглушён специальными защитными экранами вдоль трасс и что уже на расстоянии 300–400 метров водворится первобытная тишина. Жители нижней Цементной слободки продолжают просить мостостроителей, городские, республиканские власти и общественные организации обратить внимание на сложившуюся ситуацию. Их слушают, но решения проблемы не видят. И Наталья Поклонская в бытность прокурором обещала навестить и ознакомиться с ситуацией на месте.

В пресс-службе Крымского моста сообщают, что мостостроители не могут произвольно менять размеры санитарной зоны: «Размер СЗЗ рассчитывается с помощью специализированных вычислительных программ на основании вносимых в них данных инженерных изысканий и технической проектной документации. Учитывается множество факторов, в том числе прогнозируемая интенсивность движения транспорта по мосту в дневное и ночное время, движение воздушных масс, конфигурация сооружения, шумовая нагрузка, параметры рассеивания звука, преломления звука от близлежащих к мосту строений и прочее. Комплексный проект СЗЗ в составе проектной документации рассмотрен и утверждён экспертами государственной экологической экспертизы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а затем и ФАУ «Главгосэкспертиза России» в феврале 2016 года».

С другой стороны, местные власти полагаются только на эту меру, так как жильцы частных домов не вправе рассчитывать на участие в программе расселения владельцев аварийного жилья.

Нижняя Цементная слободка в окружении стройки и старых промышленных объектов

Каждый, кто посмотрит на место проживания с воздуха и побывает непосредственно в районе стройки, поймёт, что положение жильцов нижней слободки незавидное. В конце концов в октябре прошлого года было обещано в ближайшее время реализовать давно запланированные меры по шумоизоляции неподлежащих сносу жилых строений: не имеющие стеклопластиковых окон дома, получат таковые. Также будет установлено уличное освещение и отремонтированы дороги.

Будущее жителей верхней Цементной слободки куда более оптимистично, хотя и там не обходится без переживаний. То, что их жильё (а многоквартирные дома, помимо прочего, давно считаются аварийными) подлежало сносу к ноябрю 2016 года, объявили, а вот вопрос о строительстве нового жилья затянулся до крайности. Власти отмалчивались неприлично долго. И наконец в августе прошлого года в районе Нижний Солнечный началось-таки возведение двух многоквартирных домов, при этом чиновники всех уровней рапортовали, что времени достаточно и современные технологии строительства позволят в считанные месяцы возвести и благоустроить комфортные многоэтажные дома.

Верхнюю Цементную слободку планировали снести ещё в ноябре 2016 года

На стройке были установлены веб-камеры, чтобы Серей Аксёнов лично мог наблюдать за ходом работ, а курирование проекта было поручено Олегу Казурину. Ведь ещё при назначении на должность вице-премьера 19 января 2016 года, когда вместо наказания последовало повышение, он произнёс золотые слова: “Готов отработать на Крымском полуострове и приложить максимум усилий для того, чтобы задачи, которые на меня возложены, выполнялись без сбоев”. А дело действительно оказалось важным: переселение выполнялось в рамках общегосударственного проекта, за реализацией которого так или иначе следит вся страна, да и президент дал поручение не отставать от графика, ведь средства выделяются в полном объёме.

Подрядчиком была выбрана компания с патриотичным названием “Китеж”. На реализацию проекта отведено 226,5 миллионов рублей из федерального бюджета на строительство Крымского моста и ещё 20 миллионов — из республиканского бюджета. 88 квартир — для 185 отселяемых. Если жильё приватизированное, то взамен владельцы получат такую же по площади квартиру, а если нет — то по социальным нормам: на каждого человека 14 квадратных метров. Имеющим подворья обещаны участки в садово-огородном товариществе.

И в самом деле, прошёл всего лишь первый из трёх отведённых месяцев, как рабочие уже заложили фундамент. В начале октября подрядчик вплотную приблизился к строительству первого этажа, хотя оставались уже считанные недели до сдачи объектов. Бдительное наблюдение по веб-камере совершенно ясно показало, что в отведённый срок к 31 октября даже подрядчик, вооружённый столь совершенными технологиями быстрого строительства, не сможет уложиться. Тогда “Китеж” закупил уголь и дрова для жителей Цементной слободки, ведь никто из них не готовился к зимовке на прежнем месте.

К дате плановой сдачи 3-ёх этажных домов оказалось, что “Китеж” даже не приступил к возведению первого этажа. Также было озвучено, что этот подрядчик из Владивостока не участвовал в тендере, а был назначен Министерством транспорта Крыма, к тому же до сих пор не был оформлен весь пакет документов для возведения жилья. 11 ноября за нарушение плана-графика О. В. Казурин всё-таки отстранил “Китеж”.

