Новости Спецпроекты Авторы
 
СТАТЬ АВТОРОМ
 

Мы все стали свидетелями великих исторических перемен. Давайте создавать летопись нового Крыма вместе!

 

Актуальное

Сто лет, как в главной роли
Фильм "Оборона Севастополя", снятый в 1911 году, был воспринят современникам неоднозначно и противоречиво, но по сей день остается одной из самых значительных батальных картин в российском кинематографе автор: Сергей Кудрявцев 23.03.2014 в 16:07
Фото: rus.ruvr.ru
В честь первого российского кинопродюсера в Севастополе проводится ежегодный фестиваль "Дни Ханжонкова"

Весной 1911 года один из первых российских кинопредпринимателей Александр Ханжонков, уступив настойчивым просьбам режиссёра Василия Гончарова, одержимого идеей создания дорогостоящего и длительного по хронометражу военно-исторического фильма о Крымской войне 1854-1856 годов, купил ему фрачную пару с цилиндром и дал на дорогу денег, чтобы тот отправился в Санкт-Петербург за получением императорского соизволения у Николая II. Сам Ханжонков мало верил в то, что удастся добиться поддержки августейшей особы.

Однако менее чем через месяц от Гончарова пришла «сногсшибательная телеграмма о полном успехе: не только войска и нужные флотские единицы предоставлялись в распоряжение т/д «А.Ханжонков и К», но всюду в империи мы могли рассчитывать на полное содействие и помощь от властей в постановке взятой под высочайшее покровительство картины», как писал потом в мемуарах Александр Ханжонков.

И хотя при дальнейшей подготовке и реализации замысла фильма «Оборона Севастополя» кинематографистам из Москвы действительно помогали всем, чем могли, многие военные и гражданские лица непосредственно в Севастополе (а съёмки велись в бухте и на Малазовом кургане), подчас возникали почти анекдотические ситуации. Например, для запечатления сцены потопления корабля «Три Святителя» надо было погрузить в воду специально построенную декорацию. Ханжонков позже вспоминал: «Возможность пересъёмки была абсолютно исключена: намокшие декорации теряли свой вид и не годились для вторичной съёмки. Долго пришлось потрудиться, пока миноносец и подводная лодка заняли свои строго опеределённые места… И вот в этот роковой для нас момент вдруг в поле зрения аппарата врывается не кто иной, как наш Василий Михайлович (Гончаров) на своём проклятом катере!.. Съёмка была сорвана! Надо было начинать всё сначала… А солнце поднималось уже к своему зениту - время, которого избегают все кинооператоры… Луи Форестье, говоривщий только по-французски, тут вымолвил свою первую русскую фразу: «Дурак, сто раз дурак!». И это было сказано так неожиданно и так искренне, что все близстоявшие невольно расхохотались».

Любопытно, что впоследствии, когда Александр Ханжонков решил в ноябре 1911 года непременно показать готовую ленту царской семье в Ливадийском дворце в Ялте, Николай II в целом одобрил работу кинематографистов. Но при разговорах с военными чинами он не удержался от язвительного замечания насчёт эпизода в Севастопольской бухте: «Корабли тонут, а броненосцы стоят» - поскольку в кадр всё равно попали новейшие броненосцы, стоявшие в отдалении.

Факт представления фильма «Оборона Севастополя» российскому императору потом использовался Ханжонковым в рекламных целях. Так что начальник канцелярии Министерства Императорского Двора даже был вынужден обратиться за разъяснениями к министру Фредериксу: не следует ли запретить упоминание просмотра этой картины монархом, поскольку она «вызывает в публике серьёзные на неё нападки».

И на самом деле, данная лента Василия Гончарова и Александра Ханжонкова, если судить по откликам прессы более чем столетней давности, воспринималась явно неоднозначно и противоречиво - примерно так, как нынешний «Сталинград». Патриотическая настроенность «Обороны Севастополя», оказавшейся самой первой полнометражной картиной в России (сохранившийся материал, в котором были сделаны в советское время купюры в отношении сцен религиозного и монархического толка, меньше первоначального на четверть часа), не помешала журналистам и обычным зрителям подвергнуть сомнению целый ряд исторических деталей.

Пересматривая сейчас этот фильм, конечно, нельзя не заметить бестолковость и сумбурность батальных эпизодов, хотя там использованы и небольшие панорамы, и смена ракурсов. Неожиданно живо и с интересом воспринимаются моменты, так сказать, «между жизнью и смертью» (как гласит один из интертитров) - допустим, сцена внезапного веселья меж боями, заснятая практически документально, или эпизод на перевязочном пункте с участием первых отечественных сестёр милосердия, включая Дашу Севастопольскую (лишь недавно стало известно, что её звали Дарьей Михайловой).

«Оборона Севастополя», которая обошлась Ханжонкову в значительную по тем временам сумму (40 тысяч рублей), всё-таки смогла окупиться в прокате, благодаря находчивости этого кинопредпринимателя, решившего продавать отдельные позитивные копии по районам и только владельцам конкретных кинотеатров. А ведь поначалу он чуть ли не был готов смириться с тем, что придётся понести немалые убытки и вообще разориться!

При съемках сцены потопления корабля «Три Святителя» кинооператор Луи Форестье, говоривший только по-французски, вымолвил свою первую русскую фразу Некоторые моменты "между жизнью и смертью" – например, сцена внезапного веселья меж боями – засняты практически документально
 



5 КОММЕНТАРИЕВ

ВОЙТИ

КОММЕНТИРОВАТЬ


:
Аноним 23.02.2015 в 10:28
For the love of God, keep writing these artlcies. http://qomqpjnihsu.com [url=http://ymnxjngi.com]ymnxjngi[/url] [link=http://ndogfcpvawz.com]ndogfcpvawz[/link]
Ответить.
:
Аноним 23.02.2015 в 07:07
Thanks for sharing. Your post is a useful <a href="http://pisyzces.com">coionibutntr.</a>
Ответить.
:
Аноним 22.02.2015 в 14:56
Taking the overivew, this post hits the spot http://pcuxvuqyl.com [url=http://vdhybig.com]vdhybig[/url] [link=http://gznedbatrx.com]gznedbatrx[/link]
Ответить.
:
Аноним 21.02.2015 в 13:08
I just hope <a href="http://lylzlant.com">wheover</a> writes these keeps writing more!
Ответить.
:
Аноним 21.02.2015 в 02:45
This is crytsal clear. Thanks for taking the time!
Ответить.