17 апреля 2014 года в Женеве был принят документ по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств России, США и Евросоюза, и исполняющего обязанности главы МИД Украины. Этот документ, как всякий документ подобного типа, рамочное соглашение, так сказать, это некое заявление о том, что есть благо и как это благо должно осуществляться, очень абстрактен и все зависит от интерпретации. Поскольку дело все это очень серьезное и Украина находится на грани гражданской войны, то самодеятельность в вопросе об интерпретации недопустима. Очень много умных интерпретаторов, которые при желании могут повернуть этот договор куда угодно, потому что, повторяю, он абстрактен, как всякое такое рамочное соглашение. Поэтому крайне важно было дожидаться официальной интерпретации. Официальную интерпретацию со стороны России может давать только МИД Российской Федерации, который являлся той инстанцией, от лица которой подписано соглашение Россией. Документ принят по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств. Наше внешнеполитическое ведомство называется Министерство иностранных дел.

Интерпретация официальная состоялась уже на следующий день, в пятницу. Повторяю – главная моя задача заключается не в том, чтобы дать свою интерпретацию и в этот критический момент порассуждать по поводу того, как я понимаю документ, а в том чтобы ознакомить людей, для которых эта интерпретация – вопрос жизни и смерти, с тем какова официальная интерпретация Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Американская сторона опять упорно старается обелить действия нынешних киевских властей, которые взяли курс на силовое подавление протестных выступлений населения юго-восточных регионов, выражающего законное возмущение наступлением на свои права

Москва. 18 апреля. ИТАР-ТАСС. У нас нет более официального информационного агентства, чем ИТАР-ТАСС. “Звучащие из Вашингтона оценки состоявшейся 17 апреля встречи представителей России, США, Украины и Евросоюза разочаровывают”, – заявили в пятницу в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Далее идет прямая цитата из заявления Министерства иностранных дел Российской Федерации. Я все время буду обозначать, где прямая цитата, а где изложение ИТАР-ТАСС. Прямая цитата: “Американская сторона опять упорно старается обелить действия нынешних киевских властей, которые взяли курс на силовое подавление протестных выступлений населения юго-восточных регионов, выражающего законное возмущение наступлением на свои права”, указали в российском внешнеполитическом ведомстве. Опять цитата: “Причем вина за украинский кризис и его нынешнее обострение необоснованно возлагается на Россию, несмотря на то, что разговор Женеве шел в деловом ключе без пропагандистских штампов”.

Далее вновь прямая цитата: “Более того, в некоторых заявлениях американских официальных лиц звучат ультимативные нотки – нам пытаются угрожать новыми санкциями, что совершенно неприемлемо, – ответили в МИД РФ. – Создается впечатление, что санкционный язык все больше заменяет для Вашингтона нормальную дипломатию”.

Далее изложение ИТАР-ТАСС: “На встрече в Женеве, – подчеркнули в российском внешнеполитическом ведомстве, – обсуждалось исключительно внутреннее положения на Украине, что четко отражено в согласованном заявлении, которое, по мнению МИД Российской Федерации, излагаемому ИТАР-ТАСС, предусматривает конкретные меры по урегулированию ситуации, включая разоружение всех незаконных вооруженных формирований, освобождения незаконно занятых зданий и улиц, амнистию участникам акций протеста”.

Очевидно, что когда мы говорим о разоружении, имеется в виду прежде всего изъятие оружия у боевиков “Правого сектора” и других профашистских группировок, участвовавших в февральском перевороте в Киеве

Далее цитата, подчеркиваю – прямая цитата из заявления Министерства иностранных дел Российской Федерации, которое 17 апреля подписало четырехсторонний документ, а 18 апреля – меньше, чем через сутки – интерпретирует подписанное. Я вновь привожу прямую цитату: “Очевидно, что когда мы говорим о разоружении, имеется в виду прежде всего изъятие оружия у боевиков “Правого сектора” и других профашистских группировок, участвовавших в февральском перевороте в Киеве. Те же самые сторонники Майдана должны в первую очередь освободить захваченные ими государственные учреждения и другие объекты в украинской столице и западных регионах”, – отметили в МИД РФ. Это прямая цитата.

“Смысл встречи в Женеве, – заявило российское внешнеполитическое ведомство, – заключался в том, чтобы, – опять прямая цитата, – послать Киеву ясный сигнал, что стабилизировать обстановку можно только через запуск полноценного диалога с регионами, особенно с теми, где преобладают русскоязычные жители, к чьему мнению центральной власти пора прислушаться”. Снова прямая цитата: “Это в полной мере относится и к проведению давно назревшей конституционной реформы, которая должна быть инклюзивной, транспарентной, подотчетной”, – отметили в МИД.

Для всех граждан России, Украины, да и всего мира важно не то, как я буду интерпретировать документ, как аналитик, а то, как этот документ интерпретирует подписавшая его сторона. Интерпретация дана. Она абсолютно ясна. Ясен и смысл произошедшего. Теперь я могу высказать ряд соображений дополнительных по поводу этого смысла.

