Чуть менее двух месяцев назад ГУП РК «Крымтроллейбус» возглавил 29-летний Илья Прокопьев, ранее руководивший автостанцией в Судаке.

Гендиректор “Крымтроллейбуса” Илья Прокопьев. Фото: Михаил Гладчук

Деньги вперёд

– Илья Александрович, что изменилось после возвращения Крыма в Россию? Ведь предприятие, как известно, долгие годы пребывало в состоянии кризиса.

– Я нахожусь в должности с 1 ноября и могу ещё многого не знать. Но то, что «Крымтроллейбус» для нашего региона предприятие знаковое и через два года будет отмечать 60-летие, известно многим. Мы работаем в Симферополе, Алуште и Ялте. У нас трудятся уже несколько поколений крымчан, среди них много династий. Но, к сожалению, при штатной численности 2069 человек сегодня у нас работают только 1488. Проблем немало, но ситуация постепенно начинает исправляться.

– А подробнее?

– Во-первых, мы постепенно заменяем старый подвижной состав на новый. В 2015 году предприятие получило 111 троллейбусов марки «мегаполис», завода «Тролза». Это плановый процесс. Для Ялтинского троллейбусного парка намечено приобрести 26 единиц, чтобы крымчане и гости Крыма, в том числе и граждане с особыми потребностями, могли пользоваться комфортабельными, отвечающими всем современным требованиям троллейбусами. Но в замене или капитальном ремонте нуждается вся инфраструктура предприятия. Помещения, цеха, где проводится плановый и текущий ремонт подвижного состава, ждут этого часа, наверное, со времени создания самого предприятия. Необходимо ремонтировать наши конечные станции. Да и само здание управления, вы видите, в каком неприглядном состоянии находится. Рвутся трубы теплоснабжения, из-за чего мы не можем в полную силу его отапливать – угроза аварии существует постоянно. Дал о себе знать и блэкаут 2015 года, когда «Крымтроллейбус» простоял несколько месяцев. Хочется сделать всё и сразу, но не получается. Поэтому проблемы решаем постепенно. Наша главная задача сегодня – увеличение выручки предприятия, дохода. Чтобы за счёт собственных средств проводить тот же текущий ремонт, приводить в порядок территории троллейбусных парков и вовремя выплачивать зарплату.

– Контактную сеть, которая часто рвётся, и пассажиры тому свидетели, будете менять тоже за свой счёт?

– Контактная сеть – это наша боль. Она действительно в очень плачевном состоянии. Мы уже прошли необходимую конкурсную процедуру, и к концу этого года ОАО «Уралгипротранс», одна из крупнейших проектных организаций России, должна сдать нам результаты обследования всей нашей контактной сети. 6 из 7 томов этой работы они уже сдали. И в следующем году мы планируем сделать проект реконструкции контактной сети, чтобы узнать сумму, которая потребуется для её ремонта и замены.

– Приличная сумма, наверное, набегает?

– Она варьируется от 2 до 7 миллиардов рублей. Это колоссальные средства. Но и такой ремонт будет проводиться впервые за всё время существования «Крымтроллейбуса». Так же, как и впервые проводится такое обследование. Даст бог, всё получится. Мы уже направили соответствующее письмо в Министерство транспорта РК, чтобы эти работы были включены в ФЦП и выполнены за федеральные средства. Очень надеемся, что вопрос будет решён положительно и в итоге в Крыму будет не только самая протяжённая троллейбусная контактная сеть, а ещё и самая качественная. Потому что сейчас, к сожалению, её обрывы случаются несколько раз в день, а это угроза аварийности. К тому же в негодность пришла не только сама контактная сеть, собственно провода, а также опоры, на которых они крепятся. Всё требует замены. За 60 лет этого практически нигде не делалось.

– А троллейбусы, которые в своё время специально для нашей горной трассы изготавливали тогда в Чехословакии, ещё на ходу?

– Это наши ветераны – троллейбусы фирмы «Шкода» – 9ТР и 14ТР. Практически все они списаны, после того как предприятие получило новые «мегаполисы». Хотя они в довольно неплохом состоянии находятся, но морально давно устарели. К слову, к нам поступают письма, запросы о том, чтобы купить их для пополнения коллекций, которые есть в России. Но мы не распорядители имущества. Сейчас эти троллейбусы сосредоточены на центральном ремонтном участке. Они ждут своей участи. В планах нашего предприятия – создание на базе машины 14ТР, потому что у него окна больше и лучше обзор, экскурсионного троллейбуса. Мы хотим сделать в его салоне мягкие диваны, столики. Чтобы желающие могли заказать этот троллейбус и отправиться на тот же ЮБК. Надеюсь, к лету мы осуществим эту задумку.

