ИНКЕРМАН

В период позднего Средневековья Инкерман, носивший тогда имя Каламита, был основным торговым портом и важной крепостью княжества Феодоро.

Через Инкерман проходит железная дорога Симферополь — Севастополь (станция Инкерман-1). В 1957 году Инкерман (как и Балаклава) был включён в состав города Севастополя, в 1976 вновь получил статус отдельного города под именем Белокаменск, в 1991 городу возвращено историческое название.

Название Инкерман возникло в XV веке, в переводе с турецкого означает «Пещерная крепость». Его история тесно связана с издавна ведущейся здесь добычей мшанкового известняка (инкерманский камень) — ценного строительного материала. Из инкерманского камня построен не только послевоенный Севастополь, им облицованы здания государственных учреждений, Дворцы культуры, вокзалы Киева, Харькова, Днепропетровска, Кишинёва, Звёздного городка космонавтов.

А вообще, в Крыму за какой камень ни зацепись, тут же окажется, что за ним – века и века истории.

ИНКЕРМАНСКОЕ СРАЖЕНИЕ, эпизод Крымской войны 

Состоялось 5 ноября 1854 года.

Если бы русским войскам удалось отбить пока еще слабо укрепленные Инкерманские высоты, это означало бы снятие осады города. Во время сражения англичане потеряли более 3/4 своих солдат. Изнурённые и готовые признать себя побеждёнными, они были однако спасены вмешательством французов, приведённых генералом Боске.

Вступление в бой лучше вооруженных французских войск переломило ход битвы. Русские отступили, понеся большие потери от французской картечи. Впрочем, у сражения был и положительный итог: генеральный штурм Севастополя, намеченный союзниками на следующий день, не состоялся.

Именно после Инкермана многие в России осознали всю серьезность положения в Крыму. «Мы думали, что Луи Бонапарт не может двадцать тысяч войск выслать из Франции, а он выслал сто, приготовляет еще сто, а слух пошел уже о полумиллионе», – писал М.П. Погодин.

Во время Инкерманского сражения союзникам досталось не только от действующей русской армии. Казалось, прямо из-под земли вырывались на поверхность люди в черном облачении и бросались на врага. Это были монахи пещерного монастыря. Причем, вырывались они из-под земли в прямом смысле этого выражения.

ИНКЕРМАНСКИЙ СВЯТО-КЛИМЕНТОВСКИЙ ПЕЩЕРНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Возникновение Инкерманского Свято-Климентовского пещерного мужского монастыря предание связывает с культом св. Климента, римского епископа, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса и убитого здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса, доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — остров Казачий) посреди бухты, на котором, согласно легенде, руками ангелов была построена церковь.

Пещерный монастырь св. Климента возник в VIII-IX веках рядом с византийской крепостью (позже она была перестроена генуэзцами и стала носить имя Каламита).

После захвата в 1475 году крепости Каламита турками монастырь постепенно пришел в упадок. В 1850 году обитель была возрождена и получила современное двойное наименование — по имени города и в честь св. Климента. В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм св. Мартина исповедника. В 1895 году в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм св. великомученика Пантелеймона.

При Советской власти, в двадцатых годах прошлого века, храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, а его имущество передано Севастопольскому музейному объединению.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.

С 1991 года началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Сейчас монастырь снова действует.

ИНКЕРМАНСКИЙ ЗАВОД МАРОЧНЫХ ВИН

Помните, говоря о вине Алиготе, мы упоминали вино именно инкерманского производства? Значит, пришло время поговорить о заводе.

Инкерманский завод марочных вин — предприятие вторичного виноделия, специализирующееся на приготовлении виноградных вин классическим способом путем выдержки в дубовых бочках от 6 месяцев до 5 лет и выше. Завод основан в 1961 году на базе подземных выработок строительного известняка. Винные подвалы площадью 55 000 квадратных метров расположены под землей на глубине от 5 до 30 метров. Единовременно на выдержке может содержаться 1,8 млн. дал вина. Завод – один из лидеров крымского виноделия, в его ассортименте более 30 марок сухих, полусухих, полусладких, крепких и десертных вин. Винные подвалы завода с 2004 года открыты для посещения. Спешите увидеть, и продегустировать, конечно, тоже.

