Учителя осваивают новые технологии – без презентации на экране не обходится ни одна лекция

Уверен, для многих будет неожиданным открытием, когда я скажу, что дети в “Артеке” отдыхают не только летом, а круглый год!
Все мои друзья, когда я сказал, что лечу снимать “Артек”, сильно удивлялись тому факту, что он сейчас работает.
На самом деле, впервые за много лет самый знаменитый детский лагерь бывшего СССР вернулся к круглогодичному графику работы, позволяя гораздо большему количеству людей побывать в этом культовом месте.
Вообще, за последних два года “Артек” очень изменился. Причем, как внутренне, так и внешне. Да, лагерей десять, как и прежде, но если раньше “Артек” был только местом отдыха, то сегодня он является круглогодичным образовательным центром.
Ну а раз он работает круглый год, значит должен быть организован полноценный учебный процесс, ведь дети не могут во время учебного года на целых три недели выпадать из школьной программы.
В этом посте я как раз об этом расскажу.
Итак, как учатся дети в “Артеке”…

90-летняя история, площадь больше, чем у государства Монако, 10 лагерей на одной территории и 30 тысяч детей в год – вот, что такое Артек.

“Артек” на сегодня является, пожалуй, самым успешным проектом развития на полуострове с момента присоединения Крыма к России в 2014 году.
Посудите сами. Пока многие другие инициативы только раскачивают, проектируют, проводят тендеры и ищут исполнителей, в “Артеке” успели провести серьезную реконструкцию инфраструктуры, полностью обновили 6 из 10 лагерей, возвели новые столовые и корпуса… Но самое главное – значительно изменилось само содержание: “Артек” стал круглогодичным международным образовательным центром, а не просто пионерским лагерем.
На его базе сегодня создается уникальная экспериментальная образовательная площадка, единственная в России, на которой разрабатываются и апробируются новые образовательные форматы для детей всей страны.

Еще одним важным новшеством последнего времени стало кардинальное изменение принципа распределения путевок. Решено было отказаться от коммерческого распределения, как было раньше, и сформировать систему бесплатных путевок. Министерство образования утвердило специальный порядок, по которому за значимые достижения детей в регионах поощряют поездкой в «Артек». И теперь по региональным квотам школьники из разных частей страны могут попасть сюда за свои заслуги. Здесь учитываются не только успехи в учебе и олимпиадах, а в самых разных областях, будь то спорт, хоровое пение или волонтерство.
В “Артек” можно попасть также через систему отбора, которая существует у тематических партнеров. К примеру, есть у «Артека» партнер – Самарский государственный аэрокосмический университет, с которым лагерь проводит образовательную программу по авиастроению. Так вот этот университет рекомендует для участия в специальной тематической смене по космосу несколько победителям своей вузовской олимпиады и детей, проявивших себя в университетском кружке авиамоделирования. Дальше кандидатуры этих детей рассматриваются уже на Всероссийском конкурсе и получают рекомендацию в «Артек». То есть тут вообще двойной отбор, но он оправдан, потому что тематические смены собирают детей-энтузиастов.

Дети в “Артеке” не только отдыхают, но и полноценно учатся в школе.
Интересно, что в артековскую школу ходят не только школьники, приехавшие из разных уголков России на смену, но и местные дети из Гурзуфа, соседних поселков и даже Ялты.
Всего на постоянной основе здесь учится 300 детей.

«Артек», фактически, превращается в инновационную площадку образования. Что это значит? В мире есть такое понятие EduCamp – образование в лагере. Например, в Великобритании оно входит в школьную программу. Идея в том, что за партой получать знания хорошо, но важно еще научиться применять эти знания на практике, когда перед тобой встает сложная задача, и ты должен вспомнить в один момент математику, физику, геометрию, информатику. В «Артеке» решили попробовать создать отечественный модуль образования в лагере, который со временем станет частью школьного образования и распространится на другие лагеря. Тематические партнеры «Артека» (Роскосмос, Росатом и другие) направляют сюда своих специалистов, которые ставят детям сложное, но интересное проектное задание, и вместе реализуют этот проект. Вроде увлекательная игра, но на самом деле это и учеба. Например, преподаватели Московского авиационного института научили артековцев делать расчеты беспилотников, моделировать их и печатать на 3D-принтере.

