Один день на Мосту!

Многие спрашивали Ильфа и Петрова о том, правда ли они пишут вдвоём и как это возможно? Мы, конечно, не Ильф и Петров, но решили перенять их опыт, чтобы ничего не упустить.

Нас встретили в аэропорту Витязево и за полтора часа мы домчались до первого КПП на Тамани.

Приготовьте ваши паспорта, – сказал охранник в песочном костюме.

Охраняют объект в усиленном режиме, на пропускном пункте у въезжающих машин осматривают днище с помощью специального зеркала на длинной ручке и везде стоят камеры, которые пишут даже звук.

Записали все паспортные данные, открыли шлагбаум и вот он! Вахтовый городок строителей на 4000 человек, а со стороны Керчи такой же, но на 2000.

Раздали белые каски с надписью “Крымский мост”. Почувствуй себя начальником называется. По строительному протоколу белые каски у руководства, а оранжевые у рабочих. Провели инструктаж по технике безопасности, куда же без него на стройке. За ограждения не заходить, от группы не отставать– быть предельно внимательным и аккуратным. Видите пожар – сначала сфотографируйте – потом бегите – напоследок пошутил главный инженер по технике безопасности.

Все заняли свои места в автобусе и мы поехали по рабочему мосту №1 (РМ 1) на площадку строительства основного автодорожного моста на острове Тузла.

Слева Чёрное море, справа – Азовское. Дельфины, дельфины! – раздавались крики по всему автобусу. Стая дельфинов встретила нас в Чёрном море. Хороший знак. Дельфины, кстати, не единственные представители животного мира обитающие здесь, но о них позже.

Остановка – остров Тузла. Главная достопримечательность – первая возведённая опора автодорожного моста. В проекте она значится под номером 173А. Её высота всего лишь порядка трёх метров и поэтому выглядит несколько необычно: привычного тела опоры нет – ригель стоит прямо на фундаменте опоры. Сверху можно увидеть торчащую арматуру – это армокаркас подферменных площадок. Позже его забетонируют и поставят опорные части, на которые передают нагрузку пролеты моста.

На участках строительства Крымского моста со стороны Тамани на острове Тузла готовы уже первые семь опор (четыре под автодорожный и три под железнодорожный мост), на керченской стороне готова первая опора железнодорожного моста. Ещё около 70 опор находятся в работе. Погружено 513 свай.

Территория строительства Крымского моста разбита на 8 участков. В данный момент работы по возведению опор под пролёты автомобильного и железнодорожного мостов развёрнуты на всех сухопутных участках. Начало работ на участке между островом Тузла и фарватером Керченского пролива запланировано на май. Всего строителям предстоит возвести 595 опор под автомобильный и железнодорожный мосты и погрузить около 5 тысяч свай. Максимальная глубина погружения свай на данный момент составляет 94 метра.

Работа кипит – керчане говорят, что даже на своём берегу слышат, как работает гидравлический молот – это строители забивают сваи. Ещё они роют котлованы, вяжут арматуру, бетонируют опоры, строят временные мосты. Кстати, о них.

В Керченском проливе возводятся три временных рабочих моста. Первый (РМ 1) уже готов полностью. Нам даже удалось по нему проехаться. Переход в 1200 метров соединил таманскую сторону и остров Тузла. Для этого было установлено 58 опор: сваи погружены на глубину до 56 метров. Проезд по мосту на грузовом автомобиле занимает не более 5 минут, пешком –  15 минут. Второй рабочий мост (РМ 2) подойдёт к створке судоходного канала от острова Тузла, а третий (РМ 3) – к противоположной створке фарватера пролива со стороны Керчи. Движение техники по РМ 2 будет запущено в конце мая, а по РМ 3 – в конце июня.

При возведении Крымского моста строители вынуждены решать проблемы, не только связанные с сейсмическими и геологическими условиями, но и погодными особенностями в районе Керченского пролива. Сильные ветра и частые шторма сокращают количество полноценных рабочих дней в море.

– У нас по графику строительства отмечено, что всего в году 250 полноценных рабочих дней предусмотрено. В остальные дни в морской части мы работать не сможем, – сообщил директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компании “Стройгазмонтаж” Леонид Рыженькин.

Мы тоже попали в один из таких дней, поэтому в акватории никто не работал. Автоматика кранов не позволяет по ветровым характеристикам осуществлять работы. Восемь плавкранов, которые используют в акватории, в непогоду стоят в укрытии.

Штормовые дни уже заложены в графике строительства, поэтому не повлияют на дату окончания работ. Чтобы минимизировать воздействие природы на стройку и облегчить доставку грузов – строят рабочие мосты.