ИНЖИР

Инжир, фиговое дерево, смоковница обыкновенная, субтропическое плодовое дерево рода фикус, семейства тутовых.

В Крыму растет на Южном берегу. Прямо во дворах. Собирают, варят варенье, сушат, едят в свежем виде. И продают приезжим, конечно. Дорого продают. Ну просто очень дорого. В два раза дороже, чем виноград.

Наверное, потому, что вкусный он, этот инжир. А уж какой полезный! Великий врач древности Авиценна считал инжир продуктом для пожилых людей, потому что он лечит все заболевания старости.

Этот медово-сладкий плод, известный как лечебное средство еще с библейских времен, буквально переполнен ценными веществами. В числе эффективно действующих компонентов инжира — ферменты, стимулирующие пищеварение, антибактериальные вещества, клетчатка и сбалансированная комбинация из 11 витаминов, 14 минеральных веществ и 14 аминокислот, участвующих в построении белка. Калия в инжире столько, что первое место он уступает лишь орехам. Кроме того, по количеству железа инжир превосходит яблоко — самый известный железистый плод. Уникальность инжира еще и в том, что в растворимых волокнах его клетчатки содержатся вещества, снижающие уровень холестерина в крови.

Достаточно съесть один плод инжира весом всего 15 граммов, чтобы притупить чувство голода. При этом инжир укрепляет нервы, наполняет мозг живительной силой, предупреждает запоры, снимает усталость, повышает работоспособность, улучшает настроение. Народные лекари используют инжир при лечении заболеваний верхних дыхательных путей, трахеитов, ларингитов, бронхитов, бронхоэктатической болезни. Инжиру приписывается способность противодействовать новообразованиям. Действуя как дезинфицирующее средство, он уничтожает кишечных паразитов.

Свежие плоды инжира рекомендуются истощенным, ослабленным или перенесшим тяжелое заболевание. Вяленый и свежий инжир применяется также при эпилепсии.

Млечный сок инжира гонит песок из почек. На Востоке этими плодами весьма успешно лечат и зубную боль. Ее успокаивают, втирая в десны мякоть свежего инжира.

Внимание! Тем, кто страдает диабетом и имеет избыточный вес, инжир противопоказан. Он может навредить и при язвенных заболеваниях желудка и 12-перстной кишки. Страдающим этими недугами нужно очень осторожно употреблять плоды инжира, не более двух-трех за раз. А если вы здоровы и хотите прожить дольше, не болея, ешьте на здоровье, запивая, конечно же, крымским вином. Только в меру и то, и другое потребляйте.

ИСХОД

14 ноября 1920 года Севастопольскую бухту покинули последние корабли белогвардейского флота. Мы уже рассказывали об этой трагедии, когда говорили о бароне Врангеле. Тем не менее, напомним, к исходу третьего дня боев на Перекопе Врангель и его штаб поняли, что, продолжая сопротивление, они просто положат своих солдат до последнего человека. В тот же день, вернувшись в Севастополь, Врангель распорядился занять войсками административные учреждения, почтамт, телеграф, выставить караулы на пристанях и железнодорожном вокзале. Кроме того, барон дал указание разработать порядок погрузки тыловых военных и гражданских учреждений, больных, раненых, особо ценного имущества, запасов продовольствия и воды. Вечером 13 ноября 1920 года состоялось последнее заседание правительства Юга России. На следующий день началась погрузка на корабли гражданских и военных учреждений.

В это же время выходит одно из последних сообщений Южнорусского правительства, в котором говорится, что «в виду объявления эвакуации для желающих офицеров, других служащих и их семейств, правительство Юга России считает своим долгом предупредить всех о тех тяжких испытаниях, какие ожидают приезжающих из пределов России. Недостаток топлива приведет к большой скученности на пароходах, причем неизбежно длительное пребывание на рейде и в море. Кроме того совершенно неизвестна дальнейшая судьба отъезжающих, так как ни одна из иностранных держав не дала своего согласия на принятие эвакуированных. Правительство Юга России не имеет никаких средств для оказания какой-либо помощи как в пути, так и в дальнейшем. Все это заставляет правительство советовать всем тем, кому не угрожает непосредственной опасности от насилия врага — остаться в Крыму». Приказ и сообщение были разосланы по телеграфу по всем городам Крымского полуострова для «широкого оповещения» населения.

