Представители Министерства транспорта Республики Крым и Следственного комитета обнародовали предварительные итоги расследования аварии на объездной дороге Симферополя.

Шестеро пассажиров погибли на месте. Годовалый мальчик и его 12-летняя сестра были госпитализированы, теперь малыш, получивший особенно тяжелые травмы, перевезен на лечение в Москву

Напомним, в ночь на 28 сентября на объездной дороге Дубки – Мирное, которая соединяет Евпаторийское и Николаевское шоссе, образовался провал. В яму глубиной шесть метров и диаметром восемь метров провалился автомобиль ВАЗ, в котором ехали восемь человек, шестеро из них погибли на месте. Годовалый мальчик и его 12-летняя сестра были госпитализированы, теперь малыш, получивший особенно тяжелые травмы, перевезен на лечение в Москву.

В первые же часы после аварии по поручению и.о. главы Республики Крым Сергея Аксенова была  создана правительственная комиссия по расследованию обстоятельств трагедии. Компания «Юждорстрой», которая занималась строительством дороги, отстранена от выполнения всех подрядов — до окончания следствия. В ее офисе провели обыски и изъяли документацию, относящуюся к проектированию и строительству дороги.

Видимо, нужно вспомнить, что полукольцо объездной дороги вокруг Симферополя было построено еще во времена СССР. С Евпаторийской дороги и из аэропорта, минуя город, можно было выехать на Феодосийскую и Ялтинскую трассы. Не было дороги, которая выводила бы на Николаевку и Севастополь. Достройка этой части объездной планировалась давно, проект был сделан крымскими проектировщиками и утвержден киевским институтом чуть ли не 20 лет назад, но денег на строительство хронически не хватало.

Фото: Тамара Лапшинская

Тем не менее, участок ветки железной дороги, ведущей в Мирное, был накрыт стальной «трубой». На фотографии 2009 года он хорошо виден. Позже над ним возникла насыпь, превратив его в полноценный тоннель. В яму, образовавшуюся именно над этим тоннелем, и рухнул  автомобиль, в котором темной ночью со свадьбы ехали две семьи.

Строительству 7,3 километра дороги, соединяющей Евпаторийскую трассу с Николаевской, препятствовали еще и самозахваты земли. В обмен на освобождение будущей трассы захватчики требовали госакты на двенадцать участков вблизи города. Конфликт тлел несколько лет, не находя разрешения.

Но в 2010 году совпали несколько важных обстоятельств. Макеевская «команда Джарты» — тогдашнего главы правительства Крыма — «привела» на полуостров деньги на дорожное строительство, на октябрь были назначены выборы в Верховную Раду Украины, на которых Крым должен был продемонстрировать мощную поддержку Партии регионов, Симферопольская райгосадминистрация получила указание и нашла возможность выделить требуемые 12 земельных  участков.

Фото: Тамара Лапшинская

К выборам не успели, но в декабре 2010 года голубую ленточку перерезали, строителей наградили. В торжественной церемонии приняли участие первый вице-премьер правительства Крыма Павел Бурлаков, министр транспорта автономии Николай Черевков, начальник Службы автомобильных дорог в Крыму Валентин Завойчинский, представитель киевского Укравтодора. Участок объездной Мирное-Дубки был торжественно открыт, по нему началось движение. В этот отрезок было вложено 316 миллионов гривен (234 миллиона из них были освоены в 2010 году). Впрочем, развязку в Дубках, антишумовые щиты и освещение дороги устанавливали позже и оплачивали отдельно.

Завойчинский рассказывал о новой дороге так: «Что касается дорожной одежды: песчано-щебеночная смесь С-5, С-7, она укреплялась цементом под современные нагрузки, ведь теперь ездят фуры с общим весом 50-60 тонн, а дороги строились еще в 1970-х годах и просто не были рассчитаны на эти нагрузки. У нас в Крыму до сих пор не было дорог с подобным основанием…». На фото с места происшествия вся толща провала имеет желтый — песчаный — а не цементный цвет.

Строил дорогу «Юждорстрой», которым и тогда, и теперь руководит депутат Игорь Аржанцев. 36% акций — у ООО «Крымдорсервис», 15% — у ООО Карьер «Оползневое». Аржанцев является и совладельцем этих двух фирм, и владеет небольшим пакетом акций «Юждорстроя»

Строила дорогу компания «Юждорстрой», которой и тогда, и теперь руководит депутат крымского парламента Игорь Аржанцев. 36% акций предприятия принадлежит ООО «Крымдорсервис», 15% — ООО Карьер «Оползневое». Аржанцев является и совладельцем этих двух фирм, и владельцем небольшого пакета акций самого «Юждорстроя». В фокус внимания крымской прессы строительная компания попала из-за того, что много лет являлась чуть ли не единственным победителем конкурсов на дорожное строительство в Крыму.

