Телеграфный столб используется, в том числе, для крепления рекламного баннера

Телеграфный столб используется, в том числе, для крепления рекламного баннера

Историки и инженеры наслышаны об Индо-Европейском телеграфе – уникальном проекте XIX века, который частично был реализован на территории Крымского полуострова. Свою функцию телеграф исправно выполнял до 30-х годов прошлого века, а для местных нужд и позднее.

Его упоминал в своих мемуарах генерал-фельдмаршал вермахта Манштейн, чья армия оккупировала Крым в 1941- 42 годах. Позднее о нем изредка писали в крымских газетах, а с возникновением Интернета сообщения перекочевали на форумы. С каждым годом ценность артефактов, чудом сохранившихся в Крыму, возрастает. Прежде всего, потому что столбов остались считанные единицы. Сегодня уже актуальна задача не просто рассказать о знаменитом Индо-Европейском телеграфе, но и не утратить навсегда несколько сохранившихся металлических столбов производства компании Siemens Brothers.

Фото: Kerch.fm

Фото: Kerch.fm

Связь сквозь Крым

Считается, что право на строительство телеграфной линии Лондон-Калькутта через территорию Российской империи было получено англичанами по итогам Крымской войны. Англичане намеревались связать Лондон с резиденцией вице-короля Индии в Калькутте и затеяли проект в 1867 (по другим данным в 1868) году. Для этого была создана концессия, а технические работы выполняла фирма братьев Сименс. К этому моменту компания немецких партнёров “Сименс и Гальске” уже разделилась (Гальске покинул её), но она имела большой опыт строительства телеграфов на территории Пруссии, а позднее и в России. Гигантский по масштабам проект был выполнен менее чем за три года. В свободных источниках фигурирует следующий маршрут: телеграф был протянут от Лондона через Берлин – Киев – Одессу – Крым – Батуми – Тифлис – Тегеран – Карачи в Калькутту.

Однако старший научный сотрудник Центрального музея “Тавриды” Владимир Гуркович, который начал заниматься этой темой ещё в 70-ые годы прошлого века, рассказал “Зеркалу Крыма”, что линия от западной русской границы (местечко Александрово) прошла через Тирасполь, Житомир, Одессу, далее Крым, Екатеринодар (Краснодар), Адлер, Сухуми, Тифлис и Ереван. Далее от русско-персидской границы телеграф шёл к городу Бушир на побережье Персидского залива, откуда шла воздушная (по другим источникам – подводная) часть до Бомбея (Мумбаи) и далее воздушная линия – до Калькутты.  Описанная Гурковичем схема совпадает с картами, опубликованными в открытых источниках.

Схема. Линия от западной русской границы прошла через Тирасполь, Житомир, Одессу, далее Крым, Екатеринодар, Адлер, Сухуми, Тифлис, Ереван и дошла до Калькутты

В Крыму воздушная телеграфная линия проходила через Перекоп вдоль трассы на Симферополь. В столице телеграф проходил по Долгоруковской улице (сохранились архивные фотографии улицы с установленными сименсовскими столбами) и делала поворот на восток в районе современного проспекта Кирова. Далее линия шла на Белогорск, через село Пролом, обходила гору Аграмыш (Старый Крым) с севера и далее шла на Керчь.

Симферопольский альбом. Симферополь был небольшим городом: от городской заставы на Перекопской дороге (она изображена на фото) видна перспектива Долгоруковской улицы с собором — до центра рукой подать

Важность телеграфа для Англии для связи со своей богатейшей колонией трудно переоценить. Телеграф, конечно, уже на тот момент не был выдающимся техническим открытием, но длина трансконтинентальной линии – почти 11 тысяч километров сделала его уникальным.

12 апреля 1870 года из Лондона в Калькутту по телеграфу был передан текст государственного гимна Альбиона “Боже, храни королеву” и табель заработной платы будущих телеграфистов. Пробный сеанс связи занял 28 минут и вызвал бурю восторгов.

История телеграфа в Крыму

− Технического материала о телеграфе Англия-Индия не было, но будучи в Ленинградском музее связи (в 70-х годах) я нашёл там информацию научно-популярного характера о строительстве этой линии, − рассказал старший научный сотрудник Центрального музея “Тавриды” Владимир Гуркович.

Статьи ст. научного сотрудника Центрального музея Тавриды Владимира Гурковича, посвящённые телеграфу и напечатанные в советских газетах

По словам историка, 16 апреля 1869 года генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии дал указание Таврическому губернатору Г.В. Жуковскому: “Во внимание к особой важности сего предприятия, представляющего значительные государственные выгоды, оказывать максимальное содействие строителям линии”.

Скорость возведения телеграфа достигала 6-7 км в сутки и за два месяца весь крымский участок был закончен. Сообщается, что вся российская часть телеграфа была сдана в эксплуатацию к 19 января 1870 года. Индоевропейское общество, получившее концессию от русского правительства на эксплуатацию этого участка, выплачивало России 10, а затем 17 процентов от причитающейся транзитной таксы за каждую телеграмму, – рассказал Гуркович.

Развитие беспроводного вида связи положило конец работе телеграфа в 1931 году. В дальнейшем он использовался для организации телефонной связи в пределах Крыма. Столбы телеграфа продолжали выполнять свою функцию, оставаясь частью крымского ландшафта. О них (называя телеграф англо-иранским) упоминает в своих мемуарах немецкий генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн, руководивший операцией по захвату полуострова в годы войны. Так он вспоминал унылые крымские степи, с которыми познакомился после переброски на юг.

