Фото: sesese.ru. Театр им. Чехова

Один из главных культурно-исторических объектов Крыма – Ялтинский театр имени А.П. Чехова, основанный в далёком 1883 году; где прошли первые концерты Фёдора Шаляпина и Сергея Рахманинова, первые гастроли МХАТа, в котором гостил в качестве зрителя сам Антон Павлович, в очередной раз оказался без средств к существованию. Формальная причина в том, что он до сих пор остаётся зарубежным украинским филиалом и не может получать бюджетные средства. Но по факту всё намного сложнее. Или прозаичнее. Кому как.

В 2006 году после десятилетней паузы и забвения по инициативе президента России Владимира Путина почти развалившийся театр сдали в аренду на пятьдесят с лишним лет российскому олигарху Александру Лебедеву, который его и возродил, взяв на себя обязательства по реконструкции и развитию храма искусства. Договор аренды заключили через подконтрольного предпринимателя украинскую компанию. Однако сегодня в коллективе театра утверждают, что компания является банкротом с многомиллионными долгами.

Фото: yalta-pulse.ru

– ООО “Коммерческая компания” – фиктивное юридическое лицо, фактический адрес которого – неизвестен. А российский легендарный театр так и остаётся зарубежным украинским филиалом, и приближается к своему краху, прокомментировал ситуацию директор театра Николай Рудник.

По его словам, за последние десять лет коллектив проделал огромную работу: была продумана и получила своё развитие концептуальная модель деятельности театра, в которую заложены организация и проведение фестивалей, культурно-просветительские, патриотические и социальные программы, театральная и концертная деятельность, в том числе, для детей и юношества.

Театром также вместе с московским НП “Бюро пропаганды художественной литературы” Союза писателей России реализуются многочисленные бесплатные мероприятия для ветеранов и малообеспеченных жителей Ялты. В прошлом году, в Год российского кино, Ялтинским театром им. А.П. Чехова регулярно проводились бесплатные кинопоказы для жителей и гостей Южного берега Крыма.

Однако сейчас в коллективе не понимают то безразличие, с которым крымская власть относится к крупнейшему и старейшему на южнобережье храму русской культуры, ведь с 2014 года в госсобственность на полуострове было возвращено более полутысячи объектов рекреационного, исторического и культурного наследия. Среди них – все до единого театры полуострова, кроме ялтинского!

– Теперь, лишённый средств к существованию, законодательно запрещённый к государственному дотированию, театр умирает. Уходят работники, не имеющие возможности прокормить свои семьи, отворачиваются прокатчики, здание театра разваливается без необходимого ухода. Все наши многочисленные обращения в Министерство культуры Крыма заканчиваются лишь обещаниями о незамедлительной помощи, которые, к нашему сожалению, ни к чему не приводят. Арендатор имущества Александр Лебедев, называющий себя “меценатом”, принципиально отдалился от дел филиала, чем фактически пресёк свои управленческие функции в отношении театра, здание которого является муниципальной собственностью, подчеркнул Рудник.

Фото: news.crimea.ru

По словам Рудника, за все годы, прошедшие с момента заключения договора аренды, господин Лебедев ни разу не оказал театру ни малейшей материальной поддержки.

– Лишь 25 сентября 2008 года, когда “меценат” решил показать свой театр знаменитым актёрам Кевину Спейси и Джону Малковичу, он почтил своим присутствием стены Ялтинского театра.

По мнению коллектива, гибель театра, пережившего Великую Отечественную войну, “перестройку” и украинскую бесхозяйственность, станет невероятной трагедией и позором для всей страны.

Почему же сначала вложивший в реконструкцию театра более десяти миллионов евро Александр Лебедев сейчас утратил к нему интерес? Своё нежелание дальше инвестировать свои кровные на благо искусства олигарх обосновывал сомнениями в эффективности расходования средств. По его словам, в 2016 году внутренний аудит показал многочисленные злоупотребления со стороны неустановленных лиц. Лебедев заявил СМИ, что вокруг театра создано несколько фирм и благотворительных фондов, через которые его сотрудники получали деньги от третьих лиц и тратили их неизвестно на что. В связи с этим он ещё в 2016 году настаивал на смене руководства ялтинского театра.
Николай Рудник, который не смотря ни на что сохраняет свой пост и по сей день, заявлял в одном из интервью, что коллективу удавалось выживать “благодаря помощи бывшего главы Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, который в 2013–2014 годах жертвовал театру по 400 тысяч долларов в год”.

Фото: yalta.krymok.ru

В свою очередь, в Министрстве культуры РК говорят о том, что правительство республики в курсе ситуации и ведёт переговоры с господином Лебедевым по этому вопросу, поэтому с громогласными заявлениями лучше не спешить. В частности, с Александром Евгениевичем обсуждают варианты передачи имущества театра в республиканскую собственность. И, возможно, это произойдёт в самое ближайшее время.

По словам помощника Лебедева, директора по внешним коммуникациям Национальной резервной корпорации Артём Артёмова, театр (до сих пор!) находится в состоянии юридической реорганизации, а с его руководством сложились очень сложные отношения, поэтому пока совершенно не понятно, кому платить и куда уйдут эти средства.

Вот что бывает, когда коммерсанты занимаются искусством, а мастера культуры бизнесом.

По закону жанра выходит, что в любом случае кому-то придётся уйти. И чем быстрее ситуация нормализуется, тем будет лучше. Для театра и для его зрителей.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.