Возведение Крымского моста на керченской стороне заметно отставало от стройки на косе Тузла и таманском берегу. Первые заметные работы на участке начались лишь с середины прошлого года.
Прежде всего, это были подготовительные инфраструктурные мероприятия: прокладывались дороги, развёртывался мобильный бетонный завод, сооружался городок мостостроителей на 1,5 тысячи человек, проводились противооползневые работы на берегу и заготовка материалов. В то же время в проливе продолжалось строительство технических мостов РМ-2 (от Тузлы до фарватера – 1,8 км) и РМ-3 (от фарватера до керченского берега – 2 км).
В декабре у Белого мыса (Ак-Бурун) началась отсыпка весьма протяжённых молов навстречу РМ-3. С тех пор темпы лишь возрастают. Объём проделанной и ещё предстоящей работы по отвоеванию пространства у моря впечатляет: крупные самосвалы, пересекающие насыпь вдоль и поперёк, на общем фоне выглядят букашками. Приходится только удивляться, как монотонный системный труд способен постепенно менять ландшафт местности.
Подобное здесь происходит не впервые: совсем рядом почивает величественная русская крепость Керчь, построенная в 1858–1878 годах как один из ключевых военных объектов Империи для обороны пролива. За двадцать лет преимущественно ручного труда полностью изменился облик и даже очертания огромного мыса. Появились километры рвов и подземных галерей, скрытые под землёй склады, казармы, целые башни, множество оборонительных сооружений и, конечно, центральное укрепление – форт Тотлебен.
Почти все наземные и значительная часть укрытых грунтом зданий утрачены, но уцелевшие памятники военной истории по-прежнему способны восхищать объёмом приложенного труда и изяществом архитекторской мысли. Оба величественных сооружения – прошлого и нынешнего времени – обязаны своим расположением косе Тузла, сужающей Керченский пролив и издавна служившей местом переправы.
Замечательно, что сегодня, несмотря на значительные дополнительные издержки, было принято решение удлинить мост на целых два километра, чтобы обогнуть крепость, не подвергнув её каким-либо разрушениям. С архитектурной точки зрения мост будет довольно утилитарным и типовым, без особенных изысков (кроме пролётов над фарватером).
Но благодаря изгибам, продиктованным рельефом местности и обходом Ак-Бурунского мыса, уже по временным сооружениям просматривается красота формы будущего двойного Крымского моста протяжённостью 19 км; особенно с возвышенности, например, с горы Митридат, у подножия которой расположился исторический центр Керчи.
После утверждения 19 февраля текущего года проектной документации и сметы моста (212 млрд рублей) темпы работ быстро возросли. Строительство ведётся почти непрерывно: в любое время суток продолжается движение самой разной техники – ночью вся извивающаяся лента будущего моста горит огнями. В ветреную и дождливую погоду, которой так богата оказалась нынешняя холодная и пасмурная весна, всегда смотришь с некоторым переживанием в сторону пролива.
Для работы посреди недружелюбной стихии, несомненно, нужны выдержка и опыт. Во время штормов флот приостанавливает работу, а технический мост, на два метра приподнятый над испытывающими его прочность волнами, продолжает использоваться для бесперебойного выполнения строительных операций.
Буквально за последние месяцы на керченском берегу произошли серьёзные изменения: расширена территория мола, возводятся три опоры железнодорожной магистрали и ещё три заложены (каждая опирается на 48 призматических свай, погружённых на глубину до 16 м). Забито больше сотни свай на площадке для сборки арочных пролётов, которые будут установлены над судоходным каналом, на том же участке проложена временная железная дорога для строительных нужд.
Накрыто уже более половины технического моста РМ-3, производится соединение его с берегом, а в проливе ведут работы плавучие платформы и краны, которым, судя по проекту, предстоит сделать крупные насыпи по обеим сторонам судоходного канала. На керченской площадке в мае появился причал: он используется небольшим паромом, доставляющим грузы и технику на временный мост, а также снующими по проливу быстроходными катерами.
Крымский мост с высоты птичьего полёта:
В середине мая начали сооружать узлы основного моста уже в акватории пролива. А на днях строители сообщили о том, что помимо бесчисленных технических свай, забили уже тысячную сваю полноценного моста – им стала четырёхгранная призматическая, такие используются только на керченской стороне. Всего предстоит установить порядка 7 тысяч свай.
Крымский мост уже стал достопримечательностью, привлекающей как приезжих, так и местных жителей: на обрывистом берегу мыса, возвышающегося над строительной площадкой, всегда днём можно видеть множество людей, приезжающих на автомобилях и велосипедах, чтобы, ощущая свежесть морского бриза, увидеть воочию масштабное предприятие, познакомить с ним друзей и сделать несколько памятных снимков.
Эта произвольно возникшая смотровая площадка находится в весьма живописной местности: слева взору открывается панорама города с его знаменитой возвышенностью и керченской бухтой, прямо перед глазами разворачивается строительство, уходящее за горизонт, а справа – во многом рукотворные контуры мыса Ак-Бурун. Совсем рядом расположилось небольшое озерцо – часть крепостных гидротехнических сооружений для сбора дождевой воды.
А у самого берега близ металлической сетки, огораживающей строительную площадку, безмятежно жуют сочную майскую траву стада – это домашняя скотина жителей Цементной Слободки, 80 семей которой к концу года переселятся в новые дома. Их большей частью аварийное жильё будет снесено, территорию займёт инфраструктура новой транспортной магистрали, которая соединит два надолго разорванных берега русской земли.