Внутри коалиции нет единства по ключевым вопросам: принципу раздачи правительственных портфелей (квотный или профессиональный),  распределению зон ответственности, управлению силовиками.

Ничего не изменилось со времен выборов, когда впервые партия власти разбилась на две конкурирующие колонны: блок президента (БПП) и партию премьера («Народный фронт»). Они продолжают бороться между собой и сейчас, но уже не за электорат, а за поддержку США и транши Международного валютного фонда. Без этих денег премьерство Яценюка и президентство Порошенко обесценятся так же быстро, как и очередной «меморандум о согласии».

Гражданским активистам позволили поиграть в политику, почувствовать свою значимость, хотя настоящие кукловоды процесса «перестройки» брезговали сидеть с ними за одним столом

Обжегшись на майданном выдвижении министров, половина из которых оказались либо непрофессионалами, либо коррупционерами, депутаты 8-го созыва решили договориться обо всем заранее и распределить «роли» на берегу. Примечательно, что корпел над «дорожной картой» только парламентский молодняк: те самые активисты, которые скакали на Майданах. Это люстраторы и грантоеды, журналисты и общественники. Взрослые серьезные дяди передавали пожелания «сверху», а неофиты-парламентарии красиво их оформляли на бумаге. Гражданским активистам позволили поиграть в политику, почувствовать свою значимость, хотя настоящие кукловоды процесса «перестройки»  брезговали сидеть с ними за одним столом. Яценюк пришел только на торжественное подписание документа, президент не явился вовсе. Может, не хотел отмечать окончание работы над 70-тистраничным соглашением соком из пакета и салатом из пластиковых корытец: снимок, как депутаты поедают пищу из кульков и картонок, побил все рекорды просмотров.

Коалиционное соглашение состоит из двух частей – описания планируемых реформ и регламента коалиции. И то, и другое объединяет отсутствие конкретики. И – подмены понятий.

Приоритет будет у люстраторов и антикоррупционеров, а вот управленцев, понимающих, как работает система государственного управления, выкинут на улицы

Нет фамилий ответственных за то или иное направление. Отсутствуют сроки  реформ медицинской, налоговой, образовательной сферы. При обязательстве сократить аппарат чиновников плодятся антикоррупционные бюро и люстрационные комитеты, по численности превосходящие Минфин, например. Другими словами, приоритет будет у люстраторов и антикоррупционеров, а вот управленцев, понимающих, как работает система государственного управления, выкинут на улицы. Такие реформы Украина уже пережила после оранжевой революции и восстановиться смогла лишь к 2010-му.

Что касается регламента и совета коалиции, то это тяжеловесная конструкция, непонятно зачем созданная. Есть президиум Верховной Рады, комитеты и фракции, они обеспечивают процедуру принятия законов, а не какие-то надстройки. В законе о регламенте вообще четко описан процесс формирования большинства и работы парламента. «По итогам голосования в течение одного месяца со дня открытия первого заседания Рады формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов от конституционного состава парламента. Коалиция вносит предложения президенту по кандидатуре премьер-министра Украины, а также предложения по кандидатурам в состав Кабинета министров». Так что все, написанное партиями майдана к приезду Байдена, никакого практического значения не имеет. После официального принятия «депутатских полномочий» начнется настоящая, а не декоративная коалициада.

Бумажная ширма договоренностей скрывает очень много вещей. Во-первых, показать американским хозяевам и внешним кредиторам, что украинская власть едина, как и Украина. Во-вторых, срубить под это много зеленой капусты

Точно также координация работы президента, парламента и Кабмина, их функции и полномочия описаны в Конституции. Так зачем подменять Основной закон 70-тистраничным документом, где подробно описывается, почему Россию следует считать вероятным противником и почему каждая десятая бюджетная гривна пойдет на войну, а не на пенсии и соцвыплаты? Все очень просто: бумажная ширма договоренностей скрывает очень много вещей. Во-первых, показать американским хозяевам и внешним кредиторам, что украинская власть едина, как и Украина. Во-вторых, срубить под это много зеленой капусты, причем каждый «листик» скоро будет по 25 гривен. В-третьих, отвлечь внимание общества, которое начинает что-то подозревать и даже задавать неудобные вопросы на тему «за что стояли на майдане»? В-четвертых, переключить внимание с неудачной АТО и голодной армии на самые насущные проблемы дня – нужно ли депутату пользоваться сенсорной кнопкой и насколько надо обрезать неприкосновенность парламентариев. Также в ходу дискуссии «может ли нардеп прожить на зарплату в 5000 гривен» и «что делать с подонками, голосовавшими за законы от 16 января».

На самом деле, процесс досрочной коалициады и подмены дефиниций затянулся по двум причинам.

