На днях водитель симферопольской маршрутки прищемил дверью голову пожилому гражданину, не желая пропускать его в автобус. Пенсионер, в итоге, лишился головного убора и так и остался стоять на остановке. Может быть, ещё и травмы получил. На возмущение пассажиров водитель заявил, что не собирается возить льготников бесплатно.

ОБОСТРЕНИЕ КОНФЛИКТА

Примерно за неделю до этого случился другой прецедент: водители, работающие на городском маршруте №61 (Свобода – ул. Крымских партизан), в полном составе отказались бесплатно перевозить пассажиров-льготников.

Законом предусмотрено 28 льготных категорий. Нам за них никто не платит никаких дотаций: заправляемся, ремонтируем машины за свой счёт, не получая никакой компенсации, – поясняет один из водителей Андрей Ролик.

Маршруточников, также, возмущает то, как льготники себя ведут. Многие хамят в ответ на совершенно законное требование показать удостоверение. Кроме того, есть деятели, которые бесплатно ездят по документам украинского образца или вовсе по чужим “корочкам”. 

– Конечно, реакция на нашу акцию была бурной, – говорит Ролик. – Люди записывают номер машины, возмущаются. Но мы не против. Пускай идут и жалуются властям, лишь бы нас где-то, наконец, услышали! Водители уже просто воют: вы себе не представляете, что творится в городе. Ежедневно процентов 30-35 пассажиров ездят по удостоверениям. Представляете, какой это ущерб нашему заработку? Власти должны понять, что проблема есть, и её необходимо решать. И делать это нужно уже сейчас, потому что противостояние между водителями и льготниками продолжает накаляться. 

В сложившейся ситуации, если вдуматься, нет ни правых, ни виноватых: можно понять обе стороны. У льготников есть свои права, на реализацию которых они рассчитывают. И даже их подчас резкое и грубое поведение в маршрутках объяснимо: люди чувствуют себя униженными, им словно приходится побираться, выпрашивая возможность бесплатного проезда, который, вообще-то, обеспечен законом.

С другой стороны, понятно и негодование водителей. Одно дело, если на маршруте пара-тройка бесплатных пассажиров, и совсем другое, если их почти половина салона. Получается, человек работает по 12 часов в сутки, и делает это чуть не бесплатно. 

ПОРОЧНЫЙ КРУГ

В управлении транспорта симферопольской мэрии нас уверили, что перевозчику выплачивается положенная дотация в соответствии с постановлением о порядке возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов. Однако представители транспортного бизнеса говорят об обратном:

Нам государство не платит никакой компенсации, – заявляет Сергей Шелякин, директор ООО “Таврида Сервис”. – Раньше платили, а в июле прошлого года у нас истёк срок договоров с городской администрацией на право обслуживания муниципальных маршрутов, и мы с тех пор ни копейки не получили. Городские власти нас кормят завтраками: мол, договоры готовы, они где-то на подписи. И так уже который месяц! Без этого документа мы не можем подать заявку на получение компенсации. И, естественно, без договора не получится ничего требовать или добиваться, ведь мы не докажем даже, что вообще работаем.

Итак, круг замкнулся. Деньги на компенсацию из казны, вроде как, выделяются, но до перевозчика (и тем более, до водителей) не доходят, поскольку у компаний, оказывается, даже нет документов, узаконивающих их работу в городе, а значит муниципалитет, по факту, им ничего не должен. Почему нет договоров? “Они на подписании” – отвечают в мэрии.

КАЖДЫЙ САМ ПО СЕБЕ

Разрубить весь этот гордиев узел можно было введением монетизации льготного проезда.

Граждане получали бы на руки определённую сумму, рассчитывались бы в маршрутках, как все, и не испытывали регулярного унижения. Водителям больше не приходилось бы отвлекаться от работы на выяснение отношений с пассажирами. Кроме того, они бы получали положенную прибыль. А предпринимателям-перевозчикам уже не пришлось бы по полгода ждать милости от нерасторопной мэрии.

Монетизация – мера логичная, но незаконная, – считает Пётр Запорожец, председатель комитета Государственного совета РК по промышленной политике, транспорту и ТЭК. – Во всех нормативах прописано, что ни в коем случае не должны ущемляться интересы льготников. Понимаете, монетизация может быть интересна определённому количеству граждан. Например, живущим в сельской местности. Они сидят дома, общественным транспортом не пользуются, соответственно, положенные деньги могли бы тратить на своё усмотрение. А в городе льготники монетизацию сами не хотят, потому что сейчас они ездят, куда и когда нужно, без ограничений. А если бы льгота была монетизирована, им уже пришлось бы экономить и пользоваться транспортом только по особой надобности, ведь количество бесплатных поездок будет ограничено.

Итак, монетизация Крыму в ближайшей перспективе не светит. Но вернёмся к историям, изложенным в начале. Какой была реакция на них со стороны ответственных органов?

Министерством в адрес главы администрации Симферополя Геннадия Бахарева направлено обращение о недопустимости нарушения норм действующего законодательства, – прокомментировал Сергей Семёнов, первый заместитель министра транспорт РК. – В случае выявления фактов систематического нарушения перевозчиками условий договоров, рекомендовано принятие мер вплоть до их расторжения.

В общем, оказалось, что правительство даже не в курсе, что никаких договоров между мэрией и перевозчиками, ежедневно обслуживающими городские маршруты, не существует в принципе. Возникает сразу три вопроса: как вообще такое может быть, как долго горожан будут возить маршрутки, работающие вне закона, и, наконец, куда смотрят контролирующие органы?

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Хирургия патриотизма

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

Украденные возможности

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.