Изменилась и сама артековская школа. Компьютеризируют здесь сейчас буквально все, что вполне понятно: современные дети должны опережать существующие тенденции, диктовать тренды, а не пытаться гнаться за технологиями.
Если посмотреть на оснащение классов, изменения за последние годы налицо: вместе с привычными досками для мела на стене висят гигантские планшеты – интерактивные доски, увязанные с компьютером учителя, классные журналы переводят в он-лайн режим, задания для контрольных дети получают на экраны ноутбуков и отсюда же могут отправлять учителю свое решение…

Интересно, что даже школьники, приехавшие из дальних уголков России и малознакомые с подобными учебными технологиями, практически моментально осваивают все новшества и уже через неделю на равных с более продвинутыми сверстниками выполняют комплексные задания учителя.

Осваивают новые технологии и учителя. Без презентации на экране ныне не обходится ни одна лекция…
Да уж, это не моя школа, когда максимум, что мы могли видеть в качестве наглядных материалов, это типографский плакат по закону Ома или строения того же атома…
То ли дело современные развернутые красочные презентации.

Даже привычные контрольные работы в “Артеке” проходят иначе, чем в обычной школе. Здесь учитель является непосредственным участником контрольной работы, постоянно взаимодействуя с учениками, а не гордо отгораживается от детей классным журналом за учительским столом, как это бывало раньше.

На переменах все сидят в телефонах, планшетах и прочих гаджетах.
Интересно, что ни учителя, ни руководящий персонал не имеют ничего против этого, как бы удивительно это не звучало.
На мой вопрос, почему так, ответ был прост:
– Мы настолько активно загружаем детей учебным процессом, что им просто некогда сидеть в гаджетах на уроках и факультативах. А в гаджетах сидеть им все равно хочется и нужно. Вот и пусть это делают в них, когда есть время.
На территории “Артека” огромное количество зон с бесплатным WiFi, так что проблем с доступом в интернет у них нет. Естественно, нежелательный контент фильтруется при помощи “родительского контроля”.

“Артек” всегда славился своими спортивными сооружениями. Вы знаете, что их футбольный стадион, вмещающий 10 тысяч зрителей, соответствует всем нормативам ФИФА? А это так!
Кроме того, на территории детского центра есть несколько спортивных залов, спортивных площадок и плавательных бассейнов.

Несмотря на то, что “Артек” – это, в первую очередь, море, на его территории располагается несколько полноценных плавательных бассейнов. Здесь есть и 25-метровые плавательные дорожки, и учебные бассейны для тех, кто еще не умеет плавать. Естественно, зимой бассейн – любимая площадка для множества детей. Так же, как пляж летом…

Помимо стандартных программ обучения, дети занимаются и на факультативных курсах.
Особенно те, кто попал в “Артек” по линии тематических смен. Кто-то снимает короткометражный фильм, кто-то работает над театральной постановкой, кто-то готовит танцевальное шоу, кто-то разрабатывает учебные компьютерные системы…
Каждый находит свое место в этой детской стране на Южном берегу Крыма.

Снимая в одном из жилых корпусов в лагере “Морском”, я оказался невольным свидетелем съемки фильма о бытовой стороне отдыха в “Артеке” юными кинематографистами, приехавшими сюда в составе тематической смены. Ребята, увлекающиеся созданием кино, собрались сюда со всей России: из Калининграда, Уфы, Благовещенска, Кургана…
Очень интересно было понаблюдать, как они вживаются в роли, не обращают внимания на камеры, посторонних на площадке и учатся выполнять указания режиссера. Даже если некоторые роли и образы им не очень нравятся.
Так и рождается профессионализм.

Кстати, вопреки мнению, что в “Артек” не попадают крымские дети, хочу сказать, что это не так.
Во-первых, я уже отметил выше, что 300 детей из Гурзуфа и Большой Ялты на постоянной основе учатся в артековской школе.
Кроме того, Крым и Севастополь наравне с другими регионами России имеют свои квоты в каждую лагерную смену.
Так, в 2015 году в “Артеке” отдохнули почти 1000 детей из Крыма и Севастополя. Кстати, из них только из Гурзуфа – 140 человек!
Ну и, конечно же, круглый год в детский центр осуществляются школьные экскурсии, чтобы дети своими глазами могли увидеть знаменитый “пионерский лагерь” и у них возникла дополнительная мотивация учиться, добиваться успехов в спорте, творчестве или другой деятельности, чтобы попасть сюда уже не на экскурсию, а на полноценную 21-дневную смену…




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

На кораблике в Крыму

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

Не морем единым

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.