Ситуация в «ПриватБанке» начала обостряться и тревожить крымчан еще в феврале, когда внезапно появились лимиты на выдачу наличных в отделениях банка. У отделений и банкоматов появились длинные очереди.

На следующем этапе пластиковые карты «ПриватБанка» внезапно перестали принимать в торговых точках Крыма, а потом выдача средств прекратилась полностью. Все это пресс-служба банка объясняла то сбоем в программном обеспечении, то временными сложностями безопасной доставки наличных денег в Крым, а в завершение – «отсутствием легитимной законодательной базы». В такой обстановке вкладчики «ПриватБанк» в Крыму провели 2 месяца.

И вот 21 апреля появилась обнадеживающая для крымчан информация. Центральный Банк России сообщил о прекращении работы филиалов четырех украинских банков в Крыму, среди которых был и пресловутый «ПриватБанк». Это решение было необходимо для защиты интересов вкладчиков и клиентов, законные права которых были нарушены, в том числе и в результате фактической остановки работы подразделений «ПриватБанка» во всей республике Крым и в частности в Севастополе, городе федерального значения.

Кроме того, специально для защиты интересов вкладчиков Крыма и Севастополя при Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) был создан специальный некоммерческий «Фонд защиты вкладчиков» (ФЗВ), который и взял на себя обязанность по выплате компенсаций клиентам банков, отказавшихся от выполнения своих обязательств. При этом резервы АСВ для компенсации крымским вкладчикам использоваться не будут, так как на формирование Фонда Центробанк специально выделил 60 миллиардов рублей.

Центральный офис «ПриватБанка» в Днепропетровске к процессу према заявлений от обманутых вкладчиков не имеет никакого отношения

В сообщении ФЗВ было сказано, что данная структура будет приобретать у вкладчиков «ПриватБанка», зарегистрированных по месту жительства на территории Крыма и Севастополя, требования по вкладам (счетам) и производить выплату компенсации размером не более чем 700 тысяч рублей. Компенсация выплачивается по всем банковским вкладам, которые были размещены не позднее 1 апреля 2014 г.

В среду 23 апреля начался прием заявлений на получение вкладчиками «ПриватБанка» компенсационных выплат. Заявления вкладчиков принимают в его отделениях, но центральный офис «ПриватБанка» в Днепропетровске к данному процессу не имеет никакого отношения – в отличие от местного руководства крымского отделения «ПриватБанка», которое активно содействовало ФЗВ, благодаря чему получилось наладить сетку приема заявлений достаточно быстро.

Операционисты, принимающие заявления, в подавляющем большинстве – бывшие сотрудники «ПриватБанка», которые сотрудничают с ФЗВ. Забавный нюанс: многие сотрудники крымских отделений получили зарплаты на замороженные карточки своего же банка.

Прием заявлений осуществляется в 21 отделении на территории Крыма. Работа операционистов идет посменно с 8.00 до 14.00, и с 14.00 до 20.00.

Закономерно, что в первый же день образовались гигантские очереди вкладчиков и клиентов банка, напуганных неизвестностью. Да и операционистам пришлось тренироваться, «набивая руку» в боевых условиях первых смен.

На помощь пришла самоорганизация граждан: стоящие в очередях организовали списки, распределили дежурства и так далее. Видимо, сказался недавний опыт по стоянию крымчан в схожих очередях за паспортами граждан России.

В первый день было принято порядка 2000 заявлений, но желающих было куда больше. На данный момент в Севастополе имеется некоторый перекос: в Гагаринском районе города огромная очередь – нумерация людей в ней уже приближается к десяти тысячам – и в то же самое время в Балаклавском районе очередь минимальна и все сдают документы довольно оперативно.

