В 1870-м году в память о всех погибших и умерших во время обороны Севастополя на самой верхней точке Братского кладбища был возведён  храм  во имя Святого Николая Чудотворца.

Его ещё называют храмом-пирамидой, храмом-памятником, храмом-символом. Архитектор Алексей Авдеев не случайно выбрал такую форму для своего творения. Пирамида – символ смерти и вечности одновременно. При этом, форма храма повторяет курган, что насыпают на братских могилах, он и есть – один большой памятник всем, кто покоится на этом знаменитом некрополе. Для Севастополя храм является символом стойкости и героизма защитников города, символом единения и преданности отечеству, символом гордости и любви к своей земле, символом скорби и печали.

Идея постройки храма-памятника на братском кладбище возникла сразу после Крымской войны. В сентябре 1856 года Александр II даёт разрешение на постройку храма с использованием добровольных пожертвований.
К 50-летию Обороны Севастополя, историком генерал-майором А. М. Зайончковским был выпущен исторический путеводитель. В разделе о Братском кладбище было сказано, что “проект храма первоначально составлен архитектором Шнейдером”, но позже переработан Авдеевым. Ошибки делали во все времена, даже генерал-майоры.

На самом деле, первоначальный проект разработал главный архитектор департамента уделов, архитектор Собственного Его Величества дворца, академик Андрей Иванович Штакеншнейдер. За основу он взял форму египетской пирамиды – символа вечности и покоя.

Через год проект доработал архитектор Алексей Александрович Авдеев, значительно увеличив высоту пирамиды и предусмотрев звонницу в её верхней части. В стенах храма появились окна, а крест, венчающий вершину, также увеличился в размерах.

Пятого сентября 1857 года в фундамент будущего храма были освящены и заложены первые камни и медали “За защиту Севастополя” и “В память войны 1853-1856”.

Предполагалось, что строительство храма займёт три года, однако, несмотря на то, что средства приходили из самых дальних уголков страны ­– от солдат и матросов, родственников погибших, простых крестьян, чиновников и знати, денег всё равно не хватало. В 1863 году статс-дама княгиня Татьяна Васильевна Васильчикова пожертвовала на храм двенадцать тысяч рублей, пообещав помогать и дальше. Тем не менее, работы затянулись на долгие 13 лет…

23 августа 1898 года Братское кладбище и Свято-Никольский храм посетил Николай Второй с императрицей Александрой Фёдоровной и детьми. “Отслушав в храме заупокойную литургию, Их Величества обошли пешком братское кладбище и встретились и побеседовали с героями Крымской войны в количестве 34 человек”.

Основание храма выложено из квадров, прочеканенных свинцом, отлитым из пуль, собранных на полях сражений. На гранях пирамиды установлены плиты из чёрного гранита. На них – названия воинских частей и соединений, принимавших участие в обороне Севастополя, срок их пребывания и количество защитников, погибших в боях.

Несмотря на своеобразность фасада, внутри храм выполнен вполне традиционно – в крестово-купольном византийском стиле.
Его интерьеры расписывали художники-академики: М. Н. Васильев, А. Д. Литовченко,  А. Е. Карнеев. Позже фрески, страдающие от повышенной влажности, заменили мозаичными копиями, выполненными в Венеции, в мастерской знаменитого мастера Антонио Сальвиати.

В нижней части храма вмонтированы 38 мраморных досок. На них выбиты имена 943 погибших и умерших от ран генералов, адмиралов, штаб- и обер-офицеров. Это своего рода поминальные списки, по которым можно помянуть имена героев, отдавших свою жизнь за Севастополь.

Во время войны интерьер храма также сильно пострадал. Сильные повреждения получили мемориальные доски и мозаичная живопись. Из 644 квадратных метров мозаики было утрачено более половины.

Пострадал и купол храма, была разрушена его верхняя часть. Во время её расчистки перед реставрацией, были обнаружены останки немецкого пулемётчика с оружием и лентами с патронами. Также был обнаружен неразорвавшийся снаряд, застрявший в стене. Его разминировали севастопольские сапёры.

После восстановления собора, мозаичные фрески были воссозданы по сохранившимся рисункам и эскизам. Реставрация фресок проводилась в 1968-1971 годы. Общая реставрация храма-памятника не закончена до сих пор.

Первая служба и новое освящение храма состоялись в 1988 году, после 60-летнего перерыва. Православной общине храм был возвращён в 1994 году, после чего началось восстановление внешних мозаик, которые сейчас можно увидеть над восточным и западным порталами.

Своя  история  и  у креста

Ещё в 1860 году, за 10 лет до окончания всех строительных работ, после установки креста из диорита весом в 1500 пудов (24,5 т), лопнула и развалилась его поперечная часть. К счастью, обошлось без жертв и сильных разрушений.
В 1864-ом году на вершине храма был водружён новый крест, благополучно простоявший до Великой Отечественной войны.

Во время второй обороны Севастополя  звонница храма была разрушена прямым попаданием артиллерийского снаряда. Потеряв опору, многотонный крест упал с 27-метровой высоты и раскололся на три части.

В 70-х годах обломки креста были вывезены в Киев, где их удалось соединить. В 1974 году уникальный крест вновь занял своё место. Однако…
В мае 2010-го вновь отвалился поперечный фрагмент весом в несколько тонн. На этот раз было принято решение ремонт не проводить, а создать новый крест.

В 2012 году в Севастополь из Екатеринбурга, в подарок от уральских мастеров, был доставлен новый гранитный крест. Высота – 7,5 м, вес – 24 т. Аналогов ему нет.
29 июля он был освящён, а 26 августа установлен на 27 метровой высоте верхней точки храма.

Старый крест  находится  рядом с храмом.

1993 году с острова Сардиния в дар Свято-Никольскому храму были переданы мощи Святого Николая-Чудотворца с грамотой Ватикана.

Свято-Никольский храм хорошо виден с самых разных точек Севастополя. Он, как ориентир, возвышается над Братским кладбищем, как вечное напоминание о тех, кто ушёл навсегда .

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

России верные сыны

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

Who is Mr Володин?

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.