– И в продолжение темы. Симферопольцы уже оценили преимущества так называемых троллейбусов с автономным ходом. Планируете пополнять свой парк такими машинами?

– На 26 троллейбусов, поступление которых запланировано в Ялту, прописано техзадание – автономный ход до 15 километров, что позволит машинам придерживаться не только контактной сети, но и расширить географию маршрутов. Мы всё будем делать для максимального удобства крымчан и гостей полуострова. Троллейбусы на автономном ходу – это наше будущее, это экологический транспорт, который позволит сократить на крымских дорогах число маломестных автобусов, разгрузить улицы наших городов, избавить их от пробок. И в следующих техзаданиях на новые троллейбусы мы будем обязательно прописывать условие автономного хода. Ещё и потому, что строительство одного километра нашей сети со всеми опорами, подстанциями обходится примерно в 20 миллионов рублей. Легче заплатить за троллейбус с автономным ходом.

Мы ищем водителей

– Хоть вы руководите предприятием совсем недолго, какие проблемы намерены решать в первую очередь? Долги по зарплате у «Крымтроллейбуса» есть?

– Долгов нет. Более того, к окончанию финансового 2017 года впервые за долгое время под руководством нашего нового министра транспорта Игоря Захарова мы выходим в прибыль около 1,5 миллиона рублей. До этого мы были планово убыточным предприятием.

– Можно считать, историческое событие произойдёт.

– Не меньше. Ведь это позволит планировать наш бюджет на следующий год, причём не просто выплачивать зарплату, а проводить какой-то текущий ремонт, что-то проектировать. Я уже говорил, например, что в плачевном состоянии находятся наши конечные станции. А ведь это не только наш имидж, но и всего Крыма, если хотите. Будем и этим вопросом заниматься. Да, очень плохо, что на «Крымтроллейбусе» так часто менялись руководители, их было очень много, некоторые всего полгода работали. К сожалению, в результате люди потеряли веру в то, что может быть по-другому, может быть хорошо, и начались проблемы уже в самом коллективе. Так всегда бывает, когда работники не чувствуют опору в своём руководителе, а значит, не знают, что их ждёт завтра, не видят перспективы. Поэтому сейчас главное и первоочередное – работа с коллективом, который должен знать своего руководителя, общаться с ним. Я уже объехал все подразделения «Крымтроллейбуса», повстречался с их руководителями, сотрудниками. И теперь мы общаемся ежедневно, решаем общие проблемы и по расписанию движения троллейбусов, и по зарплате, и по выполнению плана водителями и, конечно, делаем всё, чтобы предприятие получало выручку. Кстати, средняя зарплата наших водителей троллейбусов – не менее 40 тысяч рублей.

– Не могу не спросить о собираемости выручки. Об этом писали многие СМИ, глава республики тоже поднимал этот вопрос.

– В этом процессе задействованы три стороны. Первая – пассажир. Из-за пробелов в законодательстве РФ мы не можем повлиять на то, чтобы он оплачивал свой проезд всегда. При Украине за безбилетный проезд штрафовали. Поэтому мы намерены выходить с инициативой в Госсовет РК, чтобы был принят регламент, позволяющий нашим контролёрам составлять в отношении «зайцев» админпротоколы, чтобы такие несознательные граждане всё же оплачивали свой проезд.

Вторая проблема – это взаимоотношение между водителем и пассажиром, то есть билет. С 1 января 2018 года «Крымавтотранс» передаёт нам 200 валидаторов, которые мы хотим установить в наших троллейбусах, чтобы не было ленточных билетов. Ведь их можно списывать, производить с ними различные махинации, не пробивать, в конце концов. Увы, от человеческого фактора никуда не уйти. Чего греха таить, были у нас случаи, когда водители продавали уже списанные билеты. А если пробить билет на валидаторе, на нём будут отражены дата и время захода пассажира в троллейбус.

И третье звено в этой схеме – это, конечно, сам водитель. Не скрою, собираемость выручки оставляет желать лучшего. И причина в том, что у нас очень большая нехватка – более 100 человек. Если бы штат водителей был укомплектован, на маршруты выходило бы гораздо больше троллейбусов. Я не хочу сказать, что у нас плохие водители, но всегда хорошо, когда есть здоровая конкуренция. Сейчас её среди них нет.