С раннего утра 13 ноября по улицам Севастополя начали передвигаться повозки и группы людей, направлявшихся в сторону порта. Желающие выехать записывались в штабе генерала Скалона, и их количество оказалось столь велико, что уже тогда стало ясно, что расчеты Южнорусского правительства и штаба Врангеля будут значительно превзойдены, а тоннажа судов может оказаться недостаточно. Днем 13 ноября в Севастополь прибыли перегруженные людьми последние поезда, в том числе поезд командующего 1-й армией генерала Кутепова.

Погрузка лазаретов, многочисленных управлений и служб, а также населения шла довольно организованно и в полном порядке. Отвратительные сцены, происходившие при эвакуации Одессы и Новороссийска, когда люди давили, выбрасывали за борт друг друга, в Крыму не повторились, хотя отдельные эксцессы имели место, как имели место грабежи и погромы.

Генералу Врангелю удалось эвакуировать с полуострова 145.693 человека (из них около 5.000 раненых и больных). Было вывезено около 15 тысяч казаков, 12 тысяч офицеров, 4-5 тысяч солдат регулярных частей, более 30 тысяч офицеров и чиновников тыловых частей, 10 тысяч юнкеров и более 100 тысяч гражданских лиц. Сам Врангель отплыл на крейсере «Генерал Корнилов».

Уехавших ждали тяжкие испытания на чужбине. Оставшихся «белых» и сочувствующих им – красный террор. Исход Белой армии – трагическая страница в Крымской истории. И все еще не до конца написанная…

ИОСАФАТОВА ДОЛИНА

Есть такая в Израиле, упоминается в Ветхом Завете. И в Крыму есть Иосафатова долина, расположена в верховьях балки Марьям-Дере, в полукилометре от пещерного города Чуфут-Кале. В Иосафатовой долине находится крупнейший караимский некрополь на территории Крыма.

Считается, что название появилось в XVIII веке по аналогии с названием кладбища в окрестностях Иерусалима, где, по преданию, во время второго пришествия Христос будет судить грешников. Название кладбища — Балта-Тиймез, что в переводе означает «топор не коснется» – связано с тем, что в центре кладбища располагалась священная для караимов дубовая роща.

Кондараки в своей книге «Универсальное описание Крыма» рассказывал: «По обширности и сходству с Иерусалимским кладбищем, оно названо Иосафатовою долиною и считается вторым после него по святости воспоминаний». И далее добавлял, что рядом находятся Мейдан-даг, уподобляемый караимами Мариинской горе, и Бешик-даг, подобный Масличной горе в окрестностях священного Иерусалима.

От крепостных ворот Чуфут-Кале к некрополю ведет дорога, по которой двигались похоронные процессии. Кладбище огорожено каменной стеной с узким арочным входом. От ворот по дну долины ведет дорога, по обе стороны которой видны надгробия.

Надписи на них выполнены на иврите и идише. Это священные тексты, религиозные формулы. Тексты доносят до нас имена реально существовавших людей: Авраам, Соломон, Исаак, Эльазар и другие. На некоторых надгробиях видны разнообразные символы, концентрические окружности, пришедшие со времен язычества: кипарисы — символ скорби, розетки — торжество радости жизни.

После того, как город Чуфут–Кале был покинут его жителями, кладбище в Иосафатовой долине приобрело для караимов статус усыпальницы: из разных городов привозили сюда усопших, чтобы с почестями предать земле. Для тех караимов, которых не смогли похоронить в Иосафатовой долине, устанавливались кенотафы или придорожные камни – условные погребения. На четырех полузаросших лесом гектарах расположено около пяти тысяч надгробий. Многие из них разрушены или ушли под землю.

Сейчас в долине осталось не более десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа. Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось…

А топор трогает. Варварски вырубаются священные дубы. Кем? Да варварами, говорят вам. Не важно, как их теперь называют. Ничего они не боятся – ни людского осуждения, ни Божьего суда. 

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

З

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

К

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.