Всевышний предупреждает Мужчину, перед тем как отдаёт Женщину, сотворённую для него – «Будь осторожен! Не дай женщине заплакать, ибо Аллах считает её слезы! Женщина создана из ребра твоего, не из ноги, чтобы быть униженной тобой; не из головы, чтобы превосходить тебя; она создана из ребра твоего, рядом с рукой твоей, чтобы всегда поддерживать тебя, и рядом с сердцем твоим, чтобы быть любимой тобой»

(восточная мудрость)

Мы сейчас не будем говорить о положении женщин на всём мусульманском Востоке, остановимся только на Крыме.

Несмотря на то, что много веков на полуострове владычествовали ханы, Крым всегда находился на перекрестке культур и религий, которые просто не могли не влиять друг на друга, а также подобное положение вещей сводило к минимуму всякую ксенофобию. Поэтому, конечно, жёсткие законы шариата действовали в Крыму в, так сказать, смягчённом варианте. И, тем не менее, вокруг этих законов в западном мире сложилось множество стереотипов. Давайте рассмотрим самые распространённые из них.

 «Гюльчатай, открой личико»

Да, мусульманские традиции предписывают замужним женщинам носить полностью закрытую одежду, и те, кто бывал в арабских странах, видели чёрные или коричневые коконы, ведущие за руку красивых большеглазых детей. Подобное облачение обычно резко контрастирует с минимально прикрытыми одеждой телами западных туристок.

Худ. Людмила Гурская

Ущемление прав женщины — скажете вы. И ошибётесь. 

Во-первых, подобная одежда прекрасно защищает от южного палящего солнца и сохраняет так ценимую на Востоке белизну кожи. Во-вторых, как ни парадоксально это звучит, но порой один томный взгляд из-под чадры может свести мужчину с ума куда успешнее, нежели практически обнажённые тела западных див, не оставляющие места для воображения.

Что же касается крымских татарок, то у них не было и нет традиции скрывать свои лица. Национальный женский костюм состоит из нижнего и верхнего платьев (верхнее шьётся из более плотной ткани и имеет синий или красный цвет), схваченных на талии филигранным поясом, шароваров и фески, украшенной вышивкой, монетами и кисейным шарфом «фырланта». Всё это выглядит невероятно красиво и женственно.

В настоящее время многие крымские татарки с удовольствием носят хиджабы и длинные закрытые платья. Как правило, хиджабы очень красивы — они покрыты вышивкой, отделаны бисером или даже поделочными камнями или украшены другим способом. При этом носить или не носить подобную одежду, решает каждая женщина сама.

«Если б я был султан, я б имел трёх жён»

Многожёнство берёт своё начало в тех временах, когда из-за многочисленных войн смертность среди мужчин была очень высокой. Соответственно, женщин становилось гораздо больше, и это грозило племени вымиранием (а многие восточные народы изначально имели племенной строй). Так что полигамия была единственным способом выживания для народа.

Фото - Екатерина Гурская

Согласно мусульманским законам мужчина может взять максимум четыре жены. Но здесь вступает в силу нюанс: это осуществимо только при условии, что он будет способен полностью их содержать и обеспечивать всем необходимым, чтобы жёны ни в чем не нуждались и, конечно, не были вынуждены работать сами. Именно поэтому многожёнство столь редко встречается на Востоке, ведь его могут себе позволить разве что олигархи или  какие-нибудь шейхи.

Нюанс второй — отношение к многожёнству самих женщин. Осуждая полигамию, западный человек судит, исходя из собственного менталитета, однако вспомним поговорку про свой устав и чужой монастырь. Воспитанным в реалиях шариата, восточным женщинам гаремы совершенно не кажутся чем-то диким и неправильным.

Кстати, если муж не удовлетворяет своих жён как мужчина, либо не способен обеспечить их материально, женщины в праве подать на развод, и кади (судья) обязан их развести. Кроме того, всю подготовку к свадьбе, включая материальные затраты, также берёт на себя мужчина — девушке, выходящей замуж, достаточно иметь при себе ковёр в качестве приданного. Всем остальным её обеспечит муж.

