Ныне потенциал портов Крыма совершенно не реализован. В общей сложности на полуострове работают четыре торговых порта и два рыбных, однако украинские власти последние годы их практически не развивали. Новая программа развития портов и резкое увеличение грузооборота поможет сократить зависимость Крыма от украинской железной дороги.

Несмотря на уникальное местоположение Крыма, потенциал его портов не реализован: в 2013 году через них прошли менее 10% украинских грузов

Крым обладает уникальным местоположением для транспортировки морских грузов, однако при этом его портовое хозяйство находилось последние годы далеко не в лучшем состоянии. Суммарный грузооборот всех крымских портов за 2013 г. составил 13,8 млн тонн, то есть примерно в два раза меньше, чем в Одессе. Для сравнения, грузооборот всех украинских портов за год достигал 151,6 млн тонн. Иными словами, через Крым шло менее 10% всех украинских грузов. Такую ситуацию сложно назвать адекватной. Поэтому новые крымские власти после изменения статуса полуострова едва ли в первую очередь решили заняться портовым хозяйством. В частности, Государственный совет Крыма создал стратегическое госпредприятие «Крымские морские порты», в которое вошли порты Керчи, Феодосии, Ялты и Евпатории. Как решил парламент полуострова, новое предприятие «является стратегическим и не подлежит ограничению в электроснабжении, теплоснабжении, а также в иных ресурсах жизнедеятельности». В ближайшее время порты также получат порядковые регистрационные номера в Реестре морских портов России.

Киевские власти, как обычно, отреагировали на очередную реформу в Крыму достаточно нервно и объявили новое предприятие вне закона. А украинские журналисты и вовсе поспешили назвать крымские порты бесперспективным активом. Как предупреждает украинская газета «Дело», уже в 2013 г. наметилась тенденция к снижению грузооборота в крымских портах. «Например, по итогам 2013 года только Евпаторийский порт смог увеличить грузоперевалку на 6%. В остальных портах полуострова грузопоток сократился: в Севастопольском порту на 5,5%, в Керченском порту — до 59%, в остальных портах снижение составило в среднем 14%», – уверяет издание. В действительности, эти данные данные не соответствуют действительности.

Российские власти намерены значительно улучшить показатели грузооборота портов, направив туда серьезные инвестиции

По официальным данным, Евпаторийский морской торговый порт завершил 2013 год с перевыполнением плана по грузопереработке на 16,5% и плановой чистой прибыли на 27,2%. Более того, вся финансовая отчетность порта опубликована на официальном сайте порта, и ознакомиться с ней может любой желающий как из Крыма, так и из Киева. В частности, как следует из документа, несмотря на неблагоприятные погодные условия порт успешно начал работу в 2014 году: план января по грузопереработке портом выполнен на 113,2%. Если за прошлый год грузопереработка в порту достигла 978,4 тыс. тонн и выросла на 16,5%, то по количеству обработанных судов Евпаторийский порт превысил предыдущий показатель на 21,8%. В свою очередь грузооборот Севастопольского морского порта, одного из ключевых портовых предприятий крымского полуострова, в январе-феврале 2014 года увеличился на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го – до 817 тыс. тонн, а перевалка насыпных грузов возросла даже на 93% и превысила 220 тыс. тонн.

Впрочем, в абсолютных величинах этих объемов грузооборота явно недостаточно, и крымские порты могут значительно улучшить свои показатели. Поэтому в ближайшее время российские власти планируют направить серьезные инвестиции в местную портовую инфраструктуру. По данным российской Торгово-Промышленной палаты, реконструкция морских портов Крыма обойдется в $1,769 млрд. Самые большие затраты потребуются для вывода грузовой части Евпаторийского морского торгового порта за пределы города на косу Южная озера Донузлав (более $1 млрд). В целом, речь идет не просто о потенциальных инвестициях: у каждого крымского порта есть готовая программа развития. Так, согласно программе развития Евпаторийского порта, его грузопереработка может вырасти до 5 млн тонн. В свою очередь стратегия развития Севастопольского порта предусматривает модернизацию существующих и строительство новых причалов по перевалке генеральных, навалочных и контейнерных грузов. В настоящее время разработан бизнес-план развития порта, в котором предусмотрено строительство глубоководного причала с глубинами 13,6 м и с перспективой увеличения до 15 м.

В экономическом смысле порты могут составить конкуренцию железной дороге, на долю которой сейчас приходится почти 90% грузооборота Крыма

В целом, рост грузооборота крымских портов может решить крайне важную геополитическую задачу диверсификации местных экономических связей. Он помогает защитить экономику полуострова на случай обострения отношений с Украиной. На сегодняшний день 87,8% грузооборота Крыма приходится на железную дорогу, то есть большая часть грузов транспортируется через украинскую территорию, что создает дополнительные риски. Соответственно активное расширение местных портов позволяет свести эти риски к минимуму.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.