Вхождение Крыма в состав России парадоксально отразилось на Керчи. Самая удаленная точка полуострова в одночасье стала воротами Крыма. Только в минувший курортный сезон через эти ворота в прямом и обратном направлениях проехали несколько миллионов человек. Жизнь в Керчи становится динамичнее. Проверку проходят не только состояние дорог и всей городской инфраструктуры, но и способность людей адаптироваться к новой жизни.

К мартовскому референдуму Керчь выглядела типичным провинциальным городом юга Украины. Из негатива – заброшенный аэропорт, около 400 домов требуют ремонта кровель, вечно текущий из-под асфальта водопровод, дороги в ухабах после зимы, еле сводящий концы с концами троллейбусный парк. Из позитива – размеренно работали порты, местными силами велась реконструкция улиц. Шли нескончаемые субботники, от которых порядком устали бюджетники и работники госпредприятий.

По явке избирателей во время референдума город-герой стал лидером в Крыму – 94,5%

Крымскую весну керчане восприняли по-деловому. Не сказать, что на улицах было сильное оживление. Политическую обстановку обсуждали больше в троллейбусах и на кухнях. Но зато 16 марта массово пошли на избирательные участки. В дождь многие брали такси и ехали голосовать. За Россию. По явке избирателей во время референдума город-герой стал лидером в Крыму – 94,5%.

Со здания горсовета аккуратно, без эмоций, сняли украинскую символику. На флагштоке у центральной площади затрепетал российский триколор. Керчь вошла в Россию.

Начало «переходного периода» было для обывателя нервозным: в маршрутках не принимали украинскую мелочь, хотя гривна еще ходила вместе с рублем, затем ценностью стала мелочь российская, которой в Крыму не хватало. Но с мелочью вопрос решился быстро.

Ощутимо ударило по керченским портам: в первые месяцы после референдума объем переработки грузов на причалах упал до минимума – основной грузопоток шел из Украины. Из-за санкций ЕС иностранным судам запретили заходить в крымские порты.

Альтернативу для заработка предоставило расположение города: сегодня из керченских портов регулярно отходят грузовые паромы в Новороссийск и порт Кавказ. Это основная линия снабжения Крыма продуктами и промтоварами. Недавно начал ходить паром в Турцию. Решением правительства Республики портовые сборы передали в бюджет крымских портов, чем поддержали их в сложный период.

В июне ушел в отставку керченский мэр Олег Осадчий, который руководил городом более десяти последних лет. Многие в Керчи восприняли его уход как начало обновления власти

В июне ушел в отставку керченский мэр Олег Осадчий, который руководил городом более десяти последних лет. Многие в Керчи восприняли его уход как начало обновления власти.

Первый экзамен для российской Керчи состоялся в курортный сезон этого года. Для мощного потока автомашин, который двинулся в Крым через пролив, «ворота Крыма» оказались недостаточно широкими. Мощности паромной переправы на такой грузо- и пассажиропоток были не рассчитаны.

В порту Крым не хватает причалов для швартовки, чтобы радикально увеличить количество рейсов паромов. А еще нет гостиниц, нормального водоснабжения и целой инфраструктуры обслуживания пассажиров.

На смену местным небольшим автопаромам в течение лета вводились новые вместительные суда: «Ионас», «Олимпиада», «Крым», «Глюкофилоуза-III». Привезенные из Сочи легкие палатки заменили залы ожидания. Переправа работала без остановки, километровые очереди из машин по обеим сторонам пролива медленно уменьшались.

Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев распорядился выделить на обустройство переправы между Крымом и Краснодарским краем 170 миллионов рублей. Чтобы ситуация этого года не повторилась в следующем

Недавно премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев распорядился выделить на обустройство переправы между Крымом и Краснодарским краем 170 миллионов рублей.  Чтобы ситуация этого года не повторилась в следующем.

 В разгар курортного сезона возникла и проблема моста на выезде из Керчи, по которому проходит весь транзитный поток автотранспорта. Мост находился в аварийном состоянии не один год – городские власти много раз безуспешно просили «Крымавтодор» заняться его ремонтом. В украинских реалиях такие вопросы могли решаться бесконечно долго. В российском Крыму мост восстановили за неделю.

