На фото: Генеральный директор “Крымтроллейбус” Ростислав Попов

Атмосфера напряжения

Ростислав Николаевич, каким вы увидели предприятие, когда пришли на эту должность в октябре прошлого года?

Была достаточно напряжённая ситуация. Это было связано с тем, как я понял, что возникло очень серьёзное недопонимание между администрацией предприятия и водителями. Это предприятие очень старое, оно работает с 1959 года, здесь уже сформировались свои династии, поэтому люди дорожат этим местом, для них “Крымтроллейбус” — это не просто слово, это жизнь… Я считаю, что администрация не смогла или может не сочла нужным оперативно отреагировать на эту ситуацию, не встретилась с людьми, не разъяснила свою позицию относительно развития предприятия. Отсюда и возникло такое напряжение.

Что касается самого предприятия, то оно, конечно, не в самом хорошем состоянии — не сравнить с 80-ми годами. Тогда на линии находилось больше 360 троллейбусов, только на междугородней трассе работало 150 машин!

А сколько на линии работает сейчас?

Сейчас на линию выходит порядка 164 троллейбусов. Конечно, 90-е годы очень сильно отразились на работе предприятия — тогда перестали проводить замену транспорта, в то время как в 80-е каждый год поступало до 20-25 новых троллейбусов. В 90-е всё пришло в негодность, в том числе и ремонтная база, да и люди стали работать в гораздо худших условиях. Но с приходом Крыма в Россию ситуация действительно качественно изменилась, в том числе и для “Крымтроллейбуса”.

И вы наконец стали получать новые троллейбусы!

Да, первый этап — это 114 машин, из которых на сегодняшний день мы уже получили 88. До конца марта поступят оставшиеся троллейбусы. Их все очень ожидают, потому что это машины с так называемым удлинённым автономным ходом. Такой троллейбус может осуществлять пассажирские перевозки, отходя от троллейбусных линий. К слову, они уже работали в Симферополе в качестве эксперимента….

Такие ходили на Маршала Жукова?

Именно. Это был экспериментальный вариант. Троллейбус предприятие не приобретало, он был поставлен как опытная партия. Поставка этих троллейбусов с удлинённым автономным ходом позволит нам ввести те маршруты, которые были уже ранее анонсированы предыдущим руководством — Агроуниверситет и Маршала Жукова.

Время от времени возникают разговоры о внедрении электробусов. Насколько это реально для Крыма, и чем они отличаются от троллейбусов?

Удлинённый автономный ход троллейбуса — это практически электробус. По электробусам есть масса интересных наработок. Где-то они работают, просто подъезжая в определённое место для подзарядки батарей. То есть сеть троллейбусных линий уже не нужна, просто ставится вот такой небольшой участок для подзарядки. Электробусы —это интересный, но дорогостоящий вариант.

Можно сказать, что за ними будущее? Что они вытеснят автобусы, например?

Безусловно, автобусы уйдут. И ремонтные базы “Крымтроллейбуса” стоят намного ближе к электробусам, чем автобусные хозяйства, поэтому переход наших баз на такие новые технологии — это намного проще и дешевле.

Особые троллейбусы для Ялты

 Как сейчас в целом можно охарактеризовать финансовую ситуацию на предприятии?

Что касается финансирования, то ситуация тоже изменилась. На сегодняшний день у нас нет задержек по заработной плате. Но самое главное — это то, что мы получаем новую технику. Совсем недавно мы поставили 20 новых троллейбусов в Алушту — а это практически 70 процентов подвижного состава в городе.

А старые троллейбусы списываются?

Естественно, старые троллейбусы уже не соответствуют требованиям безопасности, но мы их пока не списываем. Есть троллейбусы ещё на ходу, но уже нет смысла закупать для них запасные части, ремонт таких машин сегодня получается очень дорогостоящим. Тем более, это же импортная техника, чешские троллейбусы. Мы их пока просто выводим  из эксплуатации, но на металл они не идут. Пока загадывать не буду, но думаю, что эти троллейбусы ещё должны сослужить службу, хотя может и не в нашем регионе.

Так когда сто процентов троллейбусов на предприятии будут новые?

Все к этому стремятся. Но мы с вами говорим о Симферополе и Алуште, большой вопрос остаётся по Ялте. Там ходят так называемые усечённые, то есть укороченные машины, но их мы пока не получаем. Вот и получается, что Ялта у нас обделённая. Но мы как раз сейчас поднимаем вопрос, чтобы получить новую технику специально для Ялты — как раз такие укороченные троллейбусы.

А кто производит такие машины?

На потоке их нет, они идут по заказу. А вообще сейчас мы получаем машины российского производства – “ТролЗа”, их делают в Энгельсе. Троллейбусы неплохие, с хорошим ходом, но теперь под эти машины надо делать и реконструкцию сети. Такие попытки в Крыму были в 2012 году — реконструировали часть сети возле аэропорта и в районе Перевального. Но это очень мало! Потому что сеть изношена уже настолько, что обрывы контактной сети уже вошли в привычку, они происходят ежедневно. Это не только опасно, но и отнимает очень много сил и средств у нас! Конечно, это всё отражается на наших затратах, естественно, что и себестоимость перевозки растёт.

А начало работ по замене контактной сети намечено уже на этот год?

