Дом Елены Оттобальдовны

Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

(М. Волошин, “Коктебель”)

Коктебель, Планерское — это не просто одна из достопримечательностей Крыма. Волошинская Киммерия — веха в истории культуры нашей страны, ведь эта древняя земля стала духовным центром, очагом Серебряного Века — последнего всплеска высокого и нравственного искусства России.

Великий поэт и художник Максимилиан Волошин переехал в Крым вместе с матерью в 1893 году и поначалу жил в Феодосии. Местная природа, древние руины, вечные нагромождения скал произвели на него неизгладимое впечатление, поэтому сколько бы он не странствовал в юности (тут и Россия, и Западная Европа – “блуждания духа”, как называл свои путешествия сам поэт), его всё равно тянуло в Крым. Ведь на это место ему будто бы указала сама судьба — обращённый к морю склон потухшего вулкана Кара-Даг удивительным образом в точности повторяет профиль Волошина. И, склонный к мистицизму, поэт видел в этом особый промысел.

И вот, в 1903 году 26-летний Максимилиан начинает строительство дома на самом берегу моря в татарском посёлке Коктебель, название которого переводится как “Долина голубых вершин”. Надо сказать, что в те времена это было отнюдь не такое гостеприимное место, как теперь. Отсутствие нормальных дорог, соединяющих Коктебель с крупными городами Крыма, и дефицит пресной воды делали его малопригодным для жизни. И, тем не менее, эта земля пленила Волошина.

В разработке проекта поэту активно помогала его мать Елена Оттобальдовна, которая купила землю в Коктебеле одной из первых. Дом задумывался не только для проживания самого Максимилиана, но и в качестве места отдыха многочисленных друзей, которых он планировал тут принимать. За основу архитектурного проекта берутся парижские салоны, однако дому придается некая первозданная суровость, призванная передать древность воспетой Гомером Киммерии.

Впрочем, первоначальный проект был Волошиным забракован, и только после перестройки дом принял тот вид, который мы можем сегодня наблюдать, приехав в Коктебель. Он получился уютным и просторным, а в светлой, обращённой к морю мастерской так хорошо было писать крымские пейзажи. Не удивительно, что сразу после завершения строительства в 1913 году в доме поэта начал собираться весь цвет тогдашней творческой интеллигенции: В. Брюсов и А. Толстой, М. Цветаева и Н. Гумилёв, О. Мандельштам и М. Булгаков — пожалуй, не было поэта, писателя или художника, который бы хоть раз не стал бы гостем Максимилиана (или, как его называли друзья, Макса) Волошина. И уже потом, после смерти поэта, на базе его усадьбы Союз писателей СССР учредил Дом творчества, где творили многие знаменитые литераторы советского времени.

Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина, мать поэта, воспитавшая его самостоятельно после ранней смерти мужа, поселилась совсем рядом, в особняке, получившем шуточное название “Дом Пра”, что означало “дом праматери всех, живущих в нём”. Собственно, одно строение от другого отделял только неширокий проход. Здесь, как и в доме её сына, останавливались выдающиеся деятели культуры.

Мы знаем, где находится комната Николая Гумилёва, где жили сёстры Цветаевы и другие, – рассказывает Наталья Мирошниченко, заместитель генерального директора дома-музея. – Именно с крыльца этого дома написана картина К. Петрова-Водкина “Землетрясение в Коктебеле”. Этот дом с 30-х годов на продяжении всего ХХ века, да и по сей день, являлся корпусом 2 Дома творчества писателей “Коктебель”, то есть, помнит всех. Поэтому именно здесь, кроме экспозиций известных персоналий напрашивается постоянно действующая выставка “От Дома Поэта к Дому творчества”.

Сегодня дом Максимилиана Волошина — это музей. Такой статус он получил в 1984 году, а в 2001 вошёл в состав историко-культурного заповедника “Киммерия М.А. Волошина“. Здание дома-музея несколько раз реставрировалось.

Однако лихие девяностые не обошли стороной и Коктебель. После Перестройки Дом творчества, где в течение десятилетий жили и работали многие выдающиеся советские писатели, был распродан — часть зданий перешла в частные руки, часть была переоборудована под отели, в которых теперь проводили лето не деятели культуры, а те, кто мог заплатить за отдых у моря. Не миновала чаша сия и усадьбу матери Максимилиана Волошина, которая также была превращена в гостиницу. И по сей день на ограде можно увидеть табличку “Сдаются номера”.

Впрочем, в отличие от некоторых других крымских культурных объектов, судьба дома-музея Волошина не так печальна. Ему уже возвращён ряд ранее отнятых объектов, а главное, на стадии завершения находятся переговоры о передаче музею “Дома Пра”. По крайней мере, по словам генерального директора заповедника “Киммерия Волошина” Бориса Полетавкина, препятствий со стороны правительства Крыма и России к этому нет никаких. Министерство культуры РК и Госсовет полностью поддерживают проект передачи музею дома матери Волошина, однако здание долгое время использовалось как частная гостиница, поэтому ему требуется экспертное обследование и, возможно, капитальный ремонт.

Состояние, в котором сейчас находится “Дом Пра”, – это настоящая катастрофа, – говорит Борис Петрович, – там грязь, мусор. Всё это необходимо приводить в порядок. Однако это проблема решаемая, и правительство Крыма полностью на нашей стороне.

Но проблем всё равно хватает. В частности, Министерство культуры Крыма отказалось от планируемой ранее очистки парков-памятников Южного Берега от незаконных строений (при Украине исторические земли безбожно распродавались), да и не стоит забывать, что сдача номеров в “Доме Пра” приносит кому-то существенный доход, потерять который собственник вряд ли захочет.

Так что пока Дом творчества, включающий в себя строения и парк, и являющийся культурно-историческим памятником, отражающим огромный пласт русской культуры ХХ столетия, по-прежнему остаётся в чьих-то частных руках.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Посуда бьется к счастью

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

Осваивая Керчь

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.