Вот текст, в нем написано: “…объявленный конституционный процесс будет инклюзивном, прозрачным и подотчетным. Он будет включать в себя немедленное установление начала широкого национального диалога с разъяснением его во всех украинских регионах и политических избирательных округах и позволит рассмотрение открытых замечаний и поправок. Объявленный конституционный процесс будет включать в себя немедленное установление начала широкого национального диалога”. Ничуть не по-русски – неважно, это прямой перевод с английского. Значит вопрос заключается в том, что начинается конституционный процесс. И он начинается с национального диалога. Этот процесс начинается немедленно. Так расскажите, как должен осуществляться конституционный процесс. При чем тут выборы? Сейчас кого-то выберут, а потом начнут конституционный процесс? А потом снова начнут выбирать сообразно новой конституции?! Так не бывает: утром конституционный процесс, вечером выборы, вечером конституционный процесс, утром выборы, но сначала – конституционный процесс. И процесс должен начаться немедленно.

Как начинается конституционный процесс? Можно просто отвести войска, подмести улицы. Выпустить всех заключенных. Их же не Донбасс и не Юго-Восток держит. И начинать референдум. Но в референдум же должны быть внесены какие то вопросы. Кто их будет вносить? Поэтому самое главное, чтобы по вопросу о том как осуществляется вообще, как реализуется рамочное соглашение, которое само по себе не является механизмом реализации, должны начаться переговоры. Кто их начнет? Субъекты переговоров кто? И мое личное мнение заключается в том, что субъекты переговоров и должны начать конституционный процесс. Для этого субъекты должны конституироваться.

Если украинский народ хочет сохранить государство, то этот украинский народ должен понять, что он состоит из нескольких слагаемых

Если украинский народ хочет сохранить государство, в чем Россия, как я убежден, готова оказывать ему всяческое содействие, то этот украинский народ должен понять, что он состоит из нескольких слагаемых. Он должен признать это в декларации об украинском государстве. И эти слагаемые есть Новороссия, Малороссия и Галиция. Три слагаемых, три субъекта должны подписать федеративный договор и декларацию об украинском государстве. Нет другого пути к сохранению государства более или менее прочного. При этом надо понимать, что у этих трех субъектов федеративного договора очень разные представления о благе и что соединить их будет невероятно трудно, ибо не буду говорить о всем населении Западной Украины, но существенная его часть считает, что Новороссия это “омоскаленная” Украина, которую надо “демоскаливизировать”, на что Новороссия никогда не согласится. А у Новороссии есть свое мнение по поводу Западной Украины.

Согласовать их будет трудно, но для этого надо начать переговорный процесс. Есть еще некая среднее слагаемое, которое называется Малороссия. Как они договорятся, о чем, как будут учтены интересы этих, очень разных слагаемых общностей, именуемых украинским народом.

Удастся ли ее сформировать – это сейчас жизненно важный вопрос, как тут написано, “широкого национального диалога”. Но нельзя вести этот диалог и любой конституционный процесс, который, как сказано, надо начинать немедленно, в условиях нахождения танков в городах.

Надо выйти в “нулевое состояние” для начала конституционного процесса. Это надо сделать немедленно, о чем в сущности и говорит четырехсторонний документ: “немедленно выходите в конституционный процесс” и перестаньте морочить людям голову по поводу ваших выборов. Или не подписывайте пункта, что объявленный конституционный процесс включает себе немедленное установление широкого национального диалога. Нельзя начать конституционный процесс и одновременно проводить выборы.

…уже абсолютно ясно, что галицийский диктат не может построить государство, в которое будет включена Новороссия…

Теперь как должен строиться конституционный процесс. Говорят, что для этого достаточно референдума. Не мое дело вмешиваться, если люди на Юго-Востоке считают, что надо делать так – прекрасно. Но на самом деле без наличия субъектов федеративного договора и без подписания федеративного договора не состоится украинский народ. Не возникнет украинского государства, стоящего на прочной основе. Потому что уже абсолютно ясно, что галицийский диктат не может построить государство, в которое будет включена Новороссия. Не может. Значит Новороссия должна стать субъектом федеративного договора, равно как и Галиция и Западная Украина, равно как и Малороссия или Центральная Украина. Они должны встретиться и подписать федеративный договор и декларацию о намерении существовать в рамках единого украинского народа. После этого, только после этого может быть собрано конституционное совещание и учредительное собрание. На нем должны быть разработаны модели конституции, которые устроят сразу трех субъектов. Которые устроят сразу три субъекта, из которых состоит украинский народ, конституированный перед этим в качестве единой общности: Новороссию, Малороссию и Западную Украину (или Галицию).

Разработка этих моделей и их совместная санкционирование к выносу на референдум, должны предшествовать их выносу на референдум, на котором граждане должны проголосовать за один из трех вариантов конституции. При этом субъекты федерации должны парафировать каждый из этих вариантов конституции. Не может быть вариантов конституции, которые не устроят три субъекта федерации. А если не возможен вариант, который устраивает три субъекта федерации, значит нет единого народа.

Далее народ проголосует на референдуме. Будет принят один из вариантов конституции и в рамках этого варианта конституции которое железно и навсегда утверждает украинское государство – демократическое и правовое, будут проведены демократические правовые выборы.