Пока ничего не намечено. Были планы на 2016 год, но пока не сложилось. Думаю, что к середине года правительству будет понятно, есть ли финансовые возможности для решения этого вопроса, тем более, что в профильном министерстве понимают всю ответственность и сложность этой задачи. Чем быстрее начнём, тем лучше!

И сколько километров контактной сети надо поменять?

Если брать в однолинейном порядке, то почти 600 километров.

Само предприятие, конечно, не в состоянии справиться с такой задачей?

Безусловно, нет! “Крымтроллейбус” — это дотируемое предприятие. За счёт того, что мы   возим людей по тарифам значительно ниже себестоимости, государство выплачивает нам субсидию. То есть сейчас нам дают деньги не на развитие, а просто компенсируют из бюджета наши выпадающие доходы.

Сколько на сегодняшний день государство вкладывает средств в эти компенсации?

Прилично, цифры называть не буду. Скажу только, что субсидии у нас выше того, что мы зарабатываем. Нужно понимать, что мы получаем компенсацию за перевезённого пассажира. Но, по моему разумению, нам должны платить за регулярность работы. То есть показателем качества должен быть чёткий график. А сейчас все гоняются за пассажирами — это неправильно, из-за этого и получается весь этот хаос на дорогах. Но ситуация должна измениться, когда в Крыму начнёт действовать федеральный закон №220-ФЗ (“Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ”. – Ред.). Думаю, что все пассажиры заинтересованы в том, чтобы была регулярная перевозка, не должно быть перегруза. Конечно, должен быть чёткий график работы, люди хотят понимать, что они могут уехать рано утром и поздно вечером тоже вернуться на общественном транспорте.

Безнал — хорошо, но нал останется

 До сих пор пассажиры в троллейбусе рассчитываются с водителем. Эта ситуация будет меняться?

Систему взимания платы, конечно, нужно менять. Когда будет безналичный проезд, это даст массу всяких преимуществ нашим пассажирам. Так, оплатив проезд в троллейбусе, человек сможет пересесть на другой без дополнительной оплаты.

А когда будет введена безналичная оплата?

Она очень сложно вводится. Мы сейчас обкатываем эти современные интеллектуальные кассы на пригороде — билетов уже нет, но кондуктора ещё работают. Вообще этап кондуктора необходим как стадия развития общества для того, чтобы перейти на безналичную систему.

Многие опасаются этого перехода…

Люди боятся, потому что нет чёткого разъяснения. Безнал — это здорово, но нал всегда останется! Однако будет и стимуляция, чтобы люди переходили на безналичную оплату проезда. Кстати, на безнале даже есть вариант снижать цену за счёт того, что идёт хорошая  выручка. В целом, внедрение безналичной системы позволит поднять выручку как минимум на 20-30 процентов, а это уже серьёзные деньги.

Работают ли сейчас на линии контролёры?

Контроль есть, но правовая база по контролю оставляет желать лучшего, в неё тоже надо вносить изменения. В любом случае контрольную службу мы сейчас развиваем. Думаю, что к сезону будем её расширять и набирать новых людей, потому что, конечно, мы заинтересованы в хорошей выручке.

К слову, по водителям у нас тоже есть вопросы — в плане качества обслуживания, в плане культуры и так далее. Но мы будем менять ситуацию, и это не пустые слова!

Периодически возникает вопрос об оптимизации маршрутной сети в Симферополе. Какие изменения ожидают нас в текущем году?

Самые значимые маршруты связаны с получением троллейбусов с удлинённым автономным ходом, о чём мы уже говорили. В городе мы также попытались внести изменения, но реакция была неоднозначная. Так, мы продлили 10-ый троллейбус до Загородного, а маршрут №5 провели до Марьино. Горожане должны понимать, что задача предприятия — зарабатывать как можно больше денег, поэтому хороший пассажиропоток для нас очень важен. Но люди привыкают к каким-то маршрутам и не хотят, чтобы их меняли.

Я так понимаю, что у вас, помимо троллейбусов, теперь будут ещё и автобусы. Это также один из способов заработать деньги для предприятия?

Это не то, чтобы заработок. Просто есть пригородные автобусы, мы их также получили по лизингу. Для “Крымтроллейбуса” это впервые. Не скажу, что мы так сильно рады этому, или как-то особо добивались, но так сложилась жизнь, значит так надо, и мы это делаем.

И сколько автобусов вы получили?

30 автобусов. Соответственно, это требует особую базу — новые диспетчера, новые механики, новые службы ремонта и так далее. Но зато “Крымтроллейбус” теперь сможет работать комплексно, то есть человек, который едет в троллейбусе сможет ехать по этому же билету в нашем автобусе без доплаты. А как только войдёт безнал, будет “Единая карта крымчанина”. Вот вы, приезжая в Москву, заплатите за проезд 55 рублей, а москвич, когда приезжает в Крым, платит 12 рублей. Есть какая-то несопоставимость, ведь зарплаты здесь намного ниже, чем в Москве. Москвич приезжает к нам, и ему легче заплатить чуть больше, и эти деньги пойдут на развитие той же инфраструктуры. Если к нам приезжают туристы, то этим надо пользоваться, что позволит нам аккумулировать средства, на которые можно приводить в порядок и машины, и базу, и участвовать во всех мероприятиях города.

Многих горожан волнует повышение цены на троллейбус. Оно будет в этом году?

Безусловно! Мы к этому идём. Сейчас проезд стоит 12 рублей, ожидается 14. Повышение тарифа необходимо, потому что государство тоже не может нести на себе бремя всех расходов.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.