От “ПриватБанка” продолжает зависеть, насколько быстро крымчане получат свои деньги от России

Стоит также отметить, что заявления на получение компенсационных выплат могут подавать как сами вкладчики, так и их официальные представители. Но на данном этапе для инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями, которые не могут лично приехать на пункт подачи документов, никакие выездные мероприятия не проводятся. Фонд защиты вкладчиков планирует наладить этот сервис уже после спада первичной волны обращений. Сейчас же единственным вариантом является вызов нотариуса на дом для написания доверенности – а это не дешевое удовольствие.

А вот насколько быстро крымчане, кинутые «ПриватБанком», получат свои деньги от России, зависит от «ПриватБанка» и его готовности повернуться к людям лицом хотя бы в вопросе ускорения процедуры (в возврат денег самим «ПриватБанком» никто не верит), а не ограничиваться пустыми заявлениями. Например, процесс очень ускорит появление совместного единого реестра заемщиков и вкладчиков Крыма.

Акция “10 000 за сепаратиста”, объявленная Коломойским, видимо, проходит на деньги, украденные “ПриватБанком” у жителей Крыма

Сейчас у ФЗВ в распоряжении только архив первичной документации крымского отделения «ПриватБанка», а для извлечения из него нужной информации потребуется некоторое время. Если «ПриватБанк» предоставит информацию, подтверждающую его обязательства перед крымскими вкладчиками, это существенно упростит получение денег населением. ФЗВ уже обратились к нему с официальными письмами с просьбой вступить в диалог и подтвердить наличие данных обязательств – по текущей процедуре каждый вкладчик, подающий заявление, дает согласие на получение ФЗВ этой информации.

Фото: <a href="http://www.capital.ua/uploads/news/2013/10/16/2197ac82d7705fb1ceadfa5bf106de9e89393e55.jpg">capital.ua</a>

По закону, если ФЗВ не получит подтверждающую информацию от «ПриватБанка» в течение 10 дней, Фонд будет вынужден принять решение о продлении срока рассмотрения заявлений на 30 дней.

В итоге мы получаем два варианта начала первых выплат:

Если «ПриватБанк» будет сотрудничать с ФЗВ, то выплаты начнутся через 10 дней. Если «ПриватБанк» не будет сотрудничать, то выплаты начнутся через 30 дней.

Но независимо от поведения «ПриватБанка» все его крымские вкладчики получат свои деньги от России, через Фонд защиты вкладчиков. Сумма вкладов будет пересчитана на специальные счета в рублях, по курсу Банка России на 18 марта 2014 г. (1 гривна =  3,78 российского рубля). На текущий момент такие счета будут создаваться в «Черноморском банке развития и реконструкции» и «Российском национальном коммерческом банке».

О том, какое решение примет «ПриватБанк», можно только догадываться, но на днях многие вкладчики Крыма получили СМС со ссылкой на сайт банка, где написано, что «…К большому сожалению, расстаться цивилизованно» с «клиентами Крыма» банку «также не дают…», и размещен текст петиции к Владимиру Путину, которою предлагается подписать. Это особенно комично на фоне того, что банк изначально делал все возможное, чтобы «цивилизованного» расставания с крымчанами не получилось.

Особый шарм «цивилизованности» «ПриватБанку» добавила и весьма сомнительная инициатива с «десятью тысячами за сепаратиста», которую инициировал владелец группы «Приват», олигарх Игорь Коломойский, посуливший такое вознаграждение за поимку жителей Юго-Востока Украины, выступающих против новой киевской власти. Надо полагать, как раз часть денег, украденных у крымчан, и решено потратить на эту акцию. Все это вкупе привело к тому, что в Харькове, Донецке, Николаеве, Одессе прокатилась волна народного гнева, направленная на отделения и банкоматы «ПриватБанка», которые жгли коктейлями «Молотова», разбивали арматурой и заливали красной краской.

Из-за этого имидж банка в ряде регионов Украины оказался непоправимо испорчен, а активный конфликт Коломойского с российскими властями делает его перспективы весьма туманны.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.