В Ханском дворце, что украшает собой исторический центр Бахчисарая, все желающие могут посетить помещение гарема (вернее, ту его малую часть, что пощадило время) и посмотреть, как жили жёны правителей Крыма. Женская половина дворца имеет выход в прекрасный сад с многочисленными мраморными фонтанами, розариями и беседками, просторные комнаты устланы коврами.

Жёны ханов ни в чем не знали нужды, у каждой был свой штат прислуги. Женщины посвящали время воспитанию детей, а также занимались тем, что сейчас принято называть хобби: ткали гобелены, играли на музыкальных инструментах, писали стихи, рисовали. Единственным их ограничением была свобода передвижения, однако не стоит забывать, что мы говорим о средневековье, когда путешествия были отнюдь не удовольствием, как сейчас, а делом крайне долгим, утомительным и опасным.

Ханы никогда не относились к своим жёнам как к вещам и нередко советовались с ними — как говорят хронисты, «все важные государственные решения принимались в гаремах». Зачастую женщины становились не только жёнами, но и соратниками ханов.

Известен случай, когда англичанка, прибывшая в Крым в составе посольства своей страны, посетив гарем, воскликнула: «Тут женщины живут в раю!»

Конечно, идеализировать жизнь в гареме тоже не стоит, но всё-таки давайте вспомним, каково порой приходится единственной жене в нашей, российской семье. Тут она, как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец: хозяйство ведёт, детей воспитывает, да ещё и на работу каждый день ходит. А уж неспособность мужа обеспечить её и детей материально поводом для развода никак являться не может.

Это гордое звание «женщина»

Ещё один устойчивый стереотип — это униженность и забитость мусульманок. Возможно, где-то это так и есть (а разве нет этого и на Западе, особенно в прошлом?), но чаще восточная женщина нисколько не чувствует себя ущемлённой в правах. И то, что современные крымские татарки вольны сами выбирать жизненную стезю и даже занимать государственные посты — явление, возникшее отнюдь не вчера.

Огромной властью всегда обладала валидэ — мать главы государства (хана или султана), к мнению которой тот всегда прислушивался и которую обязан был почитать и уважать. История знает и женщин-меценатов: мечеть Хана Узбека, первого и самого могучего правителя Золотой Орды,  заложенная в Солхате (ныне пгт. Старый Крым) в 1314 году, и пристроенное к ней медресе (школа) — были возведены по инициативе богатой горожанки Инджибек-хатун.

Худ. Людмила Гурская

Женщин любили, женщин оберегали, женщинами любовались, воспевая их в стихах. Достаточно однажды увидеть крымскотатарские танцы, чтобы понять: женщина выступает рядом с мужчиной, она его друг и помощник, а не рабыня.

Ещё одна традиция, которой не встретишь на «просвещённом» Западе — целовать руки старикам. Неуважение к родителям — один из смертных грехов в исламе, при этом мать и отец почитаются наследниками одинаково.

Мне довелось несколько лет проработать сначала в крымскотатарской газете, затем в библиотеке и узнать традиции этого народа изнутри. Так вот, такого достоинства и внутренней свободы, какая есть у татарских женщин, мне не доводилось встречать больше нигде. Каждая из них с детства знает, что она — продолжательница рода, хранительница домашнего очага и помощница своего мужа, и несёт это звание с гордостью, никогда о нём не забывая. 

Худ. Людмила Гурская

Человеку свойственно судить обо всем со своей колокольни. Мы называем дикостью то, что не принято у нас, не утруждая себя вникнуть в культуру народа и попробовать познакомиться с ней поближе. Особенно это коснулось мнения об обычаях Востока.

Не стоит судить об исламском мире по приключенческим фильмам и книгам западных авторов, а также по шоу, которые устраивают в угоду туристам.

Взять хотя бы популярный ныне танец живота, который не имеет ничего общего с тем, что исполняют мусульманки. Ни одна из них никогда не оголит кожу — живот будет закрыт полупрозрачной одеждой, а также ни за что не станет танцевать перед кем-то, кроме собственного мужа. На Западе же танец живота давно превращён в шоу для взрослых, немногим отличающееся от стриптиза.

Так что не будем судить о культуре других народов с чужих слов. Ведь ещё Омар Хайям сказал: 

Не охотник – о дичи ты речь не веди,

О нечитанной книге нигде не суди!

Если истина спросит о собственной сути, –

Об увиденном молви, а суть обойди.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.