Несмотря на обшарпанный вид, специалисты говорят, что здание находится в неплохом состоянии

ТЯЖЁЛАЯ СУДЬБА КЕНАСЫ

Внутрь симферопольской кенасы сейчас попасть не просто − нужно пробраться сквозь снующих рабочих, похожих на сосредоточенных муравьёв, перейти по балкам. Самое главное − беречь голову, чтобы не ровен час на неё что-нибудь не свалилось. Зато внутри об уличной суете сразу забываешь − помещение ещё обшарпанное, только ожидающее ремонта, но оно уже стало преображаться, так что можно представить, как здесь будет красиво через несколько лет…

Построенный в 1891-1896 годах в связи с активно расширяющейся караимской общиной  храм ожидала нелёгкая судьба − в 1936 году сюда заехала редакция радиовещания ГТРК. Обосновались радийщики в уникальном здании на целых 77 лет. Однако это ещё полбеды − предназначенные для проведения богослужений помещения ну никак не подходили под новые цели, так что кенаса была полностью перестроена. Вместо одного просторного зала здесь появились этажи с маленькими клетками-кабинетиками, а о том, как же на самом деле выглядел храм, знали лишь старожилы − соответствующих документов и визуальных материалов практически не сохранилось.

Многие годы крымские караимы безуспешно добивались того, чтобы здание симферопольской кенасы передали общине. В 2012 году их наконец-то стали пускать сюда для проведения богослужений, но каждый раз об этом нужно было предварительно договариваться, испрашивать разрешение, так что верующие по-прежнему чувствовали себя на птичьих правах в собственном храме. Ситуация изменилась лишь после референдума.

− Когда в 2014 году мы обратились непосредственно к Сергею Аксёнову с просьбой передать нам это здание, он сразу отдал нам ключи, и мы стали проводить здесь богослужения каждую субботу, − рассказывает глава караимской религиозной общины “Чолпан” Дмитрий Полканов. − Но из-за того, что здание было полностью перестроено, пришлось оборудовать небольшую молельню на первом этаже, и мы до сих пор собираемся там. Но, конечно, эта комната совершенно не соответствует нашим религиозным нормам.

Дело в том, что по караимской традиции мужчины и женщины должны молиться в отдельных помещениях, однако, естественно, что в перестроенной кенасе такой возможности у верующих не было. Однако, когда храм будет отреставрирован, там снова появится отдельный балкон для караимок и детей.

− Проводя богослужения в маленькой комнате, мы столкнулись и с тем, что она просто не вмещает всех членов общины, которые традиционно приходят в дни праздников, − объясняет Юрий Полканов. − А так, в обычные дни по субботам, в кенасу приходит около двадцати человек.

Долгое время в общине не было собственных священнослужителей − газзанов, но сейчас в Симферополе их два − Александр Бабаджан и Игорь Шайтан. Специального обучения они не проходят, а выбирает их, собственно, община. Правда, рукоположить в сан должен другой священнослужитель.

− Я родился в Тракае, Литве, а потом уже переехал в Крым. Но меня обучали именно тракайские газзаны, − рассказывает Александр Бабаджан. − Я надеюсь, что отреставрированная кенаса позволит привлечь больше верующих в храм, напомнит людям об их корнях. К сожалению, произошёл серьёзный разрыв между поколениями. Несколько поколений караимов выросли вне национальной среды. Некоторые стали ходить в православные храмы, и сейчас мы, конечно, пытается вернуть их к нашей религии.

 СТАРТОВЫЙ “КАПИТАЛ”

На реставрацию кенасы в рамках Федеральной целевой программы социально-экономического Крыма и Севастополя предусмотрено 115 миллионов рублей.  

− Средств никогда не бывает достаточно, − улыбается Дмитрий Полканов. − Но на выделенные нам деньги мы сможем восстановить храм по максимуму. Понимаете, мы ведь хотим, чтобы здесь действовала не только кенаса, а надеемся создать целый комплекс. Чтобы караимы, независимо от вероисповедания, могли сюда прийти, пообщаться, провести не только религиозные, но и народные мероприятия.

