На двери золотая табличка с надписью: «А. В. Цуркин. Помощник главы Республики Крым, председателя Совета министров Республики Крым С. В. Аксенова».

Еще недавно Анатолий Цуркин был министром транспорта Республики Крым. Но в конце марта написал заявление об увольнении по собственному желанию. Теперь он помощник главы Республики.

«В этом году ждем, что пропускная способность переправы дойдет до 35-38 тысяч пассажиров и 5-7 тысяч автомобилей в сутки. В оба конца. Если пиково, то речь может идти о 50 тысячах пассажиров и 10 тысячах легковых автомобилей»

В приоритете у Цуркина, естественно, транспорт. Вообще, он будто немного побаивается вопросов, касающихся его увольнения. И спрашивает с легким вызовом, едва вхожу в кабинет: «И о чем мы будем говорить?». Отвечаю: «О транспорте, конечно». Выдыхает, опускаясь на стул: «Если о транспорте, это хорошо».

 Анатолий Васильевич, каковы, по-вашему, основные проблемы транспортной сферы Крыма сегодня?

 Все то, что касается логистики  это проблема. Ведь инфраструктурные моменты выстраиваются годами. Годами и десятилетиями основной товар завозился с Украины  и железнодорожными путями, и автомобильными. А морем мы грузы вывозили. В основном  сжиженный газ, зерно, металлолом. Но какого-тоцентрализованного завоза через порты не было. Сегодня все изменилось. Изменилось за короткий период. Вектор логистики был переориентирован совершенно в другую сторону. Мы работали на увеличение пропускной способности переправы. Была проведена большая работа в максимально короткие сроки. На решение многих задач отводились недели, дни, часы. Бывало, что проекты, которые обычно только разрабатываются полгода, а потом еще три-четыре месяца проходят экспертизу, мы выполняли за месяц. Мы за 45 месяцев смогли запустить систему электронной очереди для грузовых автомобилей, организовать накопительные площадки, зону досмотра, сервис питания, видеонаблюдение и горячие линии.

«Сегодня у Республики есть уникальная возможность построить четырехполосную трассу первой категории, полностью освещаемую, с возможностью развить скорость до 170 километров в час»

 А передача функций оператора паромной переправы в Крым

 Это вообще огромная работа! Когда нам передали функции оператора и морскую дирекцию как структуру, нам передали людей, но не передали их зарплату. И мы, в том числе, выплачивали зарплаты. Вообще, субъект вправе выстраивать политику завоза грузов в Крымский федеральный округ, потому что никто лучше него не знает, что ему надо, сколько, в каких объемах, какими коридорами и на каких условиях. И отсюда уже выстраивать свою экономику. Думаю, что крымчане будут отстаивать, чтобы функции оператора остались у Крыма. В этом году ждем, что пропускная способность переправы дойдет до 3538 тысяч пассажиров и 57 тысяч автомобилей в сутки. В оба конца. Если пиково, то речь может идти о 50 тысячах пассажиров и 10 тысячах легковых автомобилей.

 Почему же на переправе так сложно наладить логистику?

 Увы, не все понимают, что не в причальных стенках дело. Проблема намного шире и глубже  это подъездные пути. Если в сторону Украины у нас полноценных четыре полосы и две входящие ветки, то в Керчи мы такого не имеем. Под Керчью узкая дорога, а путепровод на въезде в город вообще проблемный. Тамошняя дорога, не рассчитанная на такое количество транспорта, уже проваливается  в пошлом году ее латали. Надо комплексно решать проблему. Нужна новая акватория, потому что акватория Керченской паромной переправы, построенная еще в 50-60-х годах, мала. В створе может пройти только одно судно. И даже если мы поставим двадцать паромов, дорога просто-напросто не пропустит такое количество автомобилей. Много приводили примеров, что, дескать, за рубежом два парома обслуживают один остров и этого хватает. Но там паромы с осадкой по 10 метров, они берут по 600 автомобилей за один раз. В Средиземноморье  в Греции, в Италии  огромные природные акватории, бухты, в которых можно свободно развернуться, где нет ветров и штормов. А погода в Керченском проливе проблемная  подул ветерок в 14 м/с  все остановилось. Знаете, меня часто спрашивают, а почему в аэропорту все хорошо, а на переправе все плохо? Во-первых, аэропорт  частное предприятие, акции которого на 100% принадлежат Республике, он заработал свои деньги, а с ними проще работать, чем с бюджетными. Во-вторых, аэропорт быстрее заработал, смены руководства не было. В прошлом году аэропорт принимал до 20 тысяч пассажиров на взлет и посадку и обрабатывал до 160 рейсов в сутки. И 1 мая предприятие планирует выйти на результат, достигнутый в течение календарного года. Если бы такая работа велась с самого начала в министерстве, мы бы тоже вышли к результату. Но я начал эту работу в октябре, а наш результат он годовой

 То есть, уже в октябре мы увидим, что сделал новый министр Андрей Безсалов?