— Контракт закончился, новый с нами не заключали. Несмотря на это, мы не приостанавливали работы — наоборот, на этой неделе были привлечены дополнительно 80 человек, завезли опалубку, стройка шла усиленными темпами. На последнем совещании нам согласовали новый срок сдачи дома — 15 декабря. К этому времени мы вполне реально должны были сдать объект, — отметил подрядчик. Получив аванс в размере 74 миллионов рублей, “Китеж” так и не рассчитался со своими двумя субподрядчиками.

Власти приготовились выбрать нового исполнителя по упрощённой процедуре, а для ускорения работ разрешили одному из субподрядчиков — “ВертикальСтрой” — продолжать стройку, на которой тем временем трудились почти 200 рабочих.

— На сегодняшний день Казурин Олег Викторович и Кононов Сергей Борисович несут персональную ответственность. Мало того, я с утра смотрю, у меня выведен обзор с видеокамеры, которая там находится. Я деталей не знаю, кто там подрядчик, но главная задача — обеспечить нужное количество людей и техники на объекте, а кто там из юрлиц, я не знаю, — прокомментировал Сергей Аксёнов.

Новым подрядчиком 24 ноября была выбрана феодосийская фирма “КРЭЧ-15”, которая продолжила возведение домов без авансовой оплаты со стороны единого заказчика — на заёмные средства по кредиту Генбанка с формальным обязательством сдать новостройки 30 декабря, а фактическим намерением закончить работу в марте, так как этого всё-таки требует технологический процесс бетонных конструкций. Субподрядчиком осталась московская фирма “ВертикальСтрой”, а другая компания “НИК” покинула проект, бросив своих рабочих с крупной накопившейся задолженностью в десятки тысяч рублей на человека. В конечном счёте некоторые рабочие остались ни с чем: не было денег даже на проживание. Зато город пришёл на выручку и приобрёл им билеты домой. По сообщению руководства “КРЭЧ-15”, фирма “НИК” занималась 5-подъездным домом, по которому наблюдалось более сильное отставание от графиков и неудовлетворительное качество работ, что впоследствии пришлось исправлять.

Интервью “Россия 24” с представителем фирмы “КРЭЧ-15” Вениамином Таничевым

29 декабря в отставку по собственному желанию ушли О. В. Казурин и главный архитектор Крыма А. В. Кузнецов, отстранён от обязанностей глава службы капитального строительства И. И. Пойда. Министр строительства и архитектуры С. Б. Кононов остался на службе.

15 февраля Следственный комитет Крыма задержал бывшего вице-премьера О. В. Казурина и возбудил уголовное дело о получении “взятки в размере 27 млн рублей за способствование им в силу должностного положения выбору одной из строительных фирм в качестве единственного поставщика при заключении контракта на строительство жилья в Крыму.

Позже появилась информация, что это только часть оговоренной суммы “откатов” — последние могли в дальнейшем достигнуть 100 млн, а речь идёт, в том числе, о домах для переселенцев из Цементной слободки. Сообщение о даче взятки глава крымского правительства получил в ноябре, после отстранения “Китежа” от подряда. По словам Сергея Аксёнова, в преступную деятельность были вовлечены и должностные лица службы капитального строительства, которым не удастся избежать ответственности:

В конце января глава республики объявил: “Крайний срок — 25 февраля. Но я думаю, что закончат раньше. Работы идут каждый день. Все мероприятия согласованы с Росавтодором, ежедневно не менее 170 человек находятся на строительной площадке. До 1 марта люди должны въехать в новые квартиры”. До новоселья остаются считанные дни. Как выглядят многострадальные дома можно ознакомиться на видеозаписи с воздуха:

Так выглядела стройка на Нижнем Солнечном ещё несколько дней назад

И хотя крымское правительство не оправдало ни ожиданий граждан, ни поручений президента, дело подходит к концу и люди скоро получат жильё в новых домах, которые, будем надеяться, прослужат им весь положенный срок. В каждой квартире будут установлены двухконтурный котёл и кондиционер, сантехника, газовая плита, счётчики, межкомнатные двери, окна, положен ламинат, сделаны натяжные потолки, остеклены балконы. Недавно будущим новосёлам провели экскурсию по одному из подъездов — большинство людей остались довольны своим новым жильём.

К положительной стороне, несомненно, нужно отнести и наказание коррупционеров, что внушает надежду на выбор более достойных людей для занятия важных государственных должностей и пресечение подобных преступлений в будущем.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.