Первая: контроль над парламентом. Чем дольше идут переговоры и сверка ненужных бумажек, тем больше у президента и его партии возможностей прийти в норму после нокаута 26 октября.  Уже сейчас видно, что  постепенно блок Порошенко перетягивает одеяло на себя. Проиграв Яценюку в номинации «партийные выборы», БПП оброс мажоритарщиками и теперь выдвигает бывшего вице-премьера Владимира Гройсмана на пост спикера новой Рады. Таким образом, человек президента  уходит от ответственности за экономическое и социальное положение дел в стране, которая неминуема в случае «попадания» в КМ, и берет рычаги законодательной ветви власти. Гройсман будет противовесом премьеру Яценюку, также его задача – обеспечить Порошенко контроль над Радой. Да, не вышло повторить трюк с президентскими однотуровыми  выборами и сразу сколотить «шоколадное большинство». Но Гройсман-спикер вполне сумеет канализировать большинство в русло президентских интересов. От парламента, например, зависит скорость реформ – ведь ВР принимает налоговый кодекс, законы о децентрализации, изменения в Конституцию. Также Рада  определяет внешний курс: парламент голосует за основы внешней и внутренней политики. Еще в силах спикера заблокировать импичмент президенту (этот пункт прописан в Соглашении). То есть, парламент и правительство становятся двумя центрами противостояния, и скорей всего, повторится  ситуация борьбы в связке Мороз-Кучма,  с той только разницей, что спикер будет «бодаться» с премьером. Все это, как и в 2000-м году, закончится, конституционными изменениями. Кстати, и «кассетный скандал» уже есть: это пленки с записям олигарха Коломойского и пранкера, изображающего одного из лидеров ДНР – Губарева. А Коломойский, как известно, сделал ставку на «Народный фронт», поддержав его на выборах и введя в списки «НФ» верных ему комбатов тербатальонов.

Второе: силовой блок правительства. Это краеугольный камень противоречий между Порошенко и Яценюком. Арсений Петрович хочет сохранить  Арсена Авакова на посту главы МВД и требует закрепить за своей политсилой Министерство юстиции. Это свидетельствует о том, что никакие реформы, прежде всего экономические, премьера не интересуют. Падение гривны, приближающийся дефолт, социальный геноцид «не парят» нынешнего и будущего главу Кабмина. Тот факт, что его команда не желает брать портфели финансово-экономического или топливного блока правительства, только подтверждает, что у Яценюка совсем другое на уме.

МВД – это гарантия личной защиты, это силовое заграждение контрреволюции, это подконтрольные Авакову батальоны, которые могут хоть заводы захватывать, хоть Администрацию президента штурмовать

МВД – это гарантия личной защиты, это силовое заграждение контрреволюции, это подконтрольные Авакову батальоны, которые могут хоть заводы захватывать, хоть Администрацию президента штурмовать. Ну а Минюст – это суды, это правовое поле и это – выборы. Именно для выборов, которые, скорей всего, состоятся в апреле-октябре, Яценюк хочет получить Минюст – это гарантирует Арсению Петровичу оформление его президентства и получение необходимого результата. Порошенко пытается не допустить реализацию этого сценария – по понятным причинам.

Соглашение о коалиции, парафированное пятью партиями майдана еще до захода в парламент и официальной коалициады – не более, чем пиар-ход. Под приезд Байдена. Под годовщину Майдана

Так что Соглашение о коалиции, парафированное пятью партиями майдана еще до захода в парламент и официальной коалициады – не более, чем пиар-ход. Под приезд Байдена. Под годовщину Майдана. Под будущую  перестройку государства и его внешней политики. Все это называется «дорожной картой», и мы их видели много начиная с 2004 года. Напомню, что в 2006-м году  три партии – СПУ, «Наша Украина» Ющенко и БЮТ подписали  текст меморандума о «Коалиции демократических сил Украины». Там было прописано премьерское будущее Юлии Владимировны и европейский выборы Украины. Чем кончилось? Развалом  и досрочными выборами в парламент. Такая же судьба ожидает Майданную коалицию-2014. Она не продержится долго, учитывая  и разногласия между БПП и «Народным фронтом», и грызню внутри самой «широчайшей демократической коалиции», где каждый подозревает «партнеров» в измене, работе на ФСБ и  коррупции. Чего стоят заявления «Самопомощи» о желании тренироваться «на кошках» и писать законы в комитетах вместо того, чтобы идти в правительство? А список Яценюка с министерскими креатурами от всех пяти партий, который он вбросил неделю назад, ни с кем не согласовав? На всех политических площадках депутаты БПП готовы открыто вцепиться в горло «фронтовикам», косяком идут разоблачения генпрокурора Яремы, главного люстратора Соболева, автомайданщика Булатова. Это все «трещины» коалиции, но чем серьезней будут вопросы политической повестки дня, тем глубже окажутся расхождения. После зимы, в феврале-марте, коалиция Майдана прикажет долго жить. А там – или еще одни выборы, в результате которых к власти придут регионалы в виде Оппозиционного блока, или еще один переворот. Кстати, третий майдан пророчат все: от лидеров «Правого сектора» до  казака Гаврилюка. Так что основная задача членов нынешней коалиции – дожить до следующей.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.