Как изменилась Керчь с марта 2014 года? Внешне вроде бы не сильно.

Но основных проблем, которые не решались годами, становится меньше. В городе ведется ремонт кровель домов, на который из республиканского бюджета поступили почти 28 миллионов рублей. Восстанавливаются дороги. Начался ремонт в пяти городских школах и детском саду.

Администрация города-побратима Тулы подарила керченским коммунальщикам несколько тракторов, контейнеровозов, бульдозер.  Городу передали реанимобиль, новую пожарную машину, 7 комплектов детских площадок, которые уже установили в жилой застройке. Сейчас в Туле готовится закупка спецтехники для Керчи еще на 50 миллионов рублей.

Сменилось руководство на судостроительном заводе «Залив». Новая администрация запустила программу восстановления и развития завода. В сентябре заложили два новых скоростных пассажирских судна (перед этим последняя закладка корабля на заводе была в марте 2013 года).

Мост, которого еще нет, уже определяет будущее города двух морей. С ним связаны надежды на глобальное развитие Керчи, которую еще недавно называли крымским тупиком

Новый владелец у керченского судоремонтного завода, который был убыточным на протяжении трех последних лет. Долги по заработной плате в начале этого года составляли более пяти миллионов гривен. Сегодня зарплата работников – до 30 тысяч рублей. Восстановлены почти все заводские цеха. Поступают заказы на ремонт судов.

В Керчи немного снизился уровень безработицы. В основном – за счет упростившейся миграции в города материковой России. Из Керчи приглашают кораблестроителей на завод в Северодвинск, рыбаков на Дальний Восток, рабочих на золотые прииски за Уралом, строителей в Москву. Зарплаты, по крымским меркам, высокие. Но появления наибольшего количества рабочих мест в городе ожидают с началом строительства моста через Керченский пролив.

Собственно мост, которого еще нет, уже определяет будущее города  двух морей. С ним связаны надежды на глобальное развитие Керчи, которую еще недавно называли крымским тупиком.

В озвученных планах создание в Керчи транспортного узла. Сюда входит и строительство крупной железнодорожной станции в поселке Багерово под Керчью, и возрождение местного аэропорта. Если сегодня поезд Симферополь – Москва преодолевает паромную переправу за 3 часа, то по мосту поезда смогут пройти за 10 минут. А значит, через Керчь пойдут все новые и новые грузовые и пассажирские потоки между полуостровом и материком.

Наглядный показатель ожиданий повышения уровня жизни в городе – продавцы квартир уже подняли цены вдвое по сравнению с мартом.

Президент России Владимир Путин дал поручение правительству о создании Восточно-Крымского историко-культурного заповедника

Долгие годы керченские власти безуспешно боролись за статус города-курорта. Сегодня новое руководство горсовета определило другие приоритеты: курортом Керчи не быть – город промышленный. При этом  одним из важнейших направлений развития станет восстановление его культурно-исторического наследия. «У нас сегодня ценнейшие вещи спрятаны в полуподвалах. Все это надо вынести наружу и показать миру. Мы должны из Керчи сделать музей – как в Каире», – заявил заместитель председателя горсовета Александр Беленко.  Городу с историей в 26 веков есть что показать. В состав Керченского историко-культурного заповедника входят 16 объектов культурного наследия. В фондах ценнейшие коллекции – собрание античной керамики, лапидарий, один из крупнейших в мире, коллекция предметов из драгоценных металлов.

В начале октября Президент России Владимир Путин дал поручение правительству о создании Восточно-Крымского историко-культурного заповедника. Старания археологов и музейщиков увенчались успехом – создание заповедника федерального значения поможет сохранить множество бесценных объектов.

В «переходный период» Керчь начала движение к выходу из состояния глубинки, в котором находилась много лет. Это касается не только зарплат и восстановления предприятий. Город постепенно вливается в культурную и интеллектуальную жизнь большой страны, которая за последние годы ушла далеко вперед. 

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.