«Многим журналистам хочется увидеть, где палку вкопали. Никто не копает. Но ведется большая работа по проектированию. Построить не проблема. Проблема чтобы он потом не уплыл. Как в 1943-м немецкий»

 Вернее, что Цуркин сделал для Безсалова (улыбается). Все сейчас правильно выстроено, просто надо доделать, а это время. Критиковать можно всех и всегда. Но Сергей Валерьевич мне сказал, что надо помогать. Вот мы и помогаем. Посмотрим, как все будет.

 Насколько мне известно, чтобы разгрузить Керчь, запланирована объездная?..

 Да, мы ее запланировали. Нужно наладить движение в обход Керчи. Дорога пройдет там, где частично есть села и дорожное покрытие  нужно восстановить там трассу, чтобы был нормальный пропускной режим. Кстати, сегодня у Республики есть уникальная возможность построить четырехполосную трассу первой категории, полностью освещаемую, с возможностью развить скорость до 170 километров в час. Речь о «Тавриде». Многие задают вопрос, мол, для чего нам такая дорогая трасса? Но я считаю, что главная магистраль Крыма быть должна. Мы выполнили план по проектировке, запланировали, где будет идти трасса. Провели геологические и геодезические исследования. И уже в этом году мы будем проектировать стройку. Трасса пройдет через села Белогорского района, минуя сам Белогорск, и выйдет за Феодосией. Также обойдет Приморский, Береговое  пляжные территории. Я планировал, что в этом году мы начнем строительство обхода Феодосии. Ну, а как новое руководство министерства  не знаю. Мы передали ему «стартовый пакет», надо просто брать и развивать. Я пришел  ничего вообще не было. Регистрировал министерство и на пальцах строил дороги. Я убежден: мы не должны привлекать каких-то модных подрядчиков, надо взращивать своих, дать им возможность заработать. Тому же «Крымавтодору». Надо закупать новую технику. Надо рассматривать схемы лизинга и закладывать в бюджеты Крыма компенсацию процентов. Мы об этом говорили. И я как помощник главы Республики  тоже буду об этом говорить. Щелкнув пальцами, транспортную отрасль и дороги не построишь, если до этого они годами не строились, а только под выборы «подмазывались». Подрядчик не будет пытаться что-то украсть, если он будет знать, что сегодня он здесь делает одну дорогу, а завтра здесь же  другую. Должна быть системная работа. А как было в Украине? Приезжали командами, привозили своих подрядчиков, своих дорожников, строителей. Такого быть не должно. Надо крымских развивать. А у нас их  ноль без палки.

 Накопительные площадки, система электронной очереди и прочие системы управления, открытие не только линии «Крым-Кавказ», но и линий «Темрюк-Керчь»,«Кавказ  Торговый порт», когда все это будет?

 В этом году. К курортному сезону все должно быть. Однозначно, что в этом курортном сезоне будет лучше, чем в прошлом. В случае запуска электронной системы бронирования и предварительной продажи билетов, мы сможем держать в порту ограниченное число транспорта. Любой гражданин сможет дистанционно купить билет и приехать к определенному времени. Конечно, систему еще нужно продумать. Что делать, например, если задул ветер? Как уведомить пассажира, который лежит на пляже, чтобы не приезжал сегодня, а приезжал через два дня, после шторма? Но мы продаем не время, а билет, и гарантируем, что пассажир, прибывший на паромную переправу в таймслот, в это, свое время, и будет перевезен.

«Как сказал министр транспорта РФ Максим Юрьевич Соколов, постучав кулаком по столу, в декабре 2018 года мост будет. Я лично слышал»

 Анатолий Васильевич, компании, которые занимаются грузоперевозками, говорят, что цена на перевозку фар через паром  невероятно высокая, что, в свою очередь, влияет на цены товаров. Не возникало ли мысли сделать переправу бесплатной?

 Ну, даже мост не бесплатный. Он ведь за деньги, заложенные в федеральной целевой программе, строится. Безусловно, вариант, чтобы бесплатно рассматривался. Но пришли к тому, что любая услуга, а содержание моста  это услуга, должна быть оплачена. Суда, работающие в акватории, частные. И они оказывают услугу в перевозке пассажиров и их грузов. Сегодня переброска одной пустой грузовой фуры стоит 16 тысяч рублей (а полной  порядка 25 тысяч), я считаю, что это дорого. Каждый перевозчик обязан пойти в ФСТ и защитить свой тариф, который складывается из всего того, что тратит судовладелец на обслуживание судна. Из судовых и портовых сборов, топлива, зарплаты команде. Кроме того, должен еще оставаться и какой-то процент рентабельности, он ведь не может работать бесплатно. С учетом этой прозрачной рентабельности тариф и должен быть получен. Насколько я знаю, в Крымских морских портах все  и услуги, и стоимость работы экипажа, и топливо  все недешевое. И даже морская дирекция сегодня на определенных линиях работает в чем-то в убыток. Да, линия «Крым  Кавказ»  так называемое «короткое плечо»  прибыльная, но такие линии как «Новороссийск-Керчь»«Новороссийск-Феодосия»,«Новороссийск-Севастополь»  убыточные. И сверхприбыль на «коротком плече»  гасит тот убыток. Надо привлекать институты, которые будут выстраивать схему логистики в первые три года. Сейчас же у нас логистика делится на два этапа  до моста и после. Да, построим мост  появится дорога. Но мы должны сделать так, чтобы цена доставки упала. Уже сейчас должна быть политика снижения цен. Мы должны получать субсидию на доставку продуктов, чтобы снижать стоимость паромной переправы и ориентировать на это бизнес. Доставка будет падать. И когда совсем упадет  паром остановится и пойдет мост, а цена и дальше будет падать.