После первого короткого фотоотчёта со стройки наши читатели удивились, что мост слишком узкий – так вот это только временный рабочий мост. После ввода в эксплуатацию основного моста все рабочие мосты будут демонтированы.

Если во время строительства шторм и ветер мешает работе, то будет ли мост функционировать в непогоду, – спросите вы. Ответ – да! Этот момент очень серьёзно продуман и даже проведены эксперименты.

Специалисты Крыловского государственного научного центра проверили, как будущий мост будет работать во время сильного шторма и ледохода. Для этого модель участка моста, напечатанную на 3D-принтере в масштабе 1:50 “продули” в большой аэродинамической трубе. Модель испытали ветром разной силы: от тихого до ураганного, с порывами до 56 м/сек. Тест на прочность во льдах прошёл в экспериментальном бассейне с движущимися ледяными полями и торосами. Полученные результаты были использованы при разработке проектной документации.

В Керченском проливе – сложная геология, высокая сейсмика и непростые метеорологические условия. Для повышения сейсмостойкости опор сваи устанавливаются не только вертикально, но и под углом. Глубина погружения свай на некоторых участках превышает 90 метров. Это связано с толстым слоем илистого грунта, сквозь который нужно пройти и закрепиться на прочном и твёрдом основании.

Для упрощения доставки грузов для строительства Крымского моста строители построили около 25 км новых автомобильных дорог, в частности на Таманском полуострове была открыта технологическая дорога в обход населённых пунктов и действующих автодорог. Кроме того, в апреле заработала железнодорожная станция в непосредственной близости от места строительства моста. Объём поставок материалов и конструкций для реализации всего проекта превысит 12 миллионов тонн.

На Таманском полуострове развёрнуты цеха по сварке и нанесению окраски на конструкции трубчатых свай, а также арматурные и сборочные цеха. По обеим сторонам пролива также построены  мобильные заводы по производству бетона.

В январе прошлого года одна из крупнейших российских компаний – “Стройгазмонтаж” (СГМ) бизнесмена Аркадия Ротенберга – была выбрана генподрядчиком по строительству моста через Керченский пролив. В феврале этого же года СГМ подписала контракт с заказчиком работ – федеральным казенным учреждением “Управление федеральных автомобильных дорог “Тамань”. Первоначально предполагалось, что открытие автомобильного движения в рабочем режиме и начало временной эксплуатации железнодорожного моста состоится в декабре 2018 года. В феврале этого года проектная документация моста через Керченский пролив получила положительное заключение Главгосэкспертизы, после чего сроки его возведения были уточнены, рассказал журналистам исполняющий обязанности начальника федерального казенного учреждения “Управление федеральных автомобильных дорог “Тамань” Роман Новиков.

–  Получив проект, получив заключение государственной экспертизы, мы смогли оценить эти сроки уже исходя из реальной технологии, исходя из реальных условий строительства, связанных, прежде всего с геологией и сейсмикой  и вышли на те даты, которые на сегодняшний день имеем. Мы реально оцениваем, что в 2018 году запустить рабочее движение по автомобильной части моста для нас принципиально и возможно. И осуществить сдачу моста в 2019 году в целом, включая запуск движения по железнодорожной части, тоже такая задача реальна и перед нами стоит, – сказал Новиков. – Ставим перед собой задачу сдать мост в целом в декабре 2019 года.

Стройку Крымского моста называют всероссийской. Здесь уже порядка 2,2 тысяч рабочих со всех концов России, в том числе около 350 крымчан.

В период максимальной активности на строительстве моста число рабочих на площадках превысит 6 тыс. человек.

Шесть тысяч человек будет задействовано в строительстве Керченского моста в пиковый период стройки. Для сравнения: в соседней Тамани проживает всего на четыре тысячи больше постоянных жителей. Пока же над проектом одновременно трудятся более двух тысяч человек и двухсот единиц техники.

Процесс практически не останавливается: работы идут в ночное время, в выходные и даже, как признаются сами строители, в новогоднюю ночь. Однако здесь никто не жалуется на усталость. Во-первых, нормы соотношения труда и отдыха соблюдаются строго. Во-вторых, на стройке собраны профессионалы, которые считают себя причастными к истории самой большой в мире страны и свою работу считают самой романтичной из возможных.

До того, как началась стройка, было рассмотрено 74 варианта возведения транспортного перехода через пролив, среди которых был избран оптимальный — мост через Тузлинский створ. Предварительные  работы включали в себя разминирование зоны будущего строительства и устранение снарядов периода Керченско-Феодосийской десантной операции, которых тут было много. После сапёров пришли археологи, а на их место – экологи, первичная задача которых – мониторинг влияния строительства моста на окружающую среду и переселение флоры и фауны из зоны строительства.

Оцените статью
Зеркало Крыма