Теперь о том, как развивается ситуация. К сожалению, она вряд ли будет развиваться согласно этому принципу и принципу, который зафиксирован в соглашении, потому что объявленный конституционный процесс, повторяю в третий раз, который немедленно начинается с национальной дискуссии и танки – вещи несовместимые.

Поскольку дважды была применена агрессия одной стороной: сначала абсолютно незаконное варварское свержение демократического правового правительства Януковича, а затем вторжение на территорию Юго-Востока с танками. То этой стороне и надо начать проявлять добрую волю. Убрать танки и бронетранспортеры, армию, поскольку все уже понимают, что нет не только терроризма или захвата заложников, нет вообще существенных фактов насилия со стороны Юго-Востока.

Граждане Юго-Востока проявляют несопоставимое с их западными оппонентами миролюбие. Они не отрубают руки “Беркуту” и не выкалывают глаза и не кричат: “Не надо его лечить, этого воина “Беркута”, его надо отправить к мертвым”.

Они не пляшут и не орут, они не орут, что “кто не пляшет, тот москаль”. Они не орут: “Москалей на нож, на гиляку там и так далее”. Они всего этого не делают. И они никого не арестовывают. Значит выпуск арестованных должны начать кто? Другая сторона. Она же должна вступить в переговоры, сформированный быстро юго-восточный стороной. Призываю Юго-Восточную сторону понять, что идет сложная политическая игра. Что в этой игре надо действовать быстро и эти переговоры во -первых должны включить в себя подробное обсуждение технологий замирения, и во- вторых включить в себя обсуждение конституционного процесса, который очевидным образом предшествует процессу политических выборов. Тогда все возможно.

Теперь я задаю следующий вопрос: предположим даже, что Аваков и другие разоружат “Правый сектор”. Значит ли это, что наряду с этим они как бы откажутся от двух возможностей: от возможности глубокой интеграции в свою армию правоохранительных структур “Правого сектора”, и от возможности такой же интеграции в как бы легитимную, лже-легитимную Национальную гвардию. Если они не откажутся от этого и будут осуществлять этот процесс, они его будут осуществлять. То есть только одна возможность симметрии: борцы народного сопротивления, народной самообороны Донбасса и так далее, входят в состав донецкой и так далее милиции. Другой возможности нет. Только это является нулевой точкой из которой можно начинать переговорный процесс. Формируется эта милиция, законная. Со всем, что ей предусмотрено. После этого осуществляется аккуратный демонтаж линий обороны с готовностью немедленно восстановить все это в другом качестве, если другая сторона будет нарушать свои обязательства. А мы знаем, что она все время кричала, что будет нарушать.

Мразям надо все обещать, а потом их вешать. Без гарантий невозможно осуществить соглашение. Технологии нет, иначе не будет осуществлена. Одновременно с этим надо следить за тем, как будут освобождать здания “Правым сектором” и что будеn происходит с “Правым сектором”. Далее надо приступать конституционной реформе.

Таким ли способом, как я предлагаю или другими. Мне это способ представляется оптимальным. Давайте вместе обсуждать, каким именно. Тогда соглашение будет наполнено конкретным содержанием. Это свойство всех рамочных соглашений. В противном случае процесс будет продолжать обостряться.

В этом своем обращении я, во-первых, просто зачитал, как диктор, и очень кратко прокомментировал официальную точку зрения МИДа, опубликованную на следующий день после соглашений и это важнее всего. И, во-вторых, что-то прокомментировал. В кратчайшие сроки после этого выйдет отдельная передача, в которой я буду обсуждать технологические вопросы, адресуясь к историческим прецедентам и к реальному сегодняшнему дню. Технологические вопросы, которые станут достаточно острыми в случае продолжения обострение. Я надеюсь, что его не будет и это было бы замечательно. Никто не хочет гражданской войны и именно потому что ее не хотят, вообще возникла сама идея этого соглашения. Если бы растопчут, то те кто его растопчет возьмут на себя ответственность за гражданскую войну. Вот в чем смысл любой дипломатической процедуры.

Сейчас я считаю важным обсудить маловероятный, но возможный позитивный вариант развития событий и призываю не отказаться от этих мало-, но реальных шансов на прекращение гражданской войны, для недопущения кронштадтского восстания. Если же киевская сторона от этого откажется, на ее падет вся историческая ответственность и все остальное. В этом случае актуальным станет обсуждение технологий правильного поведения в условиях обострения. Потому что в условиях обострения можно тоже вести себя правильно или неправильно, но об этом следующей передаче. Сейчас поговорим о мире и только о мире. Он возможен только на тех условиях, которые я здесь огласил. И это не моя точка зрения, моя точка зрения касается неких деталей и нюансов, как мне представляется, крайне существенных. Основная же точка зрения изложена российским Министерством иностранных дел, то есть той страной которая подписала четырехсторонние соглашения, с чем всех и поздравляю, потому что до этой интерпретации слишком много места было для разночтений.

Разума вам, политической грамотности, воли, осторожности и твердости, наши братья на Юго-Востоке Украины.

18 апреля 2014 года

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.