От разъезда “107 км” на железнодорожной линии Джанкой – Владиславовка – Феодосия до завода была проложена одноколейная железнодорожная ветка (в настоящее время железнодорожное полотно разобрано). Одновременно со строительством завода началось строительство рабочего посёлка “Южная точка”, переименованного в 1952 году в “Приморский”.  

Приморский – посёлок, который создали специально для проживания рабочих и инженеров предприятия, которых к концу 80-х было задействовано 12 тысяч человек. Феодосийцы с болью вспоминают о том, как без преувеличения градообразующий завод приносил основной доход в бюджет региона.  Передовые достижения за годы утрачены, а некоторые, оказавшиеся невостребованными корабли, больше 20 лет гниют под открытым небом. Они – печальные памятники развала большой страны, напоминание о том, как уникальные достижения были перечёркнуты Беловежскими соглашениями, а судьбы миллионов людей никого из подписантов тогда не волновали. 

Феодосийское “Море” славилось производством военных кораблей и гражданских судов на подводных крыльях и на воздушной подушке.

Гигантский цех “Моря” был построен в 1987 году рядом со старыми корпусами для организации производства в нём новых типов судов. Планам не суждено было осуществиться. Уже в украинскую бытность здесь сделали несколько небольших военных заказов для Греции и позднее для Китая – построили десантные корабли на воздушной подушке “Бизон” (аналог проекта “Зубр”).  Большую часть времени при Украине завод практически простаивал, перебиваясь мелкими заказами.

Фото: Дмитрий Максимов Фото: Дмитрий Максимов

Один из этих кораблей на воздушной подушке, не прошедших приёмку греческими заказчиками  до сих пор стоит в цехе “Моря”. Такой корабль может брать на борт 4 танка или 10 бронетранспортёров, либо батальон десантников. Уникальность корабля в его ходовых качествах и способности перемещаться даже по суше, где он может переползти препятствие высотой до полутора метров.

Фото: Дмитрий Максимов Фото: Дмитрий Максимов

Для спуска готовых кораблей на воду использовался специальный слип – могучие лебёдки, приводимые в движение мощными мотор-редукторами. Сегодня, по словам директора завода, их необходимо ремонтировать, так как рассчитанный на 800 тонн сегодня слип не может быть нагружен даже вдвое меньшим весом. Сама акватория, защищённая от волн бетонным молом, также требует дноуглубительных работ: вход в неё при необходимой глубине 15 метров занесён песком из-за штормов. Сейчас там не пройдёт корабль с осадкой более двух метров.

Фото: Дмитрий Максимов

Рядом со слипом высится большой ржавый теплоход. Это морской газотурбоход на подводных крыльях проекта “Циклон”, который был спущен на воду в 1986 году. Он успешно работал,  в начале 90-х был поставлен на плановый ремонт, который закончился для него более чем 20-летней стоянкой. “Циклон” мог перевозить до 250 пассажиров, имел две палубы, крейсерская скорость – 70 км/ч.  

В 90-е на “Море” строились морские суда проекта “Олимпия”, предназначенные для скоростных пассажирских перевозок, в том числе и в тёмное время суток. А всего за годы работы на верфи построили почти 400 речных “Ракет” и более 150 модернизированных “Восходов-2”, около 90 морских “Комет”, причём треть – на экспорт. “Море” был без преувеличения флагманом в производстве быстроходных судов гражданского назначения не только в СССР, но и в мире.

Фото: Дмитрий Максимов

Внутри гигантского цеха “Моря” стоит упомянутый ранее греческий “Бизон” и ещё один уникальный корабль – противолодочный корабль проекта “Сокол”. Всего таких кораблей было построено четыре и этого было достаточно, чтобы полностью контролировать всё Чёрное море на предмет появления в нём подводных лодок. Быстроходный корабль “Сокол” – на подводных крыльях, это позволяло ему развивать огромную скорость. Этот экземпляр – остаток советского военного производства, невостребованного Россией и  Украиной после развала СССР. Его судьба предрешена – он будет разукомплектован и вероятней всего разрезан на металлолом, как устаревший за десятилетия морально.

Фото: Дмитрий Максимов Фото: Дмитрий Максимов

Планы запустить завод в работу вынашиваются уже два года после воссоединения Крыма с Россией, заводчане связывают надежды с новым директором, который приступил к работе недавно. После национализации “Моря” наконец выплачены все долги, а работникам с марта этого года предложено выйти на полноценную рабочую неделю. Начать необходимо с модернизации завода, а именно с элементарных вещей – разгрести хлам, заняться ремонтом и даже – восстановить полноценное ограждение стратегического предприятия.

Фото: Дмитрий Максимов

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, побывавший на заводе, высказал уверенность, что феодосийскому заводу поможет ленинградский судостроительный завод “Пэлла”. Основная проблема, по словам Рогозина, состоит в том, что крупные частные российские верфи не хотят делиться с крымской оборонкой частью заказов оборонно-промышленного комплекса. Тем не менее, есть надежда, что “Море” будет принимать участие в создании трёх современных малых ракетных кораблей.  Рогозин также сказал о необходимости возрождения гражданского судостроения, однако конкретики в отношении заказов пока нет. Очевидно, что для этого должна быть сформирована государственная программа. Тем более, что о необходимости строительства собственного флота гражданского назначения, а именно – перевозки пассажиров судами типа “река-море” давно говорят все специалисты. Это также необходимо для развития перевозок между курортами Крыма и черноморского побережья Кавказа.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.