– В чём причина? График работы не устраивает?

– Причина в другом. Раньше мы на в нашем учкомбинате готовили для себя водителей. Но в последние 2,5 года этого не происходило. Только в этом году мы вернулись к практике подготовки водителей и уже в начале следующего года выпустим 16 человек. Все затраты по обучению предприятие берёт на себя, учащиеся получают стипендию и по окончании обучения должны некоторое время отработать у нас. Планируем запустить учкомбинат в полную силу, чтобы за 6-7 месяцев готовить хотя бы 30 водителей троллейбусов.

– И кто может учиться на водителя троллейбуса?

– Любой желающий.

– Иногородние или жители сельской местности тоже?

– Да, но без предоставления жилья. Я докладывал об этой проблеме министру транспорта РК. Все заинтересованы найти в Симферополе доступное жильё, чтобы иметь возможность привлекать не только учеников, но и уже готовых водителей троллейбусов из других регионов РФ, особенно в курортный сезон. Мы же предоставляем весь социальный пакет своим работникам – отпуск, больничный и т. д., соблюдаем законодательство. Водители работают в две смены. Ни для кого не секрет, что о таком водители маршруток только мечтают.

– Среди водителей троллейбусов много женщин?

– В общем на предприятии их около 80 человек, а в симферопольском парке примерно 50. Согласитесь, зарплата в 40 тысяч рублей для женщины очень даже неплохая, условия труда хорошие.

«Троллейбусы на Бахчисарай? Почему бы и нет»

– В минувший курортный сезон хорошо зарекомендовала себя система «единого билета». «Крымтроллейбус» не планирует к ней присоединиться?

– Заместитель министра транспорта РК Григорий Зубов сейчас занимается направлением АСОП (автоматизированная система оплаты проезда). Она подразумевает, что пассажир может

зайти в любое общественное транспортное средство в Крыму: троллейбус, автобус – и с её помощью любой банковской карточкой оплатить проезд. Те валидаторы, которые мы будем устанавливать в наших троллейбусах, тоже рассчитаны на такую форму безналичного расчёта.

– А график движения троллейбусов как регулируется? На городских маршрутах он вообще существует?

– В 2017 году мы заключили договор с «ГЛОНАСС-КРЫМ». Все наши троллейбусы оснастили системой ГЛОНАСС. И теперь не выходя из дома можно зайти в приложение «Яндекс.Транспорт» и увидеть, где сейчас находится любой наш троллейбус и во сколько он подъедет к определённой остановке. Конечно, сложно соблюдать график движения, когда на дорогах пробки или рвётся контактная сеть. Но мы стараемся это делать.

– Как будут ходить троллейбусы в новогоднюю ночь?

– Пока никаких распоряжений по изменению графика движения к нам не поступало. Значит, будем работать в обычном режиме, троллейбусы будут ходить примерно до 23:00.

– А когда вы сами впервые проехали на троллейбусе?

–Это было пару лет назад. Честно скажу, раньше я почему-то не был сторонником передвижения на троллейбусах. Привык больше на маршрутках ездить. Но сейчас моё мнение изменилось. Почему люди садятся в маршрутку? Наверное, потому, что она тормозит, извините, возле каждого дерева и берёт пассажиров где можно и где нельзя. Наши водители соблюдают и правила дорожного движения, и график. Может, это некоторым неудобно, но зато безопасно и комфортно, согласитесь. Троллейбус – это всё-таки социально направленный вид транспорта, и он должен быть надёжным, предсказуемым и комфортным. Может, поэтому нам доверили возить граждан льготной категории.

– Компенсацию за это предприятие получает?

– Государство возмещает нам всё в полной мере.

– Будем откровенны, должность, которую вы заняли, не из лёгких. И всё же какие планы вам хотелось бы воплотить как руководителю?

– Мечтаю, чтобы «Крымтроллейбус» стал успешным предприятием и приносил пользу Крыму. А ещё – об увеличении протяжённости нашей контактной сети. Троллейбусы на Бахчисарай, Севастополь? А почему нет? Да, будет трасса «Таврида». Но в Крыму есть ещё масса направлений, куда можно развивать троллейбусное сообщение. И где, как не у нас, отдавать предпочтение этому экологически чистому виду транспорта?! Тем более что троллейбусы – это уже визитная карточка, бренд, если хотите, нашего полуострова.

Источник: Крымская газета