Что же нового рассказали и.о.министра транспорта Крыма Анатолий Цуркин и и.о. заместителя руководителя Главного следственного управления по Республике Крым Владимир Архангельский на пресс-конференции?

Оказывается, датой введения участка трассы в эксплуатацию считается 4 октября 2011 года. Именно с этого дня отсчитывается трехлетний гарантийный срок службы дороги. То есть до его окончания дорога «не дотянула» 6 дней. Правда, возникает вопрос: если бы дорога обвалилась неделей позже, то за гибель людей никто бы не ответил?

— Но у некоторых из присутствующих здесь журналистов репортажи об открытии дороги вышли 19-20 декабря 2010 года! Сохранились фотографии с этой датой! — удивились мы. — Значит, более 9 месяцев дорога эксплуатировалась незаконно?

Сейчас движение по трассе закрыто, въезд на нее огорожен бетонными блоками, место происшествия, включая обвалившийся тоннель, круглосуточно охраняется сотрудниками полиции

— Если есть репортажи, кто там ленту резал, то следственный комитет разберется, — пообещал Цуркин.

Сейчас движение по трассе закрыто, въезд на нее огорожен бетонными блоками, место происшествия, включая обвалившийся тоннель, круглосуточно охраняется сотрудниками полиции.

Для проведения экспертиз используется современная высокоточная техника: тахеометры, лазерные сканеры, лазерные рентгены. Изъяты образцы с мест крепления перекрытия  тоннеля, в радиусе 20 метров от места происшествия бурятся шурфы для взятия и исследования проб грунта. По результатам осмотра будет назначена комиссионная судебная строительно-техническая экспертиза, которая и должна будет дать ответ о причинах данного происшествия. Она рассмотрит трехмерное изображение обвала, которое получится после сканирования.

По горячим следам были выдвинуты три версии причин обрушения. Это нарушения, допущенные при проектировании, нарушения, допущенные при эксплуатации, и нарушения, допущенные при осуществлении контрольно-надзорных функций

Сейчас обвалившийся грунт сухой, как мы поняли, версия подмыва отпала. Но поскольку дожди могут пойти, принято решение о том, чтобы построить навес над обвалившимся участком дороги, чтобы обрушившийся грунт сохранился в первоначальном виде.

По словам Владимира Архангельского, по горячим следам были выдвинуты три версии причин обрушения. Это нарушения, допущенные при проектировании, нарушения, допущенные при эксплуатации, и нарушения, допущенные при осуществлении контрольно-надзорных функций соответствующих организаций.

Следствие установит количество подрядчиков и субподрядчиков строительства. В Крым приехали представители европейской фирмы, строившей тоннель. Цуркин пока не хочет озвучивать не только ее название, но даже и страну.

Излагая обстоятельства дела, Владимир Архангельский употребил выражение «место преступления». Мы переспросили: это случайная оговорка, или он уверен, что речь идет о преступлении?

Фото: Тамара Лапшинская

— Мы убеждены, что это преступление, поэтому мы и возбудили уголовное дело — по части 3 статьи 109 УК. И в рамках расследования будем собирать доказательства виновности либо невиновности. Но никаких данных о том, что это стихийный несчастный случай в распоряжении следственных органов нет, — разъяснил представитель Следственного комитета.  — Что-то послужило причиной этого обрушения.

— Главный подозреваемый — «Юждорстрой»?

— Подозреваемыми являются не юридические, а физические лица. Пока говорить о том, кто главный подозреваемый, преждевременно, рассматриваются все версии: от проектирующего лица, исполнителя работ, до лица, которое принимало эту работу, обслуживало этот участок дороги. Создана оперативно-следственная группа, расследование поручено наиболее квалифицированным сотрудникам. Экспертизы потребуют времени, но с учетом резонансности данного преступления, постараемся провести расследование в максимально короткие сроки.

«Юждорстрой» получил подряд и начал строить и следующий, 11-километровый отрезок объездной дороги от Дубков на Николаевской трассе до Левадков на Севастопольской. Первоначальный срок сдачи (2012 год) давно прошел. Сейчас эти работы остановлены.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.