 Известно, что срок аренды греческих паромов уже истек, они ушли. Сколько на переправе сегодня работает паромов? Хватает ли?

 Да, греческий «Ионас» ушел. Он был зафрахтован в мае, еще до санкций против крымских портов, и поэтому смог доработать контракт. Но «Глюкофилоза»работает. Паром «Олимпиада», который был приобретен в российской государственной транспортной лизинговой компании, после 10 апреля вернется с годового освидетельствования и осмотра. Из планового ремонта вышел паром «Крым», который берет порядка 160 легковых автомобилей. К тому же, на линии «Темрюк Керченский рыбный порт» ходит «Александр Ткаченко», возит грузовые автомобили, работают два ж/д парома  «Анненков» и «Петровск»  возят вагоны. Работают и старые крымские паромы  «Керченский-2» и «Ейск» и трудятся два грузовых парома  «Новороссийск-Севастополь»«Новороссийск-Керчь», которые возят по 80 фур. Знаю, что новое руководство взяло на себя обязательства привлечь на основании коммерческих условий новые паромы. Договоренности уже есть. Единственное, что лично меня беспокоит  это цена на перевозку. Она должна быть доступной, возможно, и убыточной.

«Не важно, кто ты. Не важно, есть у тебя корона на голове или золотые туфли. Главное, что ты сделал для страны»

 А на каком этапе сегодня строительство Керченского моста?

 Многим журналистам хочется увидеть, где палку вкопали. Никто не копает. Но ведется большая работа по проектированию. Построить не проблема. Проблема чтобы он потом не уплыл. Как в 1943-м немецкий. Главное  проект. Заказчиком строительства транспортного перехода является Федеральное дорожное агентство, а непосредственным заказчиком Федеральное казенное учреждение (ФКУ) «Тамань». Вот у кого, собственно, деньги. Минтранс Крыма не принимает участия в строительстве, лишь косвенно влияет на процессы. Но как сказал министр транспорта РФ Максим Юрьевич Соколов, постучав кулаком по столу, в декабре 2018 года мост будет. Я лично слышал. Работы ведутся. Уже идут подготовительные работы: разбиваются мобильные строительные городки, рассчитанные на 10 тысяч человек, решаются вопросы о подводе технической воды, прокладываются железнодорожные ветки и временные дороги  все делается. Кстати, было много предложений по строительству тоннеля. Самые интересные письма собираем. Академик РАН Марсель Янович Бикбау, например, предложил построить тоннель из корпусов атомных подводных лодок. (Улыбается).

 Анатолий Васильевич, ну и последний вопрос. Вы работали в авральном режиме. Теперь федералы  пришли на все готовенькое. И уже знают, как и какие проблемы решать. Обидно, наверное?

 Обидно, когда дети на соседа похожи. Остальное  мелочи. Есть такой анекдот. О правиле трех конвертов. Уходя, старый руководитель дает новому три конверта. И говорит, мол, когда тебе будет очень плохо, когда тебя будут ругать и обвинять, бери и открывай по одному конверту. Походит какое-то время. Нового начальника ругают, обвиняют. Он открывает первый конверт. А там написано: «Вали все на прежнюю власть». Так он и сделал. Помогло. Через какое-товремя его опять ругают. Он открывает второй конверт, а там написано: «Проводи реорганизацию». Так он и сделал. Помогло. Но через какое-то время его опять ругают, он не выдерживает и открывает третий конверт, а там написано: «Готовь три конверта». Свои три конверта я прошел. (Улыбается). Для меня это не отставка. Ведь не важно, кто ты. Не важно, есть у тебя корона на голове или золотые туфли. Главное, что ты сделал для страны. В политику я пришел из бизнеса. И знаю, что новая кровь важна. Конечно, мне хотелось бы, чтобы это были крымчане. Но решения руководства не обсуждают. Не надо огорчаться. Надо идти дальше, надо смотреть вперед.

Для справки:

Анатолий Васильевич Цуркин родился 3 марта 1978 года в Симферополе.

До назначения в исполнительные органы власти Республики Крым работал директором ООО «Нова-Групп». Был заместителем председателя Ассоциации грузовых автомобильных перевозчиков Крыма. Член всероссийской политической партии «Единая Россия».

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.