“И всё же в однообразии степи была какая-то прелесть. Пожалуй, каждый испытывал тоску по простору, по бескрайности. Можно было часами ехать этой местностью, следуя только стрелке компаса, и не встретить ни одного холмика, ни одного селения, ни одного человеческого существа. Только далёкий горизонт казался цепью холмов, за которой, может быть, скрывались райские места. Но горизонт уходил всё дальше и дальше. Лишь столбы англо-иранской телеграфной линии, построенной в своё время Сименсом, нарушали монотонность пейзажа”.

Немцы в годы оккупации также использовали линию, что подтверждают сообщения и мемуары крымских партизан, периодически перерезавших провода линии и ломавших опоры. Об этом вспоминает известный крымский партизан Генов, который указывает на большую прочность опор, трудно поддающихся уничтожению.

Уже в послевоенные годы опоры использовались для организации телефонной связи, но примерно в 70-ые они утратили своё значение и постепенно вытеснялись железобетонными конструкциями. К сожалению, продолжил Гуркович, со стороны властей и общественности к уникальному объекту не было должного внимания.

− В Симферополе, на Феодосийском шоссе (ныне проспект Победы, – ред.)  от 256 до 298 номеров (домов) стояла целая линия (столбов телеграфа), − вспоминает Гуркович. А ныне – лишь две опоры. Я помню, когда ездил на Перекоп, вдоль дороги были участки длиной по километру-два, где стояли эти опоры. И в районе Зуи, Белогорска, Старого Крыма (с северной стороны горы Агармыш). Ещё в начале 70-х годов я видел их в районе Феодосии и Керчи.

Основной причиной исчезновения столбов можно считать их недостаточную высоту (порядка 5,5 метров), но нельзя исключать и фактор использования металла. Нижняя часть столбов была выполнена из чугуна, а коническая верхняя – из стали, достаточно гибкой, вспоминают те, кто с ними сталкивался. Опоры располагались в 50 метрах друг от друга, так что только в Крыму их было установлено несколько тысяч. Было…

− На столбе была лишь одна траверса, причём траверса из очень крепкого дуба. На ней было несколько изоляторов для крепления провода. Интересно, что каждый столб был снабжён разрядником – металлическим прутком для стока на “землю” разряда молнии, чтобы не перегорал провод телеграфа. Установка второй траверсы ниже первой приводила к тому, что провода провисали, что мешало проезду крупногабаритного транспорта. То есть их высота была недостаточной. Вторая причина −  металл, говорят, что некоторые умельцы изготавливали кольца и другие части двигателя из сименсовских столбов, − рассказал Владимир Гуркович.

Артефакты в Симферополе

Итак, в Симферополе сохранились те самые телеграфные столбы, изготовленные в 19 веке фирмой Siemens Brothers. Осталось выяснить, в каком они находятся состоянии и стоят ли на том самом месте, где были изначально. По имеющимся данным, подтверждённым из разных источников, два столба находятся на проспекте Победы – сначала мы направились туда. Похоже, их местоположение соответствует установке – линия шла вдоль дороги к Белогорску, именно по левую сторону, если смотреть на восток. И – удача! Те самые столбы сохранились и находятся на участке от кольцевой развязки до конечной троллейбусной остановки, на проспекте Победы.

Этот столб расположен рядом с остановкой общественного транспорта

Столбы Siemens трудно заметить, если не знать, как они выглядят. Они конической формы, давно утратили изначальную траверсу, на которой крепились провода связи, поэтому сегодня они выполняют роль опор, с помощью которых к частным домовладениям подведено электричество.

Второй столб ближе к городу, примерно в 100 метрах от первого, используется в том числе для крепления рекламного баннера

Кроме того, их состояние и окружающая территория далеко не самого презентабельного вида. Отсюда также малый интерес к уникальным опорам в Симферополе со стороны вандалов. Именно это обстоятельство, а также то, что они и поныне используются как электрические опоры, спасло металлические столбы телеграфа от неминуемого исчезновения.

На одном из них чётко видна, расположенная на основании столба сокращённая надпись Siemens Bros. Забегая вперёд, скажу, что на других столбах английского телеграфа, найденных в Крыму, надпись компании была целиком, кое-где с указанием номера столба.

Надпись на одном из симферопольских столбов телеграфа Siemens Bro

Насколько законно хозяева домов приспособили столбы для своих нужд – сказать трудно, но это обстоятельство позволило их сохранить, причём явно на том самом месте, где они изначально были установлены.

По запросу автора “Зеркало Крыма”, на эти два столба уже производится сбор необходимых документов с целью постановки их на учёт как объектов культурного наследия.

Автор выражает благодарность Владимиру Гурковичу за предоставленную информацию, а также сотрудникам комитета по охране культурного наследия республики Крым.

В следующем материале мы расскажем, как навсегда исчезли опоры из села Пролом и Луговое, а также о настоящих удачах – находках в Детском парке Симферополя и обнаружении нескольких столбов телеграфа в окрестностях Белогорска.

Дмитрий Федосимов, Симферополь 

Фото автора 

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Масленица по-евпаторийски

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

#СохранимТелеграф

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.