Рост цен на топливо бьёт по кошельку не только владельцев автотранспорта – затраты на бензин входят в себестоимость любого продукта. Соответственно, если поднимается цена на энергоносители, моментально растёт стоимость всех товаров в регионе.

В апреле этого года, как вы помните, в России были увеличены акцизные ставки на топливо, что, конечно, отразилось на бензиновых ценах не только в Крыму, но и по всей стране. Тем не менее, по данным Росстата, стоимость крымского бензина держит пальму первенства среди остальных регионов. На это есть как объективные, так и субъективные причины.

Среди объективных – дороговизна доставки топлива на полуостров.

– Топливо в Крым попадает, главным образом, из Новороссийска, – комментирует Тимофей Кураев, руководитель Крымского управления Федеральной антимонопольной службы. – Туда его доставляют частично по трубопроводу, частично по железной дороге. Из Новороссийска бензин автомобилями везут к Керченской переправе, грузят цистерны на паромы, перевозят на полуостров. Всё это, каждый из этапов – дополнительные затраты, которые в итоге отражаются на конечной стоимости горючего на крымских АЗС.

Но есть, как выяснилось, и субъективная причина невероятной дороговизны крымского бензина – сговор участников топливного рынка.

– Наши трейдеры в какой-то момент просто начали завышать цены на топливо, – рассказывает Пётр Запорожец, председатель комитета Госсовета РК по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу. – Пришлось провести проверки, посмотреть экономические обоснования таких мер. И их не оказалось!

Так и получилось, что примерно полгода назад в отношении игроков топливного рынка республики был возбуждён целый ряд дел по статье 11 Федерального закона “О защите конкуренции” (признаки картельного сговора). До вынесения решения суда мы, конечно, не получим никаких подробностей ни об участниках сговора, ни о его условиях. Но в общих чертах фабула дела такова. Осенью прошлого года в ФАС Крыма поступили первые сигналы по поводу подозрений топливных ретейлеров в сговоре. Цель картели – согласованно и одновременно повышать цены на бензин в регионе. Причём в списке подозреваемых оказались все более-менее крупные игроки розничного рынка. По прогнозам руководителя антимонопольной службы, решение суда может быть оглашено приблизительно через месяц. Тогда и станет известно, кто всё-таки участвовал в топливной картели, и какое наказание ждёт бизнесменов, старательно обворовывавших своих соотечественников.

Кстати, говоря о стоимости бензина в Крыму, хотелось бы сказать пару слов и о его качестве. Водители недовольны: после заправки на местных АЗС двигатель машины больше вибрирует, из выхлопной трубы чадит серый дым, на свечах зажигания образуется белый налёт. Это не удивительно. Вот, например, результаты анализа бензина А-92 и А-95: из 13 проб две не соответствуют ГОСТу по показателям содержания серы и октановому числу. Ещё интересней обстоят дела с дизельным топливом. Из 17 взятых проб ГОСТу по показателям содержания серы, предельной температуры фильтруемости и фракционному составу не соответствуют все 17, независимо от ценового класса.

Тут, правда, пока не ясно, на каком именно этапе топливо начинает терять в качестве: ещё на материке, перед тем, как его отправляют в Крым, или это уже наши трейдеры стараются? Однако глава республики Сергей Аксёнов, возмущённый результатами анализа, уже распорядился выяснить, кто виноват.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

“Я занимал…”

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.