По предварительным планам, в новом национально-культурном центре откроется музей караимского народа и появится кафе с традиционной кухней. В общине уже собрано огромное количество экспонатов, связанных с жизнью караимов, которые наверняка сделают такой музей туристически привлекательным.

− Даже в прежние времена храм являлся центром не только религиозной, но и общественной жизни караимов, − подчёркивает, в свою очередь, Александр Бабаджан.

Особая ставка делается и на кафе.

− Это не будет ресторан или какое-то питейное заведение, так что нет ничего страшного для кенасы в таком соседстве, − уверяет симферопольский газзан. − Но все понимают, что нам нужно содержать храм на какие-то средства. Это огромнейшее здание, которое нужно освещать, отапливать, которое надо периодические ремонтировать. И эти деньги общине нужно зарабатывать каким-то способом. 

Ещё до революции нередко меценатами, щедро жертвовавшими деньги на нужды храма, выступали состоятельные члены общины, однако сейчас ситуация изменилась.

− Во-первых, сейчас община стала намного-намного меньше, а во-вторых, большинство верующих − это пожилые люди, у которых, конечно, нет возможности финансово помогать храму, − объясняет газзан.  

Впрочем, планируется, что точка общепита будет нести и другую функцию − просветительскую. В частности, такой пример уже есть в Евпатории , где при кенасе уже давно действует кафе “Караман”, куда с удовольствием приходят туристы попробовать блюда национальной кухни, а заодно узнают, собственно, о караимской культуре и традициях этого народа.

На базе центра возобновит свою работу и воскресная школа, где можно будет учить караимский язык.

ЗВЕЗДА В НЕИЗВЕСТНОСТИ

В проектной компании “Кирамет”, которая является субподрядчиком реставрационных работ, рассказывают, что самым сложным в работе над объектом является отсутствие материалов, историко-архивных свидетельств, которые помогли бы понять, как выглядело здание раньше.

− Конечно, мы пытается добиться аутентичного состояния храма, но есть сложности из-за того, что есть всего несколько архивных фотографий объекта, − комментирует генеральный директор ООО “Кирамет” Юлия Иванишкина. − В результате, мы домысливаем по аналогам − смотрим на храм в Евпатории, есть кенаса в Киеве, Вильнюсе и так далее. И уже исходя из этого формируем свои решения.

К слову, в настоящий момент эскизный проект ещё не сформирован. Только после того, как будет пройдена историко-культурная экспертиза, можно будет уже точно говорить о новом виде караимского храма.

Таким образом, пока нет и никакой конкретики по звезде Давида на фасаде здания, которая в советские годы приобрела вид главного символа СССР − пятиконечной звезды. 

− Все окончательные решения будут сформированы на стадии эскизного проекта, после чего их рассмотрят специалисты − как экспертами, так и членами научно-методического совета. Конечная информация появится где-то через месяц, − уточнила гендиректор проектной компании. − В настоящее же время мы решаем планировочные и архитектурно-конструктивные вопросы. Мы уже сделали детальный обмер, смотрим шаблоны по поводу столярных работ, окон, декора и так далее.

Важно, что само здание сохранилось достаточно неплохо и его обветшавшим не назовёшь.

− Для объекта культурного наследия здание является относительно новым. Конечно, те перегородки, которые появились в то время, как здесь работала радиостанция, в какой-то степени деформировали его, но это не критичное состояние, оно не вызывает опасений. Естественно, конструктивные проблемы есть, но несущая способность у здания осталась, − резюмирует гендиректор.

Несмотря на то, что реставрация здания займёт несколько лет, симферопольцы уже активно следят за его обновлением, надеясь, что в крымской столице появится новая старая достопримечательность, которая станет одной из визитных карточек города.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.